В настоящее время перед экспортерами из РФ стоит задача принципиально изменить качество экспортной продукции, а также создание новой товарной массы. Период масштабного экспорта сырья меняется на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Согласно «майским указам» президента РФ Владимира Путина, перед сельскохозяйственной отраслью поставлена стратегическая задача увеличения экспорта агропродукции в денежном выражении до $45 млрд к 2024 году. Одним из приоритетных экспортных рынков для российских производителей пищевой продукции является Китай, где интерес со стороны импортеров продуктов питания из России привлекают не только сырье, но и качественная продукция с высокой добавленной стоимостью.
Так, по данным российского Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в 2018 году российские шоколадные сладости стали самым динамично развивающимся направлением экспортных продаж в КНР. Такая тенденция наблюдается уже третий год подряд. В прошлом году в Китай было импортировано 36,5 тыс. тонн шоколадных кондитерских изделий из России. За год ввоз увеличился на 63%. КНР является вторым крупнейшим покупателем этого вида российских сладостей с долей 16,2%.
Большой популярностью у китайских потребителей пользуется и российское мороженое, которое уже давно поставляется на китайский рынок. По данным российской таможенной службы РФ, экспорт мороженого в КНР в 2013 году составил в денежном выражении всего $361 тыс., а уже в 2017-м экспорт вырос более чем в 14 раз до $5,1 млн. В натуральном выражении в 2017 году Россия отправила в Китай свыше 1360 тонн мороженого. По данным Союза мороженщиков России, доля КНР в общем экспорте российского мороженого составляет более 10%. И ассортимент готовой продукции, которую готов принять китайский рынок расширяется с каждым годом.
Тем не менее, практика доказала – выходить на внешний рынок, имея только качественный экспортный продукт, нельзя. При организации работы с внешними рынками на первый план выходят вопросы логистики, транспортировки, упаковки, затраты на маркетинг и многие другие аспекты. Поэтому особую важность приобретает реализация мер государственной поддержки через коммерческие банки. Закрепиться на этом рынке и даже выйти вперед помогает государственная программа субсидирования процентных ставок. 23 февраля 2019 года Правительство РФ приняло постановление № 191(«О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции»). В настоящее время Министерство Сельского Хозяйства РФ готовит аналогичное постановление для поддержки агроэкспортеров.
Активным игроком на рынке финансирования экспортных программ выступает Московский кредитный банк. 100% заявок, поданных банком на субсидирование процентной ставки в прошлом году, были одобрены. Банком было заключено девять кредитных соглашений по субсидированным процентным ставкам на общую сумму свыше 25 млрд рублей. По словам руководителя управления продаж продуктов международного и документарного бизнеса МКБ Рената Ганеева, МКБ готов оказать российским агроэкспортерам системную поддержку при реализации проектов. «Покупатель ждет комплексное предложение, в том числе – финансирование, – отмечет Ренат Ганеев. – Банк готов помочь экспортеру на всех этапах, выступить модератором всей программы «под ключ»: мы предлагаем широкую линейку продуктов, помогаем в составлении контракта, подготовке документов, диалоге с покупателем».