25 ноября 2024, 18:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Ректор Воронежского института физкультуры Александр Сысоев: «У нас нет понятия спортивно-зрелищной индустрии, как отрасли экономики»

21.05.2019 16:00
Автор:

Воронеж. 21.05.2019. ABIREG.RU – Аналитика – На днях, 15 мая, у Воронежского государственного института физической культуры появился новый ректор. Им стал депутат Воронежской городской думы Александр Сысоев, ранее занимавший должность первого проректора ВГИФК. У нового руководителя обширные планы по выводу вуза на лидерские позиции. Своим видением будущего института физкультуры, а также развития спорта в городе и регионе депутат поделился в интервью «Абирегу».

– Александр Владимирович, вас знают и как управленца, и как депутата, и как бизнесмена. Кем вы себя больше ощущаете? Расскажите о вашем управленческом и спортивном опыте.

– Когда я в 1996 году пришел в законодательный корпус Воронежа, все окружающие воспринимали меня в первую очередь, как спортсмена. Тем не менее, с момента моего возвращения в Воронеж 30 лет назад, в основном занимаюсь управленческой деятельностью. Когда же я пришел во ВГИФК, многие не воспринимали меня как спортсмена, а считали главным образом управленцем и предпринимателем. Бизнесменом я сам себя не считаю. Я просто правильно инвестировал заработанные в большом спорте деньги. Все остальное – фантазии.

Правда состоит в том, что я один из самых опытных депутатов гордумы, мастер спорта по баскетболу, кандидат в мастера спорта по плаванию. Родители мои занимались баскетболом, отец – тренер, я учился в специализированном спортклассе вместе со многими известными воронежскими спортсменами, военную службу проходил в спортбатальоне. Спортивная среда для меня абсолютно органична, я рос в ней с детства, практически не покидая ее до самого ухода из большого спорта. С 1986 по 1991 год я выступал за профессиональные баскетбольные команды. В 1988 году стал серебряным призером первенства СССР в составе спортивного клуба «Краснодар», после чего мне было присвоено звание мастера спорта.

– Как вы оцениваете позиции единственного спортивного вуза Черноземья на сегодняшний день?

– Главной ценностью вуза являются не спортивные залы, не классы, не оборудование, а люди, которые здесь работают, их опыт и знания. В феврале был юбилей нашего филиала Московского института физкультуры, который в 2006 году был преобразован во ВГИФК и мы, его выпускники, вместе пришли к такому выводу. Здесь есть и преподаватели, которые учили меня, и мои ровесники, и молодые люди, недавно завершившие спортивную карьеру. Но вузу необходимо развитие. Наличие иностранных студентов, дополнительного образования, околоспортивных профессий, от менеджеров до юристов, таких специальностей, как «рекреация и туризм», обучение фитнес-тренеров – все это неотъемлемые атрибуты серьезного большого вуза. Многое из перечисленного еще предстоит сделать.

– Высшее образование, причем не только физкультурно-спортивное, часто упрекают в том, что оно отстало от жизни, и образовательные стандарты зачастую противоречат требованиям работодателя. Соответствует ли это истине, если исходить из вашего опыта работы в вузе?

– Я в последнее время глубоко изучал рынок спортивных профилей, разбирался, кто ему требуется, какими знаниями и компетенциями должны обладать эти люди. Естественно, я сопоставлял полученную информацию с действующими стандартами спортивной подготовки, другими документами Минспорта. Я бы не сказал, что они противоречат современным требованиям, но часто им не соответствуют. Надо признать, что этот факт ставит нас перед необходимостью перемен. Ведь, если мы готовим не те кадры, то не нужно удивляться, что и трудоустраиваются они не так, как нужно.

– Власти сверху в директивном порядке обязывают развивать спорт. Но возможно ли сделать это в отдельно взятом городе, особенно если там нет соответствующих традиций? Какие меры бы вы предложили, учитывая невозможность содержать большой спорт, особенно профессиональные клубы, за государственный счет?

– В 2016 году я был в числе разработчиков президентской программы по развитию физкультуры и спорта в стране. Наша команда досконально изучила более ста документов по этой проблематике, не только российских, но и общемировых. В ходе работы мы выяснили основные проблемы российского спорта. Во-первых, у нас отсутствует понятие спортивно-зрелищных мероприятий, как отрасли экономики. И в отдельно взятом регионе или городе, эта отрасль действительно не возникнет. Нужна общность, хотя бы в 20 городах страны, где этим озаботятся и построят там средства производства, то есть спортивные арены, правильно поставят менеджерскую работу. И тогда каждую субботу и воскресенье зрители в этих городах будут посещать какой-то матч, а экономика иметь доход от продажи билетов. Нужен закон о совокупных затратах на заработную плату игроков в одном клубе. Чтобы соревнования смотрели – нужна конкуренция. Тогда результаты игр не будут легко прогнозируемыми. Потолок заработных плат игроков – нормальная мировая практика, которая давно применяется, например в НБА. Нужен электронный выбор судейства, твердые расценки, оплата на тендерной основе для игроков. Без всего этого не будет спортивно-зрелищной индустрии. При этом надо понимать, какие виды спорта и где следует развивать.

Вторая проблема – незнание экономики подготовки профессиональных спортсменов. Деньги дают всем понемногу, в надежде, что где-то удастся за 20 тысяч рублей вырастить звездного игрока. Никто не считает, сколько стоит это обучение, сколько людей нужно набирать. Не определена роль государства в подготовке национальных резервных команд. Считается, что российские спортсмены обязательно должны участвовать во всех соревнованиях, и везде выигрывать. Но США и Китай участвуют в Универсиаде не как доминанты. И это не сказывается негативно на развитии спорта в этих странах.

– Воронеж сейчас не представлен в высших дивизионах российских первенств ни в одном командном виде спорта. Есть ли предпосылки к тому, чтобы ситуация изменилась в ближайшие годы? Может, стоит сделать приоритетным какой-то один вид спорта, как, к примеру, волейбол в Белгороде?

– Есть список видов спорта, которые «должны» быть в каждом регионе, вплоть до регби. Зачем столько? Каждый регион должен проанализировать спортивные кадры, которыми располагает, и определиться, какие виды будут там базовыми. Конечно, есть Москва, Татарстан, Краснодарский край, которые хотят развивать все основные игровые виды. Ресурсов на это у них пока хватает, хотя не факт, что будет хватать в будущем. А есть другие примеры или стратегии развития, тот же Белгород, про который вы упомянули. Или Курск, где осознали, что финансового ресурса нет, и стали развивать, пожалуй, самый малозатратный вид спорта – женский баскетбол. И в итоге добились того, что местная команда сыграла в финале Кубка Европы, стала победителем Евролиги, и таким образом добилась роста патриотических чувств в регионе. Местные болельщики же «переквалифицировались», объединившись вокруг одного вида спорта.

– С тем, что в воронежском спорте не все гладко, трудно спорить. В регионе на финансирование этой сферы в год выделяется свыше 3 млрд рублей, что для Воронежской области является очень большой суммой, но результата, скажем прямо, нет. Собираетесь ли вы как-то влиять на ситуацию? Как это учтено в программе, с которой вы шли на выборы ректора?

– Самая большая проблема российского спорта – отсутствие профессионалов. Спортивное учреждение не может возглавлять неспециалист. Да, он должен быть управленцем, но он должен пройти путь и спортсмена. Нужны простые, не заоблачные квалификационные требования. И наш институт должен стать базой для обновления спортивных кадров в регионах. У меня есть планы встретиться с руководителями всех областей Черноземья, чтобы заключить соответствующие соглашения. Хотите иметь у себя тренера? Заключайте соглашение и мы будем с вами работать.

ВГИФК будет учить тренеров по востребованным специальностям, развивать коммерческое обучение, в том числе для иностранных студентов. Сейчас у нас намечаются договоренности с Индией и Вьетнамом. Это огромный рынок. В нашей стране существует практика подготовки сельских врачей. Департамент платит деньги за обучение студента в медицинском вузе, а потом выпускник едет и отрабатывает в селе. А если уезжает оттуда раньше времени, ему говорят – возвращай деньги за обучение с процентами. Я считаю, по той же схеме можно наладить и подготовку тренеров.

– А что мешало сделать это уже давно?

– Сейчас возникли реальные предпосылки к тому, чтобы реализовать эти идеи на практике. Экономический эффект от нашей коммерческой деятельности позволил вести речь, к примеру, о переформатировании залов, создании открытого манежа в центре Воронежа для занятий футболом. Сейчас мы делаем вложения в небольшие проекты с быстрым сроком окупаемости, чтобы накопить ресурсы для реализации более крупных.

Нашему вузу выданы дополнительные участки для строительства учебно-спортивного комплекса на 2 тыс. мест и общежития. Строительство, скорее всего, начнется в 2020 году и будет вестись исключительно на федеральные средства. Объем инвестиций составит 1,2 млрд рублей. Концепция спорткомплекса предусматривает пространства с современной инфраструктурой развлечений. Будут помещения двойного назначения. Это увеличивает стоимость проекта, но и делает его более универсальным. Наш спорткомплекс будет в федеральной собственности, ни город, ни регион не будут платить за его содержание ни копейки.

– Мы все время говорим о государственных вливаниях в спорт. Но, несмотря на их весьма солидный объем, спортивная общественность постоянно твердит о недостаточности госфинансирования. Между тем, за рубежом спорт финансируют в основном частные инвесторы. А у нас можно подключить к этой работе бизнес?

– Можно, если у инвесторов будет понимание. Например, я, когда готовлю человека, понимаю, где он будет востребован. Если инвестор знает, как и где он вернет средства, затраченные на воспитание спортсмена, тогда можно говорить о разгосударствлении отрасли подготовки детей и взрослых спортсменов. Если хочешь получить ученика, который дорого продается, ты должен вырастить хорошего тренера. В спорт надо вовлекать экономические стимулы. Каждый участник рынка подготовки спортсменов должен получать денежное вознаграждение на своем этапе работы. Хороший специалист должен готовить уже не детей, а других тренеров, и это должно лучше оплачиваться.

– Каким вы видите ВГИФК в будущем? Куда глобально движется спортивное образование в России и в мире?

– У нас 14 спортивных вузов в стране. По совокупности показателей ВГИФК стартовал 13-м, сейчас мы девятые, хотим стать пятыми, но я вижу потенциал, чтобы войти в тройку лучших. Но не по количеству студентов и факультетов. Для этого нужно строительство новых корпусов. Мы же должны развивать новые прогрессивные направления совместно с другими вузами: классическим университетом, медицинским. Работать на стыке таких дисциплин, как биохимия, биомеханика, биокибернетика. Развивать оздоровительные практики. Сейчас популярны такие направления из фитнес-индустрии: йога, пилатес, стретчинг, цигун. За это потребители готовы платить деньги.

Президент сказал, что россияне должны к 2030 году доживать в среднем до 78-80 лет. Чтобы решать эту задачу, спортивные учебные заведения должны понимать, кого они должны готовить. Например, специалистов фитнес-индустрии, туристической отрасли. Все готовят тренеров. Но не все понимают, что спортивный тренер и тренер по фитнесу – это абсолютно разные вещи, иногда даже абсолютно противоположные. Первый – про то, как эффективно потратить здоровье, второй – о том, как максимально его сохранить. А вот работодатели начинают понимать, что оздоровительные и спортивные методики – это совсем разные вещи. И моя программа, направлена на то, чтобы добиться этого понимания у всех, и воспитывать востребованных, современных профессионалов. Я готов приложить для этого весь свой управленческий и жизненный опыт.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2