По мнению экспертов, авиационное «перемирие», которое заключили Москва и Прага, говорит о готовности к диалогу, пишут «Известия».
Конфликт авиационных властей России и Чехии, из-за которого едва не прекратились прямые перелеты между двумя странами, может привести к негативным последствиям для экономики республики. Об этом «Известиям» заявил член палаты депутатов чешского парламента Ярослав Голик. Отечественным авиакомпаниям сокращение рейсов обойдется в миллионы долларов. Но эксперты, опрошенные «Известиями», верят в то, что сторонам удастся договориться. Подобные ситуации возникают довольно часто, и, как правило, власти приходят к консенсусу. Сейчас чешская сторона пытается получить постоянное разрешение на перелеты по транссибирскому маршруту, а Россия взамен – дополнительные рейсы в Прагу, рассказали «Известиям» источники в авиаотрасли.
Отменили вылет
Прямые перелеты между Россией и Чехией во вторник едва не прекратились. Чешская Республика аннулировала разрешения на выполнение части рейсов «Аэрофлота» и «Уральских авиалиний» в Прагу. Но спустя несколько часов запрет был снят до 7 июля. До этого срока авиационные власти двух стран должны договориться и разрешить проблемную ситуацию.
По данным трех источников «Известий» в авиаотрасли РФ, чешская сторона попросила Россию согласовать постоянное разрешение на перелеты по транссибирскому маршруту. Сейчас оно действует на временной основе и было заключено на три месяца. В ответ Москва запросила дополнительные рейсы в Прагу. Чешская сторона отказалась, и Россия «перекрыла» ее авиакомпаниям транссибирские перелеты, а Прага, в свою очередь, запретила полеты российским авиакомпаниям, пояснил один из собеседников.
– Нынешняя ситуация в области воздушного транспорта между Чешской Республикой и РФ является результатом неспособности достичь соглашения между авиационными властями обеих сторон, – сообщил минтранс Чехии.
Она «не связана с политикой, речь идет только об экономических вопросах», утверждает чешская сторона.
Минтранс России в одностороннем порядке ограничил право вылетать в сибирскую часть России для Czech Airlines на маршруте между Прагой и Сеулом, сказали в транспортном ведомстве Чехии. Транссибирский маршрут – кратчайший путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. В Праге посчитали такое решение нарушением существующих договоренностей и в ответ ограничили права российских авиаперевозчиков в соответствии с соглашением о воздушном сообщении 1966 года.
В Минтрансе России также обвинили чешскую сторону в нарушении межгосударственного соглашения о воздушном сообщении, но выразили надежду, что вопрос будет решен «в самые сжатые сроки».
Пока авиавласти пытались договориться, российские перевозчики были вынуждены ограничить перелеты в Чехию. Так, 2 июля «Аэрофлот» сообщил о сокращении количества рейсов из Москвы в Прагу с шести до двух в день, лоукостер «Победа» – о закрытии полетов из Москвы в Карловы Вары, а «Уральские авиалинии» – из Екатеринбурга в Прагу.
После этого ситуация начала разрешаться. Спустя несколько часов российский Минтранс выдал временное разрешение на полеты Czech Airlines до 7 июля. Аналогично ответила и Чехия.
Если ситуация не нормализуется в ближайшее время, то для российских авиаперевозчиков это чревато финансовыми потерями, сказал «Известиям» директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. По его оценкам, речь может идти о потерях в «миллионы долларов» до конца года.
– Конечно, если говорить о запрете полетов в Турцию и Египет, там потери были на порядок выше – это несопоставимые суммы, – добавил он.
Подобного рода коммерческие споры возникают каждый год по несколько раз и всегда разрешаются к большему или меньшему удовлетворению сторон, сказал «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
– Преференции имеют такие крупные перевозчики, как Lufthansa, Air France, British Airways, японские авиакомпании. Для малых стран распределение квот идет по остаточному принципу. И, конечно, они по этому поводу переживают. Но в данном случае мы не знаем деталей конфликта, – сказал он.
Возможно, диспаритет частоты рейсов российских и чешского перевозчиков на маршруте Москва–Прага дает им право что-то попросить взамен, рассуждает эксперт. Однако он уверен, что всё наладится и ситуация разрешится.
Второстепенное направление
В прошлом году Чехию в туристических целях, по данным погранслужбы ФСБ России, посетило 16,5 тыс. россиян, 23,1 тыс. человек совершили деловую поездку, а 8,7 тыс. – частный визит. В I квартале 2019-го в республику въехали более 5 тыс. россиян.
При этом, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), Чехия по итогам 2018 года не входила в десятку самых популярных стран дальнего зарубежья у наших путешественников. Лидирующие позиции занимают Турция, Германия, Таиланд и так далее, на всю десятку приходится 71,6% выездного турпотока.
Однако представитель Biletiх назвал Прагу одним из наиболее популярных заграничных городов у авиапутешественников из РФ в первой половине 2019 года. Приобретающие билеты через этот сервис россияне чаще всего летали в Тбилиси (7,8% от всех купленных билетов за рубеж), Ереван (5,4%), Прагу (5%), Минск (3%) и Бургас (2,6%).
Многие туристы едут отдыхать в Европу, используя Чехию как транзитный пункт для своего путешествия, сказал «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. При этом, по его словам, корректно в статистике они не отражаются.
Необходимость оформления виз и удобство транспортного сообщения – важнейшие факторы для туристов, добавил вице-президент АТОР Дмитрий Горин. Он также отметил, что по Чехии сейчас не «высокий сезон», она более востребована у организованных туристов (пользующихся услугами туроператоров) осенью, зимой и весной. На лето традиционно приходится пик пляжного отдыха.
– Решение авиационных властей двух стран, пусть и временное, до 7 июля, позволит туристам не нарушать своих планов, – добавил он.
При этом, по мнению Дмитрия Горина, готовность стран к диалогу говорит о том, что конфликт вскоре уладят. Решение будет принято в пользу туристов, добавил он. В свою очередь, Юрий Барзыкин отметил, что путешественники из России в любом случае смогут добраться в Чехию автомобильным или железнодорожным транспортом.
Ситуацией с полетами уже озаботились в парламенте Чехии. Если авиационные власти двух государств не смогут в течение долгого времени договориться, это снизит поток российских туристов, что негативно скажется на экономических показателях республики, сказал «Известиям» член палаты депутатов чешского парламента Ярослав Голик.
– Зарубежные туристы – это всегда дополнительный доход в бюджет страны. Я надеюсь, что проблема действительно не связана с политикой и все стороны сядут за стол переговоров и смогут в скором времени найти решение, – заявил он.
Подобные ограничения не приносят пользу никому, уверен парламентарий.
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:02, 03.07.2019