Аналитик Александр Фролов специально для «Известий» – о том, как скажется на рынке нефти продление сделки ОПЕК+.
Страны ОПЕК+ продлили соглашение об ограничении добычи нефти на девять месяцев. Новый формат картеля работает. Но, к сожалению, этого может не хватить, чтобы стабилизировать и нарастить цены на черное золото. Хотя для мировой нефтяной отрасли проблемой является не только и не столько низкий уровень стоимости нефти, сколько ее слабая прогнозируемость. Цена в $65 считается приемлемой, но далеко не для всех стран и не для всех месторождений. Куда лучше было бы, достигни цена $75 и зафиксируйся на этом уровне. Но реальность такова, какова она есть.
С осени прошлого года снова начались резкие колебания нефтяных котировок. К счастью, на этот раз не повторились события 2014-2016 годов. Тогда цены ушли в затяжное падение и излишне долго находились у дна. Сейчас восстановление приемлемых показателей произошло достаточно быстро. Свою роль тут сыграли высокий спрос, а также наличие действительно эффективного регулятора рынка, который появился в ходе предыдущей волны кризиса, – ОПЕК+.
Очевидно, что уже можно говорить об этом формате не как о соглашении, а как о действующей организации. В то время как классический ОПЕК продемонстрировал свою недееспособность. В связи с этим интересно отметить слова министра нефти Ирана, который посетовал, что в картеле все решения принимаются единолично и тот близок к развалу. При этом он фактически выразил поддержку формату ОПЕК+, в рамках которого Саудовскую Аравию уравновешивает Россия.
Но одних только усилий ОПЕК+ недостаточно. К большому сожалению для рынка и для массы производителей, у которых расходы на производство одного барреля достигают $36.
На рынок сегодня продолжает оказывать негативное влияние торговая война, которую США развязали против Китая. И надо учесть, что реальных последствий этой войны рынок еще не ощущает. Куда более разрушительный эффект на него оказывают переменчивые настроения инвесторов, опасающихся, что рост мирового спроса на нефть из-за этого конфликта замедлится, а может, и вовсе прекратится.
Последние годы спрос увеличивался семимильными шагами – примерно на 1,5 барреля в сутки. Сейчас этот показатель превышает 100 баррелей в сутки и продолжает расти. Согласно бытующим опасениям, Китай вот-вот падет жертвой противостояния со Штатами, рост его экономики катастрофически замедлится, а с ним прекратится и увеличение потребления энергоносителей. В частности, нефти.
Китай и без того принято ежегодно хоронить. Поводом для этого становится что угодно. Даже выполнение этой страной ранее объявленных планов по экономическому росту. При этом КНР быстрее других стран в абсолютном выражении увеличивает потребление нефти. Так, в прошлом году она повысила этот показатель почти на 700 тыс. баррелей в сутки – около половины мирового роста.
К счастью, сама по себе сделка ОПЕК+ создает мощный фундамент, который поддерживает базовые показатели – баланс спроса и предложения. За счет этого исчезают реальные предпосылки для продолжительного снижения цен на энергоносители. Хотя кратковременных резких перепадов избежать не получится.
Также оптимистично выглядят данные из США. Добыча нефти в этой стране сократилась на 300 тыс. баррелей от рекордных показателей, достигнутых в прошлом месяце. Сегодня она составляет 12,1 млн баррелей в сутки. Собственно, неконтролируемое увеличение добычи в Соединенных Штатах было и остается самым большим риском, способным оказать долгосрочное воздействие на баланс спроса и предложения в мировом масштабе.
Если добыча в США под гнетом объективно существующих внутренних проблем наконец остановится или даже начнет сокращаться, то страны ОПЕК+ смогут не выжидать предусмотренные новым соглашением девять месяцев. У них появится повод досрочно нарастить добычу. Но соответствующие договоренности вряд ли могут быть достигнуты до конца года.
Что касается нашей страны, $65 за баррель – достаточный уровень для российской нефтянки. Разумеется, будь цены выше, открылись бы новые возможности на месторождениях Арктического шельфа. Но и без того голодный паек, на котором невольно оказалась отечественная отрасль с 2014 года, подстегнул реализацию ряда проектов. Они помогают сокращать расходы на действующих месторождениях. К примеру, примененная в нефтяной отрасли цифровизация позволила повысить эффективность бурения и геологоразведки. Так, «Газпром нефть» с помощью программных продуктов обнаружила нефтяную залежь («цифровую нефть»).
Также большая тройка – «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» – работают над освоением нетрадиционных запасов черного золота. В 2020-х годах планируется получать коммерческие объемы на Баженовской свите. Осваиваются трудноизвлекаемые запасы. В области нефтепереработки «Роснефть» и «Газпром нефть» активно переходят на катализаторы российского производства. Это также помогает экономить.
Так что ситуация в целом для российской нефтяной отрасли выглядит благополучно. При нынешних ценах она не просто выживает, но и успешно развивается.
Автор – аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Александр Фролов
Газета «Известия», 20:00, 02.07.2019