В ходе региональной недели депутат Государственной Думы от Воронежской области Аркадий Пономарев обсудил с избирателями проблему повышения доходов российских учителей.
Низкие зарплаты учителей – одна из распространенных жалоб, которую доводится слышать депутату в ходе встреч с избирателями. Многие вынуждены работать на полторы-две ставки. «На одну ставку есть нечего, а на две некогда», горько шутят учителя.
– Нагрузка, несоизмеримая с оплатой учительского труда, – краеугольный камень всей системы образования, – отмечает депутат Государственной Думы от Воронежской области Аркадий Пономарев. – По этой причине дефицит школьных учителей год от года усиливается. Средний возраст школьных учителей в России 50 лет. Не стоит также забывать, что почти 85% педагогического коллектива в школах – женщины.
Российские педагоги трудятся больше зарубежных коллег, но получают одну из самых низких зарплат, признает и министр просвещения Ольга Васильева. На минувшей неделе, 24 июня, она обсуждала в Государственной Думе с парламентским корпусом и профессиональным сообществом проблемы российского образования.
– В такой ситуации планы о повышении качества школьного образования не более чем разговоры, – считает один из участников слушаний Аркадий Пономарев. – Мы ждем от педагога полной самоотдачи, чтобы обучение было интересным и увлекательным для ребят. Сам же он думает, как выжить на учительскую зарплату. Молодые талантливые специалисты без финансовой мотивации в школу идти не хотят.
Неуверенность, незащищенность, бесправность – характерные черты российского учительского труда, приходит к выводу Аркадий Пономарев.
– Сегодня выплаты педагогам привязаны к экономике регионов, а также зависят от воли школьных директоров. Из-за чего уровень заработных плат в разных субъектах может разниться в разы. Московские учителя получают в среднем 60-70 тыс. рублей, в провинциальном городе – 15-20, в сельской местности – 8-10 тыс. рублей, – водит в курс дела Аркадий Пономарев.
Составляющая этих сумм, по его мнению, самый туманный вопрос.
– На практике основную часть заработка учителя составляет не фиксируемая часть, которая согласно рекомендациям Минпросвещения должна быть не менее 70% от среднего заработка в регионе, а стимулирующие выплаты и компенсации. Критерии их получения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно. По разным причинам педагоги могут и вовсе их не получать, – поясняет парламентарий.
Низкий доход, непрозрачная система расчета зарплаты, труднодостижимые критерии эффективности для получения премий на фоне растущих задач… Немудрено, что отток педагогов из школ усиливается, рассуждает Аркадий Пономарев.
Сегодня многие эксперты предлагают вернуться к унифицированному гарантированному окладу, учитывающему все виды деятельности учителей. Солидарен с этой концепцией и Аркадий Пономарев.
– Фиксируемая часть заработной платы учителя должна быть равной для всех регионов. Так же как у государственных служащих. Ведь учитель – человек государственный! – уточняет свое видение решения проблемы Аркадий Пономарев.
А для стимулирующей части он предлагает утвердить стандарты показателей эффективности.
– Тогда регионы и школьные администрации не смогут варьировать начислениями по своему усмотрению. А алгоритм формирования зарплат станет прозрачным и справедливым, – уверен Аркадий Пономарев.
Соответствующее предложение народный избранник направит в Министерстве просвещения и возьмет эту тему на особый контроль.