WorldClass

22 сентября 2024, 07:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский продукт // Овощное танго

10.02.2010 18:09
Израильская редиска, турецкие помидоры и бразильские яблоки уже давно вытеснили с полок супермаркетов наши воронежские овощи и фрукты. Неужели в нашем регионе недостаточно тепличных хозяйств, способных насытить рынок зимой? Или же этот бизнес настолько не рентабельный, что им не хотят заниматься? Я слива лиловая, спелая, садовая! В основном воронежские хозяйства выращивают овощи, которые хранятся долго: картофель, морковка, лук, свекла, капуста. Но нередко магазины даже эти продукты закупают у импортеров.

Израильская редиска, турецкие помидоры и бразильские яблоки уже давно вытеснили с полок супермаркетов наши воронежские овощи и фрукты. Неужели в нашем регионе недостаточно тепличных хозяйств, способных насытить рынок зимой? Или же этот бизнес настолько не рентабельный, что им не хотят заниматься?

Я слива лиловая, спелая, садовая!

В основном воронежские хозяйства выращивают овощи, которые хранятся долго: картофель, морковка, лук, свекла, капуста. Но нередко магазины даже эти продукты закупают у импортеров. Валерий Логинов, директор ООО «Черноземье Агро Рамонь», считает, что корень проблемы в том, что в области не существует производства с полным циклом хранения. Кроме того, была утрачена и до сегодняшнего дня толком не сформирована инфраструктура овощехранилищ. Как только овощи теряют товарный вид, вероятность того, что они появятся на прилавках — равна нулю. Можно, конечно, тешить себя мыслью о том, что дряблая картошка и уже начинающая подгнивать морковка, взращенные на богатой черноземной земле, все еще полны витаминов и полезных элементов. Но вряд ли это стоящий повод для торговых сетей, чтобы рискнуть.

«Черноземье Агро Рамонь» работает по государственному заказу, занимается крупнооптовым производством и не ввязывается в мелкий сбыт, поскольку для этого необходимо развивать отдельную логистическую ветку бизнеса — мойка, фасовка и доставка овощей. Валерий Логинов считает, что необходимо уделять особое внимание фасовке и упаковке товара. «Для сельскохозяйственных предприятий, работающих с мелким оптом, то есть с торговыми сетями, этот момент имеет большое значение. Стандартно фасованный и упакованный товар влияет на решение торговых сетей: покупать или нет. С таким товаром проще работать», — говорит Валерий Логинов. Правда, далеко не все хозяйства могут позволить себе подобные дополнительные расходы. Мелкие сельхозпроизводители и фермерские хозяйства, как правило, вообще не имеют службы сбыта. Они налаживают контакты самостоятельно и доставляют продукцию сами напрямую к покупателю, через рынки и ярмарки, либо сбывают овощи перекупщикам.

Я томат – солнцу рад!

Иначе дело обстоит со скоропортящимися овощами. Их невозможно заложить в овощехранилище и постепенно реализовывать. Остается два варианта: тратить колоссальные деньги на сооружение, отопление, освещение, поливку и прочие технические особенности теплиц или перезимовать с импортными овощами. Существует мнение, что теплица может принести доход, если она не меньше 500-600 квадратных м. Такая зимняя теплица, собранная «под ключ», обойдется приблизительно в 620 тысяч рублей. Содержание систем обогрева, полива, вентиляции и дополнительного освещения, необходимых для зимней теплицы, потребуют еще финансовых вливаний, что отразится на себестоимости продуктов и, естественно, на их цене. Причем не в лучшую для покупателя сторону. Высокая цена в сравнении с гораздо более дешевыми импортными овощами не гарантирует реализацию выращенной продукции. Затраты будут несоизмеримы с прибылью, если вообще окупятся.

Даже в наших климатических условиях, зимой, трудно вырастить овощи в теплицах. Например, томаты практически невозможно получить в течение трех долгих зимних месяцев. Этот процесс требует огромных энергозатрат, и за возделывание капризных, восприимчивых к теплу и свету овощей не берутся ни крупные тепличные комбинаты, ни мелкие хозяйства. Эта трудоемкая затея попросту не окупится. Для воронежских помидоров сезон начинается в конце марта. Именно поэтому торговые сети закупают импортную продукцию. По сути, турецким помидорам и израильским редискам фактически не с кем конкурировать в этот период.

Но только ли в этом проблема? Огурцы, салат и грибы местных производителей уже можно купить сейчас. В СПК «Воронежский тепличный комбинат» каждую зиму выращивают до 39 кг огурцов с 1 кв. м, 300 тонн шампиньонов и до 50 тонн вешенок. Но импортных овощей в магазинах не становится меньше. Кроме того, многие ритейлеры не хотят покупать продукцию местных производителей. «Трудно понять почему, — говорит Василий Шабанов, заместитель председателя СПК «Воронежский тепличный комбинат». — Мы производим экологически чистые овощи, которые входят в «100 лучших товаров России», и готовы реализовывать их в магазины». Комбинат выращивает более 11 тысяч тонн томатов, сладкого перца, огурцов и зеленых культур. Действительно заботится об экологичности и полезности своей продукции, которая обрабатывается при помощи современных биологических технологий, полезных насекомых — энтомофагов. Маленькие помощники овощеводов поедают вредителей, и нет необходимости применять химические средства защиты. Несмотря на все усилия, воронежские торговые сети закупают овощи либо маленькими партиями, либо отказываются покупать. Поэтому большая часть произведенной продукции уходит в Москву.

Возможный выход из сложившегося положения — еще одно направление «Тепличного» по реализации овощей, это своя сеть, представленная несколькими торговыми точками в разных районах города и оптовым магазином. Но, как признается Василий Шабанов, торговая сеть толком не развита. На самом деле, нескольких киосков недостаточно, чтобы охватить воронежский рынок овощей и обеспечить покупателей альтернативой импортным продуктам. Хотя вряд ли удастся вытеснить импорт вообще.

Я – абрикос, на солнце рос!

Действительно, зимой в магазинах мы зачастую видим только импортные овощи. Каждая торговая сеть принимает решение о том, какие овощи закупать, основываясь на самые разные критерии: прошлый опыт работы с поставщиками, вкусовые предпочтения покупательской аудитории, цена, качество, удобство упаковки и доставки, презентабельность товара. Вряд ли какие-то внешние силы могут повлиять на решение ритейлеров покупать импортные овощи или же отечественные. Да, для производителей было бы удобно, если торговые сети были бы обязаны по закону закупать определенный процент продукции у местных поставщиков. Но преференция в пользу производителей не нашла отражения в «Законе о торговле». Получается, последнее слово в выборе поставщиков продуктов остается за торговыми сетями и их внутренними мотивами.

«Для нас принципиально качество продуктов, — говорит Наталья Быкова, директор сети магазинов «Зеленый Остров». — Товары проходят серьезный отбор. Наши предпочтения, как и предпочтения наших покупателей, — это отечественная продукция. Как только появляется возможность, мы переходим на овощи местных производителей».

Однако продукция местных овощеводов появится в магазинах и рынках не раньше, чем через несколько месяцев. Только к концу весны, не раньше, наконец-то появятся овощи из соседней Давыдовки. Нужно сказать, что для мелких производителей, таких как давыдовские овощеводы, тепличный бизнес – весьма успешное предприятие. Давыдовка специализируется на выращивании ранних сортов овощей: помидоров, огурцов, редиски, ранней капусты, зелени и баклажанов. Как правило, те, кто выращивает овощи в больших объемах, сдают их перекупщикам. Те же, у кого есть транспорт и объемы производства меньше, продают овощи на рынках Воронежа. Так что ранней весной конкурировать на овощном рынке есть кому: воронежские экологически чистые овощи и импортные лощеные собратья. Вопрос лишь в том, какую продукцию предпочтут покупатели — красивые овощи, привезенные из-за границы, или те, которые были выращены в нашем регионе.

Подводя итог, с сожалением можно сказать, что сейчас местные производители определенно проигрывают в борьбе с теми странами-поставщиками, где благоприятные климатические условия позволяют снимать урожай несколько раз за сезон. Проблем добавляет и постоянный рост цен на энергоносители и газ, который заманивает тепличные комбинаты и фермерские хозяйства в ловушку. Однако если у одного хозяйства получается, значит, и с этой проблемой можно бороться. Главное – начать.

Ирина Гринь
Воронежский продукт, от 10.02.2010, №7

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0