22 ноября 2024, 02:56
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Председатель ЦЧБ СБ РФ Александр Соловьев – о кризисе, ребрендинге и генетической памяти

11.02.2010 15:50
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Центрально-Черноземный банк Сбербанка России, как и следовало ожидать, вышел из кризиса с наименьшими потерями. Но говорить о том, что причиной тому стал исключительно «умеренный консерватизм» банка, все-таки не стоит.

Воронеж. 11.02.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Центрально-Черноземный банк Сбербанка России, как и следовало ожидать, вышел из кризиса с наименьшими потерями. Но говорить о том, что причиной тому стал исключительно «умеренный консерватизм» банка, все-таки не стоит. За плечами у ЦЧБ – далеко не только ежедневный, скрупулезный «отсев» потенциальных заемщиков, стабильно въедливая работа по каждому клиенту, будь то простое рассчетно-кассовое обслуживание, открытие вклада или «проблемное» предприятие с просроченной задолженностью по серьезному кредиту. Достаточно оглядеться вокруг, чтобы признать: консерватизм консерватизмом, а добрая половина предприятий Черноземья работают, построены или строятся при помощи средств Сбербанка, очереди к «живому» оператору в «окне» заменяются электронными расчетами. В ближайшей перспективе ЦЧБ (как и всему Сбербанку) предстоит подвергнуться масштабному ребрендингу, который заключается не столько в смене логотипа, сколько в качественном рывке в работе с клиентами. Кроме того, обещает банк «подтянуть» к передовикам Черноземья – Белгороду и Липецку – Воронежскую область. К тому, как говорит председатель правления ЦЧБ Александр Соловьев, есть все предпосылки.

С 18 по 25 января «Абирег» проводил интернет-конференцию председателя правления Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александра Соловьева на тему: «Точки посткризисного роста в областях Черноземья». Ее результаты мы и предлагаем вашему вниманию.

- Александр Кириллович, как вы считаете, какие области Черноземья смогли использовать преимущества кризиса (снижение стоимости земли, работ, стройматериалов)? И смогли ли?
Дмитрий, Воронеж
2010-01-17, 23:21:38

- К сожалению, кризис не приводит к повышению экономической эффективности предприятий. Наоборот, мы имеем дело с падением доходов, уровня жизни людей. Кризис может сделать сильных сильнее, но это только в том случае, если предприятие является финансово устойчивым и его дальнейший рост происходит за счет ослабления конкурентов. К тому же, качественного снижения стоимости земли, работ и стройматериалов не произошло, поэтому говорить о преимуществах кризиса для областей Черноземья не приходится. Кризис позволил укрепить позиции отдельных предприятий, но не в целом экономики.

- Каковы результаты работы Центрально-Черноземного банка Сбербанка в 2009 году? Удалось ли закончить год с прибылью? Изменилась ли ее динамика? Как кризис повлиял на работу банка? Большой ли процент просроченных кредитов?
Скептик
2010-01-18, 10:18:56

- Нам удалось закончить год с довольно высокой прибылью – более 5 млрд рублей. Это в два раза меньше, чем в прошлом году, однако, учитывая условия, в которых пришлось работать, мы считаем, что это неплохой результат. Если же брать доходы до создания резервов, то они еще более значительны – порядка 17 млрд рублей. Наш банк, как и абсолютное большинство участников финансовой системы, часть прибыли направил на формирование резервов. В настоящее время уровень покрытия резервами в Центрально-Черноземном банке в 2,5 раза превышает объем просроченных обязательств.

К нашему удовлетворению, у нас небольшой просроченный портфель – от 4 до 5%, еще около 5% мы считаем проблемными кредитами. Но с учетом того, что предприятия, у которых возникли проблемы, постепенно выходят из кризиса, общая доля проблемных кредитов не превысит 5%. По физическим лицам уровень просрочки и вовсе составляет менее 1%. Таким образом, взвешенная консервативная политика банка позволила не только нам избежать потерь, но и нашим клиентам – не попасть в сложную ситуацию.

За прошедший 2009 год мы не только не потеряли своих рыночных позиций, но и активно развивались практически по всем основным направлениям бизнеса. Поэтому, с учетом сложившейся динамики, я могу прогнозировать, что прибыль Центрально-Черноземного банка в текущем году составит не менее 10 млрд рублей.

- Александр Кириллович, в последнее время существенный экономический прорыв в региональном развитии совершили Белгородская и Липецкая области. Смею предположить, что эти успехи были бы невозможны без финансирования ЦЧБ, который в инвестпортфеле на эти области имеет риски порядка 3/4 от общей задолженности. Если отбросить строительство и ритейл, в каких отраслях Вы видите перспективы роста в родном городе Воронеже и Воронежской области?
Федор
2010-01-18, 10:22:57

- Вы правы, экономический прорыв наиболее заметен в Белгородской области и отчасти – в Липецкой. Вместе с тем, с приходом нового губернатора, в Воронежской области появились хорошие предпосылки для качественного изменения инвестиционного климата и развития экономики. Наш банк взял на себя обязательство в полном объеме обеспечить финансирование всех действующих хозяйствующих субъектов и новых инвестиционных проектов. Но, безусловно, при условии возвратности этих средств. Мы планируем в 2010 году на 30-40% увеличить объем кредитования Воронежской области.

Из перспективных направлений (помимо строительства и ритейла), я бы выделил агропромышленный комплекс. И в первую очередь, такие направления как животноводство, мясное производство и переработка.

- Добрый день, скажите, пожалуйста, а используете ли Вы какие-то схемы для того, чтобы сделать ипотеку более доступной? У нас в области не такие огромные доходы и потому стоимость ипотечного кредита, его доступность очень важны. Получится ли его как-то удешевить в ближайшее время?
Федор, Тамбовская область
2010-01-21, 17:30:57

- Александр Кириллович, в настоящий момент Сбербанк в Воронеже в сфере недвижимости играет ключевую роль. Очень много строек в 2009 году финансировалось вами либо напрямую, либо через ипотеку. Однако по текущим ценам все равно население не способно массово улучшать свои жилищные условия. Имеется ли возможность снизить цену и запустить строительную отрасль в новых параметрах цена-объем?
Алексей
2010-01-18, 13:13:21

- Банк, параллельно с кредитованием самих дольщиков, финансирует большое количество строительных проектов. Мы с вами видели, что даже в самый пик кризиса резкого падения цен на жилье не произошло. Новые строительные проекты разрабатываются и, думаю, в этом году мы продолжим финансирование строительства жилья и объектов инфраструктуры. Сегодня ставки по таким кредитам почти достигли докризисного уровня. А увеличение объемов строительства, конечно, скажется и на себестоимости квадратного метра.

- Являюсь клиентом вашего банка и имею кредиты - квартира, гараж, машина (благодаря высокой открытой зарплате). Очень беспокоит возможность увеличения процентной ставки по взятым кредитам в связи с повышением уровня инфляции в стране.
Алексей, Воронеж
2010-01-18, 07:28:14

- Работаете ли реально кредитная линия – «на строительство индивидуального жилья в сельской местности» и ее подпрограмма «Молодая семья»? Сколько таких кредитов было выдано в минувшем году в регионах ЦЧ? Каковы тенденции текущего года в части кредитования индивидуального строительства?
Вячеслав
2010-01-19, 15:34:37

- Сбербанк никогда не повышал ставки по ранее выданным кредитам для физлиц и не будет этого делать. Новые кредиты выдаются по рыночным ставкам, причем в последние полгода ставки снижаются. И если в течение прошлого года мы наблюдали снижение потребности в кредитах со стороны населения, то уже в конце 2009 года и начале 2010 спрос на кредиты начал восстанавливаться. Многое здесь зависит не только от самого кредитного продукта, но, в большей степени, от покупательской способности населения. Кредитная линия «на строительство индивидуального жилья в сельской местности» у потребителей не пользуется особой популярностью. Дело в том, что этот вид кредитования требует отчетности на каждом этапе выдачи средств, и многие заемщики считают это обременительным для себя. Кредит «Молодая семья» – не подпрограмма кредитной линии, а отдельный продукт, разработанный Сбербанком специально для молодых семей (это когда один из супругов не достиг 35-летнего возраста). Он обладает рядом особенностей, о которых вы сможете узнать в наших филиалах, но одна из них – в доход при кредитовании учитываются не только зарплаты «молодых», но и их родителей с обеих сторон. Таким образом, сумма займа может быть выше.

- Александр Кириллович, на остановке Проспект Труда расположен филиал Сбербанка. В нем 6 окон, но постоянно работают только три, из-за чего возникают очереди. Заметила такую тенденцию не только в этом отделении, но и других. Скажите, пожалуйста, с чем это связано? Почему при установленных в филиалах рабочих местах реально обслуживает население только 50%-60% сотрудников?
Оксана
2010-01-19, 16:52:09

- Сегодня в банке внедряется несколько пилотных проектов, связанных с улучшением качества обслуживания. Мы активно внедряем электронные системы расчетов, позволяющие клиентам проводить платежи без участия операционно-кассовых работников. Но, к сожалению, при этом пока не можем избежать очередей в моменты пиковых нагрузок (выплаты пенсий, зарплат и т.п.). Я публично приношу извинения за очереди в наших филиалах, хотя они возникают только в определенные дни либо в тех филиалах, которые расположены в особо густо населенных районах. С другой стороны, мы не можем допустить, чтобы большую часть месяца наши сотрудники оставались не загруженными на своих рабочих местах. Ведь это – снижение затрат банка и, в конечном итоге, наша возможность выдавать кредиты по более низким процентным ставкам. Сбербанк активно работает над снижением расходов с тем, чтобы оказывать самое активное влияние на развитие экономики.

Проблема качества обслуживания для нас остается приоритетной. Мы боремся со всеми случаями некорректного поведения наших сотрудников. Но все же главное – это, конечно, создание бесконтактных систем обслуживания и переход от наличных на «электронные кошельки», т.е. пластиковые карты. К слову, Воронеж лидирует в Черноземье как по количеству пластиковых карт Сбербанка, так и по числу жителей, получающих зарплату на эти карты.

- Добрый день! Александр Кириллович! 1) В числе макроэкономических показателей, о состоянии экономики говорит и уровень потребительского кредитования. Какова картина с кредитованием населения в Черноземье, и можно ли сейчас судя по этому индикатору строить обоснованные предположения о модели кризиса (L-образная, W-образная, и U-образная)? 2) Существуют ли в Центрально-Чернозёмном банке или же на уровне Сбербанка России в целом некие оригинальные решения по новой кредитной политике, новым схемам, и способам оживления рынка потребительского кредитования? Спасибо!
Сергей
2010-01-19, 18:27:17

- Сергей, вы подняли слишком сложную тему. Думаю, на ваш вопрос должны отвечать макроэкономисты (например, специалисты из Минэкономразвития). (О кредитовании физических лиц см. выше, – редакция).

- Александр Кириллович, скажите, пожалуйста, кредитование каких наиболее крупных инвестпроектов в Липецкой области осуществлял ЦЧБ в 2009 году и ожидается ли приостановление финансирования каких-либо из них в 2010 году? Если ожидается, то каких и по какой причине? Спасибо.
Марьяна. Липецк
2010-01-20, 12:46:30

- Все инвестиционные проекты финансируются в полном объеме не только в Липецкой области, но и во всех других. В прошлом году продолжалось финансирование существующих проектов, которые реализуют, например, ОАО «АПО «Аврора», группы компаний «Виноградов», «Трио», «Черкизово». Ни один из проектов мы не собираемся останавливать.

- Скажите, пожалуйста, не известны ли вам случаи необычной реакции пожилых людей на введение в отделениях Сбербанка электронных очередей? Может быть, кто-то пошутил по этому поводу? Я вчера была свидетельницей того, как охранник помог бабушке взять в автомате билет с номером в очереди, а она от испуга подумала, что услуга платная и чуть было не дала охраннику десять рублей.
Lena
2010-01-20, 13:17:09

- Отношение к электронным очередям со стороны клиентов действительно не однозначное. Но, как правило, консультанты в залах обслуживания помогают тем, кто эту услугу не приемлет или просто боится. Электронные очереди устанавливаются только в крупных филиалах и только с одной целью – улучшить качество обслуживания.

- Если бы СБ РФ возглавлял не Греф, а А.К.Соловьев, стал бы он менее консервативным? Какие перемены потрясли бы банк и его клиентов в первую очередь?
Ирина, Воронеж
2010-01-21, 07:38:14

- Откровенно сказать, мне неэтично рассуждать на эту тему, потому что я никогда не стремился руководить Сбербанком. Поверьте, здесь, в Черноземье, очень интересно работать. Но ни я, ни кто-либо из моих коллег не могли бы планировать перемены, которые потрясли бы банк и его клиентов. Потому что для банка главное – это стабильная, надежная работа.

- Александр Кириллович, вы много говорили о том, что Воронеж серьезно отстает по реализации крупных проектов от Белгорода. А банк что-нибудь делает, чтобы исправить ситуацию? Как вы оцениваете деятельность в этом направлении выходцев из Сбербанка. Например, того же Ганова?
Дмитрий, Воронеж
2010-01-21, 13:53:07

- Оценивать деятельность местной власти должны сами воронежцы. Что касается Ганова, то я доволен его деятельностью в новой должности. Видимо, помогает богатый опыт, накопленный в банке, в том числе – полученный при реализации инвестиционных проектов. В отношении развития Воронежской области могу сказать, что я всемерно поддерживаю деятельность нынешнего руководства. Есть высокая вероятность, что уже в этом году в нашей области появятся крупные инвестпроекты.

- Александр Кириллович, давно являюсь клиентом Сбербанка (есть вклады, зарплату получаю по карте банка), очень интересен процесс ребрендинга банка. Не ограничится ли он только сменой логотипа и визуальных решений в оформлении отделений банка? Зачастую в некоторых отделениях банка в Тамбове приходится сталкиваться с невсегда вежливым и внимательным обслуживанием, уже не знаю, что на это влияет – нагрузки высокие или просто отношение такое у персонала. Планируется ли что-то сделать для повышения качества обслуживания, для того, чтобы поуменьшились очереди?
Денис, Тамбов
2010-01-21, 14:02:09

- Ребрендинг ни в коем случае не ограничивается просто сменой логотипа. Наша главная задача – не просто изменить визуальное представление банка, но изменить мышление наших сотрудников, значительно повысить культуру обслуживания. Сбербанк стремится стать клиентоориентированной компанией и новый логотип – только часть основательных, структурных изменений. Именно поэтому процесс внедрения нового бренда будет эволюционным. Все мероприятия, связанные с внедрением нового бренда, будут проводиться только при условии значительных изменений в системе обслуживания клиентов и с учетом плановых затрат на капремонт и реконструкцию филиалов.

- Сбербанк активно финансирует крупные экономические проекты Тамбовской области. Как Вы оцениваете их состояние и их значение для ЦЧО?
Галина Борисова, корреспондент газеты «Тамбовская жизнь»
2010-01-21, 17:31:35

- В Тамбовской области инвестиционные проекты реализуют такие известные предприятия как ЗАО «Изорок», ОАО «Пигмент», ЗАО «Тамак». Но все же особое значение для развития региональной экономики имеют так называемые тиражируемые проекты. В этом смысле примером может служить деятельность в Тамбовской области компании «Русагро».

- В 2009 году было заключено уникальное соглашение между СБ и администрацией Тамбовской области на кредитование проекта АИЖК по строительству социального жилья – под залог здания областной администрации. Каковы итоги реализации первого транша в 500 млн рублей и перспективы взаимодействия с администрацией Тамбовской области дальнейшему развитию этого проекта?
Олег Алешкин, корреспондент газеты «Тамбовская жизнь»
2010-01-21, 17:33:14

- Как показал опыт, в период кризиса (да и не только кризиса) наиболее эффективный вариант снижения себестоимости квадратного метра жилья – это взаимодействие банка, власти и будущих покупателей квартир. Именно такую схему мы используем в Тамбове и довольны ее эффективностью.

- Насколько эффективно работает филиальная сеть на Тамбовщине? Планируется ли ее сокращение/расширение? Расскажите о совместном с администрацией Тамбовской области проекте внедрения социальных карт. На какой стадии реализации он находится и зачем он нужен населению? Что делается банком для доступности ипотеки среднему гражданину?
Модератор сайта www.68news.ru
2010-01-22, 11:58:29

- Сокращение филиальной сети в Тамбове не планируется, но сказать, что мы полностью довольны ее работой, нельзя. Поэтому будем точечно увеличивать/уменьшать количество филиалов. Но, безусловно, с сохранением должного качества обслуживания. Проект «Социальная карта» внедряется не только на Тамбовщине. Это – крупный пилотный проект, реализуемый в стране. Он предоставляет возможность пользователям карт не только обслуживаться по ним во всех учреждениях, но и проводить платежи, получать субсидии и т.п. Однако, данный проект затратный и в нем необходимо финансовое участие администраций. Обычным людям проект нужен, прежде всего, из-за удобства и технологичности, администрации области – для последующего сокращения бюджетных затрат.

- Где сейчас кредитуются в основной массе российские компании? В России берут рубли под 18 и более процентов или по-прежнему в западных банках доллары по более низким ставкам?
Игорь
2010-01-24, 19:16:41

- В Черноземье основная масса компаний кредитуется в российских банках, а около 50% из них – в Сбербанке. Я хотел бы сказать спасибо нашим клиентам, которые понимают, что, кредитуясь на Западе, мы поддерживаем чужую финансовую систему. Да, у нас сложнее жизнь и мы не всегда производим продукты должного качества. Но выйти на мировой рынок мы можем только поддерживая нашу экономику. Кровеносные системы у России должны быть свои, а системообразующие банки – это они и есть.

- Правда ли, что прием и продвижение сотрудников вашего отделения Сбербанка зависят не только и не столько от их квалификации, знаний и т.п., сколько от "нужности" для банка их родственников?
Георгий
18.01.2010,10:00:00

- Непонимание механизма приема на работу в банк и приводит к таким мнениям. Должен вас разочаровать: если человек не обладает необходимыми знаниями, он не сможет работать в банке.

- Александр Кириллович, социологические опросы показывают: жители России воспринимают Сберегательный Банк как «банк-папу», к которому в случае проблем можно обратиться за помощью. Как вы считаете, почему сложилось такое отношение к Сбербанку? Это слабость ваших конкурентов или генетическая память ваших клиентов?
Валерий Мальцев, издательский дом "Большие люди"

- Это и ни то, и ни другое. Конкуренты у нас сильные и предоставляют качественные банковские услуги. Но это и не генетическая память. Все знают, что у нас работают десятки коммерческих банков. Мне кажется, ответ кроется в другом: люди выбирают тот банк, работа которого их устраивает и по качеству услуг, и по надежности. Поэтому то, что вы сказали – это оценка жизнедеятельности нашего банка со стороны клиентов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0