Воронеж. 27.09.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Об итогах работы воронежского ВТБ в первом полугодии, цифровизации, новых сервисах и проектах рассказал на встрече с журналистами управляющий ВТБ в Воронежской области – вице-президент Владимир Пенин. Он подчеркнул, что ВТБ стремится к тому, чтобы стать банком первого выбора как для действующих, так и для потенциальных клиентов.
«Важно не только привлекать новых потребителей, но и постоянно заботиться о тех, кто уже обслуживается у нас. Основным конкурентным преимуществом я вижу совершенствование собственных технологий и клиентских сервисов», – отметил Владимир Пенин, открывая пресс-конференцию.
Он рассказал, что рынок Воронежской области в первом полугодии был весьма активен, в связи с этим ВТБ нарастил кредитный портфель на 21% и достиг 109,4 млрд рублей. При этом корпоративный блок вырос на 26% – до 72 млрд рублей. Займы среднему и малому бизнесу составили 45 млрд рублей, из которых 19,4 млрд рублей выданы в рамках госпрограмм, то есть по льготным ставкам. К слову, среди местных предприятий, которые финансирует ВТБ, наибольшую долю занимают компании пищевой промышленности и сельского хозяйства (44%), далее – компании жилищного и коммерческого строительства, недвижимости и стройматериалов (20%), торговли (15%), сферы транспорта и инфраструктурного строительства (12%). Господин Пенин считает очень важным поддерживать и финансировать, прежде всего, местных производителей.
К слову, для данной категории заемщиков разработана кредитная программа на приобретение коммерческой недвижимости по договору долевого участия. С ее помощью девелоперы могут реализовать помещения на первых этажах строящихся жилых зданий, тем самым быстрее вернуть вложенные в строительство средства, а компании-покупатели – увеличить свои активы и расширить деятельность на выгодных условиях. Последние практически ничем не рискуют, поскольку их права будут защищены 214-ФЗ. При покупке коммерческой недвижимости на этапе строительства действует та же схема с эскроу-счетами, что и при приобретении жилья розничными клиентами.
Также в сентябре банк запустил обновленную линейку пакетов расчетно-кассового обслуживания. В дальнейшем ВТБ намерен перевести все свои продукты в цифровой формат, чтобы помочь юрлицам развивать бизнес максимально эффективно.
В сегменте физлиц кредитный портфель за первое полугодие 2019 года вырос на 13% и превысил 37 млрд рублей. По словам господина Пенина, пользователями услуг ВТБ в регионе являются 265 тыс. человек, что составляет порядка 30% экономически активного населения региона.
В Воронежской области около 80% жилья приобретается с помощью ипотеки. Жителям региона в период с января по июль воронежским ВТБ выдано порядка тысячи ипотечных займов на сумму 1,6 млрд рублей; в целом портфель по этому направлению составил 19 млрд рублей, продемонстрировав устойчивый рост с начала года на 14%. Средний размер ипотечного кредита составил 1,66 млн рублей.
Росту популярности ипотеки, в первую очередь, способствовало планомерное снижение процентных ставок. Так, с 13 сентября ставки по всем ипотечным программам ВТБ были вновь снижены на 0,3%. Теперь оформить жилищный кредит можно по ставке от 8,9%.
Кроме того, ВТБ первым снизил ставку по ипотеке с господдержкой для семей с двумя и более детьми до 5%. Причем воспользоваться этой программой могли даже те, кто получил кредит ранее в другом банке (при условии подпадания под параметры госсубсидирования). За первое полугодие ВТБ в регионе выдал по этой программе 63,2 млн рублей, средняя сумма займа составила 2,1 млн рублей.
Говоря об ипотеке, нельзя обойти тему эскроу-счетов. С 1 июля счета эскроу открывают все покупатели нового строящегося жилья. В банке ВТБ этот процесс успешно запущен и активно работает. С точки зрения процедуры всё просто. Как и прежде, сначала клиент заключает с застройщиком договор долевого участия на интересующий его объект. После этого застройщик передает информацию в банк. Клиент подходит в отделение банка с паспортом и договором долевого участия. Процедура проводится в присутствии клиента в течение нескольких минут. Открытие счета бесплатно. Уже в ближайшей перспективе банк готов внедрить дистанционное открытие счетов эскроу, когда покупатель жилья сможет сделать это сразу в офисе у застройщика.
Что касается кредитов наличными, то в первом полугодии воронежцам было выдано 4,5 тыс. таких займов на сумму 2,3 млрд рублей. Росту потребительской активности значительно поспособствовало в том числе введение одинаковой процентной ставки независимо от того, является ли заемщик клиентом ВТБ.
Автолюбителей привлекают специальные акции банка, совместные проекты с автодилерами, а также программы государственной поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Наиболее популярными у потребителей были и остаются автомобили марки Lada, Hyundai и KIA. За полгода автомобили с помощью ВТБ приобрели 690 жителей региона; банк выдал 336 млн рублей.
Говоря об объемах пассивного портфеля, Владимир Пенин подчеркнул, что результаты работы в этом направлении по-прежнему позитивны: по итогам полугодия объем средств частных лиц составил свыше 48 млрд рублей. При этом топ-менеджер обратил внимание на то, что каждый второй вклад в ВТБ открывается дистанционно, и эта доля продолжает расти. Также обновлены сервисы в мобильном банке: с сентября действует накопительный счет «Копилка», по которому проценты на остаток начисляются ежедневно, средства можно разместить под 8% годовых.
Также Владимир Пенин отметил и растущую популярность инвестиций. Банк помогает клиентам разобраться в инвестиционных продуктах и получить повышенный доход. Например, мобильная платформа «ВТБ Мои Инвестиции» позволяет решить 99% инвестиционных задач клиентов и представляет собой полноценный торговый терминал. С его помощью можно покупать и продавать ценные бумаги, валюту, фонды – всего более 3,5 тыс. инструментов. Можно открыть брокерский счет онлайн, пополнить его с карты любого банка. В нем же доступна аналитика от ВТБ Капитала, робоэдвайзор, который помогает собрать инвестпортфель, и чат-бот с искусственным интеллектом, который ответит на возникающие вопросы.
При этом руководитель воронежского подразделения уточняет, что ставит для себя задачу не только развивать процесс цифровизации, но и обеспечить потребителя максимально удобными и доступными сервисами.
«Мы хотим быть для клиентов больше чем просто банком, сопровождать их в цифровом пространстве, интегрировать наши сервисы в их повседневную жизнь», – говорит он.
Так, в тестовом режиме четыре отделения ВТБ в Воронеже уже подключены к Единой биометрической системе. Вскоре люди, сдавшие биометрию, смогут дистанционно открывать счета, пополнять вклады, делать платежи. К тому же это сделает банковские услуги доступнее в отдаленных населенных пунктах.
Ежемесячно совершенствуется и система быстрых платежей, позволяющая осуществлять мгновенные переводы по номеру телефона на счета, в том числе открытые в других банках.
В завершение встречи Владимир Пенин рассказал о новых проектах ВТБ. Среди них – VR-ипотека, с помощью которой можно подобрать подходящее жилье прямо в офисе застройщика, надев виртуальные очки. Это особенно удобно в случае, если необходимо купить квартиру, к примеру, в другом городе. Сервис VR-инвестиций позволяет получить информацию о преимуществах вложений в ценные бумаги: во время VR-сеанса клиент определяет индивидуальную инвестиционную стратегию.
Также банком ведется активная разработка жилищной экосистемы ВТБ, предлагающей клиентам различные сервисы по приобретению и обслуживанию жилья. Экосистема предполагает полностью цифровой процесс поиска объекта с услугами риелтора, покупки, продажи или сдачи в аренду. С помощью платформы клиенты смогут в цифровом формате загрузить свои документы для одобрения ипотеки или получения потребительского кредита на ремонт, оформления и регистрации сделки купли-продажи, оценки объекта, а также воспользоваться дополнительными услугами, которые обычно сопутствуют переезду. Все предложения будут сформированы на базе продуктов и услуг группы ВТБ, а также широкой партнерской сети.
В настоящее время командой проекта «Жилищная экосистема» уже представлены первые результаты совместной работы – кликабельный прототип ипотечного брокера, электронной регистрации сделок с недвижимостью и безопасного способа расчетов по приобретаемым объектам. Одновременно разработаны концепции ключевых продуктов: витрина объектов недвижимости и их поиск, страхование жилых помещений и участников сделки, создание дизайн-проектов для приобретаемых квартир. В сентябре будет запущена бета-версия с первыми сервисами подбора дизайна и электронной регистрации, а в декабре – расширенная версия новой платформы.
Фото Олега Харсеева