Воронеж. 16.02.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника - Художник – профессия неблагодарная. При жизни картины обычно плохо продаются или не продаются совсем. Да и после смерти признание приходит лишь к единицам. И на этом признании большие деньги делают, как правило, даже не родственники, а те, кто вовремя «просек» конъюнктурку и скупил у бедного автора, а если позже - его вдовы или детей все скопом за 3 копейки. В Воронеже такие факты известны. Правда, они касаются живописцев, работавших в понятной большинству зрителей манере.
Но, как сказал однажды Бернард Шоу, - соответственно, не беря во внимание воронежских Бучкури, Лихачева, Внодченко, Криворучко и других, чьи работы значатся в международных каталогах и выставляются в галереях США, Франции и прочих стран мира, не говоря уже о Пикассо, Модильяни и Рембрандте… (список завершению не подлежит): «Картина, которую хвалят больше, чем 10% публики, подлежит сожжению». Видимо, ирландский и английский романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы имел особое представление об искусстве, идентичное представлению современных творцов.
В том числе и воронежских. Потому что авангардные работы (пересказать их содержание не представляется возможным) участников летней выставки «Дальше действовать будем мы», прошедшей в Петровском Пассаже в Воронеже и номинированные 12 февраля этого года экспертным советом V-го всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного визуального искусства «Инновация-2009», надо детально объяснять зрителю. Иначе и те 10% публики, на которые возлагаются надежды, могут ретироваться. Этим как раз и занимается ВЦСИ - Воронежский Центр современного искусства. Параллельно с выставками «Дальше действовать будем мы», а в конце года - «Не могу больше» (их названия почему-то исключают одно другое, что, видимо, тоже рассчитано на 10% высокоинтеллектуальной публики от искусства), Центр занимается образовательными программами. Они начались с лекции "Семь заблуждений о современном искусстве", что вполне логично. В одном из СМИ я прочитала следующее: «Так или иначе, все, что делает ВЦСИ, знаменует принципиально новые процессы в художественной жизни».
Вот эти «новые процессы» и делят пока возможную славу в номинации «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» с проектами «Даль» - VIII Красноярская музейная биеннале, нижегородским «Искусство места», петрозаводским «Отпечатки», IV Международная триеннале визуальных искусств, калининградским Kaliningrad Sound Art Camp», а также москвичкой Кариной Караевой, Анной Матвеевой из Санкт-Петербурга, Алисой Прудниковой из Екатеринбурга и Ириной Чесноковой, представляющей Калининград.
Победителей объявят в апреле.
Один из организаторов ВЦСИ, художник Илья Долгов, давая интервью моей коллеге, сказал: «У современного искусства свой язык и особый способ мышления, который выражается в пространстве, идеях, образах, материи, времени и так далее. Это искусство не ради красоты или техники, а ради осмысления Современный художник должен уметь не только делать красиво - он должен уметь думать».
По-моему, идеи, образы, материя и время были не чужды и потрясающе талантливым, общепризнанным, гениальным художникам «всех времен и народов». А что касается техники – так «школ» (в смысле, это – школа такого-то Мастера, а это – такого…) пока никто в мире не отменял. Да и мыслительный процесс в их творчестве судя по бессмертным, а потому бесценным произведениям вряд ли отсутствовал. Впрочем, если брать во внимание, что «картины покупают не потому, что они нравятся, напротив, картины нравятся потому, что их покупают», то организаторам ВЦСИ придется как-то активизироваться с лекциями, убеждающими народ, что он заблуждается в своем восприятии предлагаемых произведений.
Очень хорошо помню, как я оказалась в числе «заблуждающихся». Было это на американском континенте около 20 лет назад. Нас привели на выставку «Современного искусства», где главной «фишкой» была разобранная и сильно потоптанная картонная коробка, на которой к тому же оставил следы грязных колес некий грузовик. Помнится, восторга у зрителей – а там были и американцы, и англичане, и русские, и немцы…- созерцание того, что можно увидеть на неубранных улицах любого города мира, так и не вызвало. Видимо, нам просто не успели прочитать лекцию о наших заблуждениях.