Финансовый аналитик Ярослав Кабаков специально для «Известий» – о том, почему ЦБ возобновил покупку американских госбумаг.
В августе Россия увеличила вложения в госбумаги США с $8,5 млрд до $9,3 млрд, следует из данных американского минфина. Последний раз такое происходило в феврале, после чего портфель американских облигаций Банка России ежемесячно планомерно сокращался. Что же побудило российский Центробанк сменить стратегию?
Версии появились довольно разнообразные. Я, например, встречал точку зрения, что это связанно со снижением рисков введения новых значимых санкций. Также можно вспомнить, как совсем недавно, на этой неделе, агентство Bloomberg подсчитало: Россия потеряла $7,7 млрд за год в результате сокращения доли доллара в валютных резервах и замены его на евро и юань, поскольку ЦБ «упустил» укрепление доллара на 6,5%, когда перешел на «слабые» юань и евро – и, следовательно, не исключено, что теперь ЦБ стремится «исправиться».
С моей точки зрения, обе эти гипотезы – равно как и аналогичные им – смотрятся весьма сомнительно. Более того, ни о какой смене стратегии речи не идет, а рост инвестиций в облигации Штатов – чисто тактическое решение. И вот почему.
Начнем с «потерь» от снижения доли долларовых активов в резервах. «Годовой» расчет Bloomberg основан на данных по итогам I квартала – Банк России публикует сведения по структуре золотовалютных резервов с полугодовой задержкой с целью исключить резкое влияние публикации на текущую рыночную конъюнктуру. Иными словами, «годовой период» – это с апреля 2018-го по март 2019-го.
При этом стоит вспомнить, что резкое сокращение портфеля американских госбумаг в резервах РФ произошло в апреле прошлого года, сразу после введения жестких санкций против компаний, принадлежащих российским олигархам, и роста опасений относительно новых рестрикций. Тогда ЦБ распродал около половины своего портфеля американских казначейских бумаг на сумму более $45 млрд. Возможно, это решение имело политический подтекст, тем более что есть прецеденты ареста американцами в связи с санкциями активов центробанков иностранных государств; в случае с Россией этот сценарий представлялся маловероятным, но всё же.
Другой аспект – перевод части резервов в активы, номинированные в евро и юанях (напомню, что в 2018 году Центробанк резко сократил долю долларовых активов в резервах – с 45,8% до 22,7%, как следует из его годового отчета; при этом выросла доля вложений в евро и юанях). Здесь тоже можно искать политический след, но есть и чисто экономические мотивы: большой товарооборот с Европой на фоне торговой войны ЕС и США, а также новые проекты с КНР.
В этом году ситуация принципиально иная. Объем золотовалютных резервов ЦБ, размещенных в американских госбумагах, не особо велик – даже с учетом 10-процентного августовского роста это всего лишь менее $10 млрд из более $500 млрд общего объема резервов.
Что касается санкционного фактора, эта теория вообще не выдерживает никакой критики – при таких небольших объемах вложений в американский госдолг смягчение или ужесточение санкционной риторики – незначимые факторы.
А вот конъюнктура рынка – это действительно важно. То, что в первой половине года дилеры Банка России снижали объем вложений в облигации Штатов – вполне логично. Тогда на рынке царили ожидания ужесточения монетарной политики ФРС США. Подавляющее большинство аналитиков считало, что в 2019 году американский регулятор будет повышать базовую ставку – а это означало падение цен на долларовые облигации.
Однако уже к началу лета стало понятно, что ужесточения монетарной политики ФРС не будет, более того, возникли ожидания ее смягчения. Которые вполне оправдались – в июле ФРС уменьшила процентную ставку на 25 базисных пунктов, еще одно аналогичное снижение произошло в сентябре. Что вызвало соответствующий рост стоимости облигаций.
Иными словами, некоторое повышение объема американских облигаций в золотовалютных резервах России выглядит уж точно не политическим, и даже не макроэкономическим решением – скорее удачной спекуляцией. Если судить по котировкам американского госдолга, которые практически весь сентябрь росли, такое решение оказалось весьма удачным. С чем, собственно, можно поздравить аналитиков и дилеров ЦБ, которые, надеюсь, все-таки больше смотрят на рынок, а не на политику.
Автор – финансовый аналитик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Ярослав Кабаков
Газета «Известия», 00:01, 18.10.2019