Воронеж. 21.10.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – От начала реализации новых национальных проектов 2019-2024 не прошло и года, а премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявил о срыве их выполнения и призвал привлечь к ответственности виновных. Замечание в достаточно резкой форме прозвучало в начале августа, новая волна критики пришлась на середину октября. О том, что с нацпроектами все далеко не так радужно, как на страницах провластных СМИ, подтвердили и спикеры Московского финансового форума, на котором побывал корреспондент «Абирега» в сентябре. Вместо привычных бодрых рапортов о намерении выполнить и перевыполнить нацпроекты, губернаторы в своих выступлениях поделились проблемами, с которыми столкнулись регионы при их осуществлении. И пока все идет к тому, что национальные проекты рискуют превратиться в очередные «прожекты».
Есть такой эффект под названием «семантическое пресыщение»: когда часто повторяешь слово, оно теряет смысл и превращается в набор звуков. Что-то подобное произошло с национальными проектами. Казалось бы, власти выполняют свои будничные обязанности: строят в районах фельдшерско-акушерские пункты, поставляют оборудование и лекарства в больницы, убирают свалки. Только теперь все это – часть нацпроектов. Если в вашем районе ремонтируют дорогу, то это не просто работа чиновников, а национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Впервые о приоритетных национальных проектах Владимир Путин объявил еще в 2005 году. Тогда их было всего три: «Здоровье», «Образование» и «Жилье». Они широко рекламировались, на них выделялись сотни миллиардов рублей. Курировал первые проекты тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев (спойлер: последние – тоже он), который через пару лет ненадолго подменил Владимира Путина в кресле президента. Особенно активно тему нацпроектов использовали в период предвыборной кампании Дмитрия Медведева в 2008 году. Многие эксперты заявляли, что нацпроекты – это и есть предвыборная реклама преемника. Так это или нет – судить не берусь, но после успешной рокировки разговоры о них как-то поутихли. До новых выборов.
За год-полтора до президентских выборов-2018 власти вытащили из рукава новые проекты. И в день своей инаугурации в очередной раз избранный президент Владимир Путин подписал указ об уже 13 национальных проектах по направлениям: образование, демография, культура, безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт. 13-м считается план инфраструктурной модернизации.
Теперь, как говорится, куда ни плюнь – попадешь в нацпроект. При этом назвать их все по памяти могут разве только чиновники и губернаторы, для которых их выполнение стало фактически одним из KPI. «Губернаторы с 2019 года будут нести персональную ответственность за реализацию национальных проектов в своем регионе», – заявил первый вице-премьер и глава Министерства финансов Антон Силуанов в конце прошлого года. Правда, пока главы регионов и сами не особо разобрались, за что будут отвечать головой. Так, Алексей Дюмин в начале этого года заявил: власти Тульской области подписываются под цифрами и показателями, не понимая, по каким методикам они будут рассчитываться. Да и сами показатели не учитывают специфику регионов. «Как Тула, не имея своего аэропорта, может нарастить зарубежные авиаперевозки?» – удивлялся Алексей Дюмин на инвестиционном форуме в Сочи.
Мы строили, строили и наконец освоили
О том, что трудности с реализацией нацпроектов есть уже в самом начале, подтвердили и спикеры Московского финансового форума. Одной из главных проблем главы регионов назвали софинансирование нацпроектов. Обещанное ранее соотношение 95:5 (проценты федерального и регионального финансирования соответственно), как правило, не соблюдается, и регионам приходится привлекать дополнительные средства из бюджета – по сути, за счет жителей региона. При этом на просьбы повысить процент федерального софинансирования из центра приходит ответ а-ля «Не нравится – не берите».
Но даже если на строительство какого-либо объекта федеральный бюджет действительно предоставит 95%, в конечном итоге такого соотношения все равно не будет, подчеркнули губернаторы. Ведь в эти деньги не включаются затраты на благоустройство, подведение коммуникаций, содержание объектов. Дополнительные финансы снова приходится выделять из регионального бюджета, сетуют главы регионов.
Вице-губернатор Орловской области Вадим Тарасов подтвердил слова коллег. «Благодаря форуму мы увидели, что не только Орловская область сталкивается с проблемами при реализации национальных проектов. Прежде всего, это уровень фактического софинансирования, который значительно превышает установленные рамки».
При этом регионы даже не могут запланировать соответствующие расходы: они не знают, сколько средств получат на выполнение нацпроектов в долгосрочной перспективе. «До нас сейчас доведены лимиты до 2021 года. Но национальные проекты реализуются до 2024 года, и мы не понимаем пока, как и на что нам рассчитывать в отношении этого временного горизонта», – рассказал глава Рязанской области Николай Любимов.
Кроме того, даже привыкшие к бюрократии чиновники сталкиваются с талмудами отчетов. «Мы настраивались, что отчетность будет направляться через электронный бюджет. Но только за 2019 год от всех федеральных ведомств получили 431 запрос и написали отчетов на шесть тысяч листов», – поделился господин Любимов. «У меня в семь раз увеличилась бумажная отчетность в рамках нацпроектов», – поддержал коллегу новгородской губернатор Андрей Никитин. «Складывается впечатление, что некоторые коллеги хотят закрыть свои обязательства по выполнению нацпроектов отчетами регионов, которые они собирают, чтобы ими отчитываться», – согласился с ними председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Андрей Макаров.
Головной болью для всех регионов остается пресловутое освоение средств. Ситуация пока складывается так, что региональные власти просто стремятся побыстрее освоить деньги, иначе можно получить втык от начальства за срыв сроков, и качество уходит на второй план. В связи с этим губернатор Ивановской области призвал федеральное руководство оценивать выполнение нацпроектов не по процессу, а по результату.
Не только губернаторы критиковали текущий подход к нацпроектам на форуме. Ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркнул, что неопределенность с софинансированием подрывает доверие к системе нацпроектов. По его мнению, заслуживают критики и показатели эффективности нацпроектов. «Есть нацпроекты, а есть реальное улучшение уровня жизни людей. Реальное улучшение находится вне этих показателей», – считает он.
Во сколько свеч обойдется игра?
Бог с ними, с губернаторами, не нам им сочувствовать. Вернемся к оправданности самого существования нацпроектов. Даже на федеральном уровне нет согласия по их поводу. «Выполнение нацпроектов не приводит к достижению национальных целей», – заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. «Нацпроекты не приводят к экономическому росту», – это тоже он. Алексей Кудрин уверен: «Судьба наццелей лежит вне нацпроектов». В июне этого года Комитет по бюджету и налогам Госдумы раскритиковал выполнение нацпроектов: половина из них исполнена менее чем на 20%.
Какие-то изменения благодаря нацпроектам, конечно, произойдут. Еще бы – финансирование нацпроектов в 2019-2024 годах оценивается аж в 25,7 трлн рублей. Но и цели у проектов наполеоновские. Среди самых нескромных – войти в пятерку крупнейших экономик мира по уровню ВВП на душу населения. Однако на том же Московском финансовом форуме председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф заявил, что увеличение бюджетных расходов ни к чему не приведет и национальные проекты не дадут искомого результата. По его мнению, ресурсы, которые тратятся на нацпроекты, нужно направить «на переизобретение, создание новой модели в образовании, здравоохранении, в государственном управлении, правоохранении и судебной системе». «За эти деньги эти реформы мы точно можем сделать», – считает господин Греф.
Судя по названию, национальные проекты должны затрагивать все российское общество. Но сможет ли случайный прохожий вспомнить, что на его глазах изменилось в лучшую сторону (или хотя бы в худшую, хоть в какую-нибудь) благодаря нацпроектам? Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже ответила на этот вопрос: только 7% россиян понимают, что представляют собой национальные проекты. Об этом она сообщила в июне 2019 года – спустя 14 лет после их появления.
А такие ли уж они «национальные», эти ваши проекты?