Курск. 28.10.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Денис Водопьянов считает, что мнение, будто предпринимателей не нужно защищать, мол, они и так успешные, – устаревшее. Да, предпринимателей сложно назвать беззащитными, но это не означает, что им легко. «Абирег» побеседовал с Денисом Водопьяновым о том, почему предприниматели неохотно говорят о своих проблемах, из чего складываются благоприятные условия для бизнеса, во сколько бизнесменам обойдется помощь экспертов центра «Бизнес против коррупции», перегибают ли палку контрольно-надзорные органы и может ли областная прокуратура быть на стороне курского бизнеса.
– Денис Сергеевич, институт бизнес-омбудсмена существует больше пяти лет. За это время выявлено порядка двух тысяч проблем предпринимателей. Что волнует бизнес? С какими жалобами к вам приходят предприниматели?
– В Курской области нет проблем, которые бы не встречались в других регионах: они одинаковые по всей России. В число основных входят налоговая нагрузка, репрессивная работа контрольно-надзорных органов, снижающаяся покупательная способность населения, конкуренция со стороны федеральных сетей, трудности сбыта и неуверенность в завтрашнем дне. В общении с производителями пищевой продукции слышу: «Нет сложности в том, чтобы произвести качественную продукцию, вопрос, куда и как ее реализовывать».
– Как вы пришли к должности бизнес-омбудсмена?
– Я сам из бизнеса. Вначале создал компанию «Союз Консалтинг», которая оказывает предпринимателям услуги в сфере налогообложения, бухучета и юриспруденции. Затем пять лет возглавлял областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства, где я и мои коллеги занимались развитием гарантийного фонда, микрозаймами. Был региональным представителем фонда Бортника – оказывал поддержку инновационным предприятиям. Позже возглавлял общественно-экспертный совет по вопросам развития предпринимательства в администрации Курска. Это была общественная должность. Опыт работы в бизнесе, а затем и в объектах инфраструктуры поддержки предпринимательства и позволил мне занять должность уполномоченного.
– Какими инструментами и рычагами вы, как бизнес-омбудсмен, обладаете? Насколько они эффективны?
– Наша деятельность регулируется федеральным и региональным законами «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей». Наш аппарат является госорганом. На сегодняшний день инфраструктура защиты бизнеса представлена аппаратом уполномоченного, общественным и экспертным советами, общественными бизнес-объединениями, а также Курским центром общественных процедур «Бизнес против коррупции».
– Как вы оцениваете бизнес-климат в регионе?
– Уровень удовлетворенности бизнеса определяется посредством опросов. Институт федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова проводил исследование, итоги которого отражены в индексе «Административное давление-2019». Там мы оказались на 79 месте из 81. Сейчас проводим работу по выявлению и устранению причин.
Активно используем формат открытых диалогов между властью, бизнесом и обществом. Такие встречи должны проводиться на условиях равноправия. Это не означает, что чиновник должен прийти и сказать, мол, ребят, в этом месяце вы должны произвести столько-то тонн пшеницы. Они-то произведут, но куда ее девать? Бизнес реагирует на условия, которые создаются на конкретной территории.
Бизнес-сообщество напряжено, и это происходит в том числе из-за увеличения налоговой нагрузки. У производителей одни проблемы, у представителей сферы торговли – другие. Кстати, во всех субъектах торговля в отраслевом срезе составляет примерно половину. Далеко не все являются представителями оптовой крупной торговли. Многие приходили в бизнес легко: открывали магазин и торговали. А сейчас кассы ввели, «вмененку» отменяют. Что будет дальше? Каким будет будущее? Любые нововведения бизнес воспринимает настороженно, потому что априори полагает, что они будут неблагоприятными. На сегодняшний момент предприниматели в торговле переживают за отмену «вмененки», введение кассовых аппаратов, маркировку продукции, чипирование товаров и т.д.
– Да уж, купи, установи, разберись и людей научи… Торговать некогда.
– О чем и речь. Раз в неделю мы выезжаем в район для оценки условий ведения бизнеса на местах. Для этого посещаем предприятия производства, переработки, торговли, общаемся с предпринимателями, рассказываем о себе. Обязательно проводим совещание с главой района, где обсуждаем выявленные проблемы и ищем пути их решения.
– Вас встречают с недоверием и опаской или готовностью общаться?
– Вначале воспринимают как очередных проверяющих, ревизоров, но в процессе работы объясняем, что наша задача – быть проводниками между властью и бизнесом. Любая территория должна развиваться с учетом интересов всех социально-отраслевых групп. Если будут перегибы в ту или иную сторону, баланса не достичь. Если говорить о диалоге бизнеса, власти и общества, то в нем все должны быть партнерами.
– Кто обрабатывает жалобы предпринимателей?
– Аппарат уполномоченного – это его сотрудники, юристы и правоведы, занимающиеся проведением первичных экспертиз. Естественно, мы не можем быть экспертами во всех отраслях права, потому при аппарате работает экспертный совет, куда входят специалисты налогового права, земельной оценки и кадастрового учета, энергетики, водоснабжения и т.д. и т.п. Работа аппарата строится следующим образом: к нам поступает обращение, эксперты его обрабатывают и изучают. Экспертизы проводят юристы, с которыми мы заключаем соглашения pro bono, т.е. на безвозмездной основе. Если нарушение выявлено, мы направляем на имя руководителя того или иного органа власти заключение, в котором четко прописано: права предпринимателя нарушены, их необходимо восстановить. Часто в ответ мы получаем элементарные отписки. В таком случае обращаемся в прокуратуру Курской области, с которой у нас выстроен конструктивный диалог.
– Как «регуляторная гильотина» реализуется в Курской области?
– Законодательство содержит избыточный перечень требований – нормативных актов, регламентирующих сферу бизнеса. Они либо дублируют друг друга, либо устарели. Сейчас разрабатываются гайдлайны, проще говоря, инструкции по всем видам деятельности – своего рода чек-лист для предпринимателя: сделал, поставил галочку.
Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил отменить более 20 тыс. нормативно-правовых актов РСФСР и СССР уже с начала 2020 года, в числе которых и требования, регламентирующие деятельность предпринимателей. Ведется работа в сфере общепита. Минэкономразвития презентовало «Белую книгу», которая должна полностью заменить все действующие правила и нормы для общепита. Документ станет альтернативой СанПиНам.
У каждого проверяющего органа огромный перечень требований, и, конечно же, они требуют его выполнения. Но нереально все это прочесть, рационализировать, внедрить, учитывая, что многие либо противоречат друг другу, либо вовсе устарели и невыполнимы… Для этого и нужна «гильотина»: она отсекает все ненужные требования-дубликаты, душащие бизнес.
– Расскажите, кого называют теневыми предпринимателями и самозанятыми.
– Теневые предприниматели бывают разными: кто-то совсем «черный» – не имеет регистрации, покупает контрафактный товар и продает его незаконно, кто-то зарегистрирован, но обходит какие-то требования на этапе получения лицензии. Они «теневики» или нет? Есть официальные предприниматели, которые не платят налоги. У них есть вариант стать самозанятыми, зарегистрироваться на сайте, с каждой операции через мобильное приложение отражать доход, с которого будет списываться налог в 4-6%. Это подходит для репетиторов, владельцев салонов красоты и других предпринимателей, оказывающих услуги на дому. Есть одно условие – они не должны иметь работников. Это отражено в целевых показателях национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
– Как регламентируется работа коммерческих организаций в сфере ЖКХ?
– ЖКХ – проблемная зона. При условии соблюдения и выполнения организациями всех работ на должном уровне маржинальность невысокая. Сейчас кто дешевле предложение сделал, тот и выиграл. Человек рублем голосует. Мне сложно оценивать бизнес в сфере ЖКХ: на мой взгляд, он находится в стадии становления.
– Да и к самим подрядчикам много вопросов, потому что может прийти компания, у которой ручка, блокнот и всё, но при этом она выигрывает аукцион. Как прокомментируете такую ситуацию?
– Для организации этого рынка создан региональный оператор – Фонд капитального ремонта. Очевидно, что многие отрасли и сферы государством не регулируются, в них большой процент коррупционной составляющей, теневого бизнеса, нарушения закона, ухода от налогообложения.
К примеру, не так давно мы рассматривали обращение Союза страховщиков по поводу работы аварийных комиссаров. Для них есть специальные профстандарты, такие как наличие высшего образования не ниже бакалавриата, прохождение курсов по страховому делу, отсутствие судимости. Однако соблюдение этих стандартов никак не регламентируется. В результате на дорогах встречаются случаи автоподстав. Соответственно, страховые компании несут убытки, а страдают добросовестные автовладельцы, потому что им предлагают уже не такие лояльные условия. Аналогичная ситуация с риелторами. Много сфер, которые никем не регулируются. Сейчас на рынке огромное количество компаний, которые оказывают услуги по специальной оценке условий труда с нарушениями требований законодательства. Зачастую, выполняя работу, они даже на место не выходят. А некоторые и вовсе зарегистрированы в других городах. Например, в аппарат уполномоченного поступала жалоба от предпринимателя, который получил штраф из-за несвоевременно представленного отчета в Роструд и, как вы понимаете, не по своей вине.
– Как вы оцениваете скандал, связанный со сносом незаконных рекламных конструкций? Предприниматели жаловались, бунтовали, приходили на встречу с мэром. Тот обязал их в добровольном порядке демонтировать щиты к ноябрю. К вам обращались предприниматели? Кто прав в этой ситуации?
– Самый главный вопрос: имели ли они право размещать рекламные конструкции по городу? Закон должен быть равным для всех. Рекламщики пообещали Виктору Карамышеву, что добровольно уберут незаконные конструкции и вместе с горадминистрацией разработают карту, на которой будут отмечены места для размещения щитов. Будет создано легальное цивилизованное поле для бизнеса со здоровой конкуренцией. Важно, чтобы договоренности достигались в рамках правового поля, а взятые обязательства выполнялись.
– Послушайте, как же горадминистрация столько лет не трогала предпринимателей, у которых по всему городу установлены незаконные щиты и о чем все знают – от полиции до прокуратуры?
– Здесь два варианта: либо некомпетентность и непрофессионализм чиновников, либо их халатность. К нам обращались рекламщики, мы даже выезжали на митинг, после ездили с ними в прокуратуру, писали обращение. Логика бизнесмена прозрачна: ну поставил, ну стоит много лет, ну не демонтируют и хорошо, зато деньги капают. Повторюсь: вопрос должен решаться в правовом поле. Необходима та самая анонсированная карта, на которой будут отмечены все рекламные конструкции.
– Давайте перейдем к национальному рейтингу «Состояние инвестиционного климата». Курская область оказалась в конце. Что это за рейтинг и почему регион на таких низких позициях?
– Существует несколько рейтингов. Расскажу о самых значимых. Рейтинг инвестиционной привлекательности агентства стратегических инициатив (АСИ) и уже упомянутый выше индекс «Административное давление». Да, Курская и Белгородская области вошли в пятерку регионов с максимальным административным давлением на бизнес и да, Курская область заняла 69 место в рейтинге АСИ.
Индекс «Административное давление» – собственная разработка института уполномоченного. Он показывает степень комфорта ведения бизнеса в различных субъектах. В его основу легло изучение практики работы контрольных ведомств (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, жилищные инспекции), на которые приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России. В основу закладывалось не мироощущение предпринимателей, а конкретные данные проверяющих органов. Я настаиваю на том, что деятельность некоторых «кнд-шников» излишне репрессивная. Контроль нужен, но он должен быть разумным. Ни для кого не секрет, что у контрольно-надзорных органов своя система оценки собственной деятельности: чем больше проведено внеплановых проверок, тем лучше. Любой проверяющий знает, что он всегда найдет нарушения, которые в отдельных случаях вообще неустранимы по ряду многих причин, в том числе и не зависящих от руководителя организации. В результате между сторонами достигнуто негласное соглашение: проверяющий приходит и говорит, что у него есть план и его надо выполнить, а предприниматель соглашается, чтобы не оказаться в еще более тяжелой ситуации. Баланс интересов. Избыточные требования позволяют проверяющим приходить, выявлять массу нарушений и влиять на субъект. Бизнесмены не говорят о давлении со стороны проверяющих органов, опасаясь ответных мер от первых.
– Какие сферы бизнеса в Курской области являются приоритетными и перспективными?
– Важен и нужен любой бизнес. И чем больше субъектов будет, тем лучше. Конечно же, необходимо увеличение предприятий промышленных, инновационных, социальных.
– Как вы прокомментируете ситуацию с незаконным строительством свинокомплексов «Мираторга» в регионе?
– К нам в аппарат уполномоченного обращения не поступали. Поэтому прокомментировать ситуацию мы не можем. Но в любом случае все действия власти и бизнеса должны быть в правовом поле.
– Расскажите о конкретных случаях обращения курских предприятий к вам.
– Летом ко мне с жалобой на администрацию Курского района обращался генеральный директор «Совтест АТЕ» Игорь Марков. Компании отказывали в выдаче разрешения на строительство административно-складского здания в деревне Татаренково. В администрации ссылались на норму СанПиНа, которая предусматривает ограничения строительства на территориях защитных зон кладбищ. Аппарат уполномоченного обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку и дать оценку действиям администрации Курского района. Проверку осуществлял региональный департамент архитектуры и градостроительства. В итоге областная прокуратура признала незаконным отказ местных властей выдать разрешение.
Недавно мы рассматривали жалобу от предпринимателя сферы торговли. Его незаконно привлекли к административной ответственности и выписали штраф со стороны инспекции труда за нарушение специальной оценки условий труда. Аппарат провел правовую экспертизу, выявил нарушения в действиях инспектора, после уже прокуратура проводила проверку. Бизнесмену заменили штраф предупреждением.
Было еще обращение от предпринимателя, прекратившего свою деятельность. Четыре года назад женщина купила недостроенное помещение, предназначенное для кафе. Земля была закреплена за местным парком культуры и отдыха. Предприниматель не раз обращалась к руководству и парка, и в администрацию с заявлением предоставить в аренду землю для того, чтобы закончить стройку и начать деятельность, однако ей постоянно отказывали. Она даже за свои деньги межевала участок. Пару лет назад ИП закрылось. Мы инициировали проверку прокуратуры, которая показала, что администрация муниципального образования допустила волокиту и нарушила порядок предоставления муниципальных услуг по утверждению схемы расположения земельного участка. Местные власти должны рассмотреть заявление предпринимателя по новой.
– В Курске заработал центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», который был создан по вашей инициативе. Расскажите, чем занимается центр и кто в него входит.
– Задача центра «Бизнес против коррупции» заключается в том, чтобы защищать предпринимателей от незаконного преследования, связанного с рейдерством и коррупционными действиями со стороны органов власти. Для работы в центре по системе pro bono приглашаются ведущие юристы и адвокаты региона. Они будут проводить экспертизы по обращениям предпринимателей, поступающим в мой адрес и непосредственно в сам Курский ЦОП «БПК». Кроме того, в состав Курского центра «Бизнес против коррупции» вошли эксперты из федерального центра, которые взаимодействуют с Борисом Титовым.
– Какие уголовные дела Курский центр «Бизнес против коррупции» уже рассмотрел?
– На первом заседании центра эксперты рассмотрели два кейса – обращения генерального директора ООО «Феникс Групп» Андрея Семенева, обвиняемого по п. «б» ч. 2 ст. 199, ч. 3 ст. 159 УК РФ, и генерального директора ООО НПО «Квант» Сергея Цибульского, обвиняемого по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ.
Что касается первого случая: Андрею Семеневу дважды предъявили обвинение по факту уклонения от уплаты налогов и мошенничества. Летом прошлого года Железногорский городской суд признал Андрея Семенева виновным в инкриминируемых преступлениях и приговорил к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. В конце сентября областной суд отменил приговор и вернул дело в прокуратуру. Мера пресечения в виде заключения под стражу Семенева была отменена. Спустя год Железногорская прокуратура вновь утвердила обвинительное заключение и передала его в суд. Предприниматель не признал свою вину. Мы обсудили ситуацию и приняли решение направить прокурору заявление об имеющихся в деле нарушениях.
– А в чем заключалось второе обращение предпринимателя?
– Сергея Цибульского обвиняют в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода в особо крупном размере. Он якобы осуществлял строительно-монтажные работы по укладке песка и песчано-гравийной подушки под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков №1, №2 Курской АЭС-2 без лицензии на право сооружения ядерных установок. При этом в конкурсной документации требование о наличии лицензии отсутствовало, а действующее законодательство не содержит безусловных оснований о ее необходимости для подобных работ. Эксперты Курского центра «Бизнес против коррупции» направят заключение прокурору Курской области и начальнику УМВД России по Курской области.
– И последний вопрос: какое напутствие вы дадите курским предпринимателям?
– Несомненно, бизнес переживает непростое время, не все предприниматели успевают перестраиваться. Но если вы имеете желание развивать свой бизнес и работаете честно, то можете рассчитывать на помощь института уполномоченного.