Финансовый аналитик Евгений Миронюк специально для «Известий» – о прогнозе цен на нефть до конца 2019 года.
Стабильность нефтяных котировок может быть весьма обманчивой. Участники рынка привыкли наблюдать их вблизи $60 за баррель с отдельными всплесками волатильности выше $65 и ниже $57. Действительно, наступил период определенной сбалансированности спроса и предложения. Добыча стран ОПЕК зафиксирована в рамках договоренностей. Активность в США стабилизировалась на рекордном уровне 12,6 млн баррелей в сутки. Но на рынке ситуация продолжительной стабилизации цен – сигнал о дальнейшем сильном движении.
Основным фактором риска остается геополитика. Инвесторы уже учли в котировках возможность резкого снижения поставок из ранее считавшегося стабильным региона Аравийского полуострова. Несмотря на рекордный для Саудовской Аравии военный бюджет ($67,7 млрд), предотвратить террористическую атаку с воздуха на нефтяные объекты ей не удалось. Более того, при отсутствии паритета военного потенциала Ирана и других стран Персидского залива инцидент легко мог превратиться в локальный военный конфликт. В этом случае предложение нефти в мире могло сократиться как минимум на 6,88 млн баррелей в сутки – то есть на величину нынешнего экспорта из этой страны.
Поставки сырья из Ирана стремятся к нулю и незначительны из-за санкций США. Максимальный объем нефти, которого может лишиться рынок, –18,5 млн баррелей в сутки, именно столько перевозится через Ормузский пролив, который Тегеран неоднократно грозился перекрыть в случае военной угрозы. При этом цена черного золота в случае сценария минимального сокращения поставок из региона нам известна. После атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии в середине сентября сокращение экспорта на 5,7 млн баррелей в 24 часа привело к скачку стоимости до $68 за бочку Brent, что более чем на $8 превышает цену до инцидента.
Сложно прогнозировать котировки Brent в случае полного прекращения поставок из стран Персидского залива, но однозначно можно сказать, что компенсировать их не смогут, а цены начнут поступательно отражать нарастающий дефицит.
Инцидент с пострадавшим от взрыва танкером в Красном море – лишь эпизод нагнетания обстановки в Персидском заливе, при котором основные страны региона пытаются обвинить друг друга в эскалации напряженности. Также последствия этого случая, в частности реакция Тегерана, используются для ужесточения режима санкций против Ирана. Участники рынка не закладывают возможности возобновления экспорта из этой страны в среднесрочной перспективе.
Заседания ОПЕК+ становятся предсказуемой и рутинной процедурой, в рамках которой практически все страны-участницы заинтересованы в сохранении ограничения добычи. Не станет сюрпризом и декабрьская встреча. После подписания Хартии сотрудничества стран ОПЕК+ расширенный состав организации утвердился окончательно. Интригу оставляет неопределенность относительно объема сокращения добычи. Однако это не существенный фактор влияния на котировки, возможна волатильность лишь в дни проведения встречи 5 и 6 декабря.
ОПЕК испытывает давление не только в вопросе продления соглашения о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки после марта 2020 года, но и в вопросе еще больших сокращений. В понедельник Министр нефти и газа Омана Мухаммед бен Хамад ар-Румхи сообщил, что, скорее всего, участники сделки продлят действующие условия до конца 2020 года. Также министр заявил, что более глубокое сокращение в рамках сделки пока выглядит маловероятным.
Возможное сокращение станет прямым следствием замедления роста производства и экономической активности в КНР и его уменьшения в ряде развитых стран, прежде всего в государствах ЕС, Японии и Южной Корее. Оптимистичный сценарий закладывает сохранение нынешнего спроса на следующий год. Отчасти эта вероятность подтверждается неожиданным ростом переработки нефти в Китае на 9,4% в сентябре до рекордного максимума в 13,75 млн баррелей в сутки и стремлением Вашингтона заключить торговую сделку с Пекином до начала электорального цикла в США.
Другие факторы баланса на рынке, такие как Brexit, ситуация на северо-востоке Сирии, влияние смягчения денежно-кредитной политики основными центробанками на цены биржевых товаров, а также отраслевая статистика запасов нефтепродуктов в США, сейчас уходят на второй план. Я ожидаю уменьшения влияния геополитических факторов и продолжения стабилизации котировок в районе $57-63 за баррель в этом году с кратковременными всплесками волатильности. Однако не исключаю реализации некоторых рисков, при этом вероятность внезапных скачков роста котировок значительно выше, чем их снижение.
Автор – финансовый аналитик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Евгений Миронюк
Газета «Известия», 08:00, 12.11.2019