Воронеж. 15.11.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронежский механический завод, на горизонте которого уже несколько лет маячат весьма заманчивые перспективы очередной реорганизации, остается верен своим традициям: уже много лет финансовые показатели держатся за семью печатями. Видимо, скрывать есть что – большинство оборонных предприятий в России и так работают по принципу «не на трехдневке – и то хорошо», а после ущерба, нанесенного бракованными двигателями для «Протона» (по некоторым данным, потери ВМЗ оценивают в 3 млрд рублей), заводу точно пришлось затянуть пояса потуже. Да и на разгребание последствий в целом уйдет не один год: 2018-й не стал исключением.
История филиала АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ГКНПЦ) – Воронежского механического завода – начинается в 1928 году с производства триеров – очистительных машин. К концу осени 1931 года предприятие поменяло специализацию и занялось выпуском дизелей для малой энергетики и речного флота, за счет чего стало именоваться «Дизельным заводом». В 1940 году производство пришлось срочно переформатировать на выпуск авиадвигателей «М-11» для самолетов «ПО-2». После эвакуации, до 1957 года, завод работал в этом направлении, а позже был перепрофилирован на серийное производство ракетных двигателей на жидкостном топливе, которые использовались на ракетах-носителях «Союз», «Протон» и других. Помимо этого, ВМЗ производит поршневые авиационные двигатели, агрегаты и узлы для железнодорожного и автомобильного транспорта.
Еще в 1990-х мехзавод смог начать тесное сотрудничество с ПАО «Газпром», после чего было запущено производство гражданской продукции – нефтегазового оборудования. В настоящее время номенклатура представлена 200 наименованиями, в том числе запорной, регулирующей, устьевой фонтанной арматурой, технологическим, противовыбросовым и подземным оборудованием.
В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому механический завод вошел в состав ГКНПЦ имени Хруничева. После этого жизнь предприятия стала относительно стабильной: в 2009 году ВМЗ поучаствовало в создании камеры сгорания двигателя «РД-191» для «Ангары», побывало на трехдневной рабочей неделе из-за финансовых проблем собственных и контрагентов, было обвинено в падении транспортного грузового корабля «Прогресс М-12М», а позже реабилитировано. В 2012 году активно обсуждался вопрос об объединении ВМЗ с АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА), однако разговоры очень быстро «заглохли». Следующей вехой стало падение ракеты-носителя «Протон-М» и аварией на корабле «Прогресс МС-04», которые закончились отбраковкой 71 двигателя и отправкой в колонию в 2018 году начальника одного из цехов ВМЗ Александра Тычинина, которого под шумок обвинили в злоупотреблении полномочиями, повлекшим тяжкие последствия.
Низкое качество продукции и явные проблемы предприятия спровоцировали очередную волну small talk об объединении: на этот раз все-таки зашли дальше и даже успели передать имущество ВМЗ КБХА. Антикризисный менеджер Игорь Мочалин, заступивший на пост в марте 2017 года, к маю 2018-го «слился», и «механозаводские» конюшни достались заму по экономике Сергею Ковалеву.
Основные показатели
Воронежский механический завод, будучи филиалом ГКНПЦ имени Хруничева, уже более десятилетия не имеет самостоятельной отчетности. Как и вся космическая отрасль, ВМЗ покрывает тайной свои финансовые результаты, отчитываясь лишь каждые полгода о росте объемов производства гражданской продукции. В предоставлении информации о показателях на предприятии «Абирегу» отказали, со ссылкой на соответствующий запрет «Роскосмоса».
Как ранее сообщали на Воронежском механическом заводе, выручка компании по итогам 2018 года составила 5,5 млрд рублей против 5,6 млрд рублей в 2017-м. Таким образом, оборот предприятия вполне вписывается в запланированный: директор Сергей Ковалев отчитывался о нем еще в мае 2018 года перед губернатором Александром Гусевым. Оборонка доходами обычно не балует, поэтому ВМЗ делает ставку на нефтегазовое оборудование. Как отмечал руководитель, на его производство в минувшем году пришлось 1,5 млрд рублей. Объем товарной продукции по итогам 2018 года составил 4,9 млрд рублей: на предприятии поясняли, что таким образом выпуск был увеличен в два раза против аналогичного показателя 2017-го. «В 2018 году нам удалось войти в график и выполнить все обязательства по договорам за предыдущие периоды. Во многом это стало возможным благодаря тому, что мы наладили систему материально-технического обеспечения, объединили все имеющиеся компетенции завода под решение первоочередных задач. Коллектив предприятия сумел мобилизовать все ресурсы и выполнить серьезнейшие планы и требования», – прокомментировал итоги года господин Ковалев. Остальные показатели на ВМЗ тщательно скрывают: лишь в далеком 2017 году экс-руководитель обмолвился, что главная задача – не нарастить убытки. А пока остается только надеяться, что после создания АО «Воронежский центр ракетного двигателестроения» деятельность ВМЗ станет более открытой.
Большие и маленькие конкуренты
Сейчас в космической отрасли России (да и во всем мире) наблюдается накал страстей: темой его освоения озадачены и госкорпорации, и частные компании. Как отмечают близкие к отрасли эксперты, все государственные предприятия либо уже вошли в АО «НПО «Энергомаш имени Глушко», либо войдут в обозримом будущем. В целом российская космонавтика представляет собой большую корзину – госкорпорацию «Роскосмос», в которой находятся корзины поменьше, например, АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК), уже упоминаемые «Энергомаш» и ГКНПЦ, по которым, собственно, разложены
яйца. Всего «Роскосмос» управляет 76 предприятиями, так или иначе связанными с производством комплектующих для ракет. Поэтому один из экспертов «Абирега», пожелавший остаться анонимным, отметил, что перестановки, реорганизации и прочие движения в рамках госкорпорации не отличаются эффективностью, так как, по большому счету, представляют собой бесконечное перекладывание из одной корзины в другую.
Помимо Воронежского мехзавода и находящегося через стенку КБХА, с которым ВМЗ соперничал не один год, производством и разработкой ракетных двигателей в той или иной степени занимаются еще шесть компаний в рамках «Роскосмоса». На жидкостных ракетных двигателях специализируются ПАО РКК «Энергия имени Королева», ПАО «Протон-ПМ», остальные занимаются двигателями на твердом топливе, стационарными плазменными и двигателями малой тяги. Поэтому конкуренция есть и между «своими», хоть и единые органы управления сглаживают их кооперацией.
Но сейчас над производителями нависает угроза в виде частных компаний. Как рассказал «Абирегу» руководитель проекта «435 nanometers» Александр Шаенко, пока подобного по уровню, например, «Протону», в российской космонавтике нет. «Самая большая компания, которая сейчас существует – S7 Space, которая собирается строить на основе ракеты «Зенит» и «Союз-5» систему запуска на орбиту. У них уже был пуск с Байконура. Есть компании, которые пока создают маленькие ракеты, для того, чтобы научиться делать такие проекты, то есть начинают с движков на 100 кг. Это все процесс не быстрый, и они находятся в начале пути», – поясняет эксперт.
Планы и риски
В рамках утвержденной производственной программы, в 2019 году механический завод запланировал произвести продукции на 6,2 млрд рублей, из которых 2,75 млрд рублей придется на гражданское направление, а 3,9 млрд рублей – на оборонную тематику. Из «гражданки» большая часть – 1,7 млрд рублей – должна прийтись на расширение линейки нефтегазового оборудования для ООО «Газпромнефть», компаний ГК «Новатэк», дочерних предприятий ПАО «Газпром». В компании отмечают, что сейчас на рынке нефтегазового оборудования сложилась благоприятная конъюнктура в связи с реализацией программ заказчиков по импортозамещению и налоговому стимулированию инвестиций в нефтегазовую отрасль.
Также планируется в два раза (до порядка 500 млн рублей) увеличить производство агрегатов для железнодорожных дизельных двигателей, поставляемых для компании АО «Коломенский завод» (входит в АО «Трансмашхолдинг»). Помимо этого, на предприятии отчитываются о стабильном уровне объема заказов на авиакомпрессоры АК-50Т, ремонт и обслуживание вертолетных редукторов ВР-226.
Но все-таки основная часть планов ВМЗ на будущее связана с долгожданным объединением с КБХА. Делили по-братски: имущество мехзавода было передано в ведение КБХА, а главой обоих предприятий стал Сергей Ковалев. В скором времени площади, производственные мощности и сотрудники подвергнутся оптимизации и будет приниматься решение, что делать с освободившимися квадратными метрами и руками. Некоторые знаки указывают на то, что земли ВМЗ могут быть отданы под застройку, однако эта информация старательно опровергается и на заводе, и в «Роскосмосе».
Предполагается, что юрлицом нового предприятия станет АО «Воронежский центр ракетного двигателестроения» (ВЦРД). В госкорпорации посулили инвестиции в модернизацию в размере 15 млрд рублей за пять лет. Отметим, что в российский холдинг ракетного двигателестроения также войдет воронежское АО «Турбонасос», к площадке которого несколько лет назад уже подумывали подселить ВМЗ и КБХА.
Как отмечают эксперты, одним из главных рисков на время реорганизации является снижение эффективности, которое будет восстановлено уже по итогам процедуры. В данном случае хорошо работает принцип «сам себе враг», когда низкий уровень оплаты труда, плохо выстроенная система контроля и отсутствие грамотных специалистов могут вновь сыграть злую шутку, как в случае с 71 бракованным двигателем для «Протона». Поэтому основные риски – сугубо внутренние, потому что, как показала практика, пока «Роскосмосу» удается отбивать предприятие от внешних негативных факторов (например, санкций), но никак не от действительно убивающих не только завод, но и отрасль проблем.