Воронеж. 15.11.2019. ABIREG.RU – Аналитика – История современных российских агрохолдингов как бы опровергает Козьму Пруткова – необъятное объять можно. Только вот потом контролировать сложно. Придуманный в брежневские времена лозунг «От поля до прилавка» пережил СССР и из лозунга превратился в название производственного цикла в сельском хозяйстве, присущего агрогигантам. Но само создание вертикально интегрированных агрохолдингов, по крайней мере в животноводстве, чаще всего идет в обратном направлении – от прилавка к полю. Самые дальновидные из бизнесменов, поднявшихся в лихие девяностые на торговле мясом (чаще всего – импорте), сначала вложились в переработку, а затем, чтобы загрузить новые мощности, были вынуждены сами выращивать сырье, а хрюкающее «сырье» надо чем-то кормить. Так развивался бизнес братьев Линников из «Мираторга» или семьи Михайловых из «Черкизово». Точно такое же движение – от прилавка к полю – проделал в Воронежской области московский бизнесмен Кирилл Алексашин, возродивший – а по сути, заново создавший – крупнейший в регионе мясокомбинат «Бобровский». Впрочем, до поля Алексашин так и не добрался – собственных сельхозземель у его структур нет. Тем не менее, по итогам 2018 года «Бобровский» с выручкой 11,8 млрд рублей занимает 35-е место в рейтинге крупнейших компаний Черноземья и входит в десятку крупнейших мясокомбинатов РФ.
Досье
Про самого Кирилла Евгеньевича и его основных партнеров не известно почти ничего. В СМИ он не «светится», интервью не дает, пресс-секретарей не держит. Да что там пресс-секретари – даже должности как таковой у него нет. Интересно, что он у себя на визитке пишет? Журналисты часто называют юрлица, связанные с Алексашиным, группой компаний «Мясокомбинат «Бобровский», но де-юре такой группы нет. Есть, правда, почти замкнутый производственный цикл, включающий в себя сам мясокомбинат, комбикормовый завод и шесть свинокомплексов (четыре действующих и два строящихся), на одном из свинокомплексов есть генетический центр, выращивающий свиноматок. Все производственные мощности расположены в Воронежской области – в основном, в Бобровском районе. Комбикормовый завод – в Каширском, а селекционный центр – в Каменском.
О начале бизнеса скупые слова директора мясокомбината Тимофея Обухова: «Группа инвесторов во главе с Кириллом Алексашиным, нынешним основным владельцем мясокомбината, уже имела большой опыт в мясном бизнесе: и экспортировали, и импортировали мясо, имели свои квоты. Постепенно это переросло в идею организовать предприятие по переработке мяса». Кто были партнеры Алексашина по торговле мясом и через какие юридические лица велась торговля, остается тайной. Первые юридические лица, где фигурирует Алексашин, датируются июнем 2003 года, одним из них и было ООО «Мясокомбинат «Бобровский», генеральным директором и единственным владельцем в нем числился Кирилл Алексашин. Юрлицо было, но ничего больше не было – сам мясокомбинат с 60-летней историей, по сути, развалился с распадом Союза, но еще долго дышал на ладан, перерабатывая тонну мяса в смену. Полностью комбинат был остановлен в 2001 году. Допотопное оборудование вывезли старые владельцы, к 2003 году остались лишь голые стены, которые и выкупило вновь образованное ООО. Скорее всего, Алексашин обладал пониманием, что однажды государство закроет дорогу дешевой южноамериканской свинине и озаботится собственным производством. Именно 2003 год стал для России «годом свиньи»: президент Владимир Путин с подачи главы Минсельхоза Алексея Гордеева впервые ввел квоты на импорт мяса. Это было серьезное политическое решение и назад его, как в случае с турецкими помидорами, никто не стал отыгрывать. Свиноводство и переработка свинины в одночасье стали высокорентабельной отраслью с незаполненным рынком сбыта.
За модернизацию «голых стен» Бобровского мясокомбината инвесторы взялись лишь спустя три года, в 2006 году. Еще спустя два года, 24 ноября 2007-го, обновленное предприятие было торжественно открыто. Ну как торжественно – тогдашний губернатор Владимир Кулаков это дело проигнорировал. То ли показывал таким образом свое нерасположение к главе района, то ли к непонятному инвестору, то ли не видел грандиозных перспектив в не слишком большом предприятии. Поначалу модернизированный завод еще не мог похвастать большими объемами – в смену выпускалось 40 тонн мяса на кости и 15 тонн колбасных изделий (сегодня – 160 тонн мяса на кости, 200 тонн колбасных изделий плюс 500 тонн кускового мяса в смену).
От зарекомендовавшего себя еще в советские времена бренда «Мясокомбинат «Бобровский» решили не отказываться и не прогадали. Бренд «с историей» сумел отвоевать свое место на прилавках магазинов. В 2008 году, то есть в первый же год работы после реконструкции, удалось увеличить производство колбасных изделий до 50 тонн в смену, а общая выручка составила 1,1 млрд рублей в год. К 2013 году объем производства увеличился в пять раз – выручка составила 5,3 млрд рублей, а суточный забой достиг 2 тыс. голов. Вообще рентабельность в мясной переработке в тот благоприятный для отрасли период достигала 15-20%. В дальнейшем предприятие запустило еще две торговые марки – «БИО Мясной буфет» и «Леоновский хуторок», но ТМ «Мясокомбинат «Бобровский» так и остается главной. В продуктовой линейке несколько десятков видов продукции: от главного продукта – колбасы – до паштетов, тушенки и сала. Но едва ли не главный по объему продаж вид продукции – это мясные полуфабрикаты в вакуумной упаковке.
Первые лица
Москвич Тимофей Обухов приехал (да так и осел вместе с семьей) в воронежскую глубинку в возрасте 23 лет. Сначала был коммерческим директором мясокомбината, а с 2007 года стал генеральным директором, спустя еще 10 лет его ввели в состав партнеров с долей в 5%. Но зона ответственности Обухова – только переработка. С 2011 года Алексашин и его (неведомые нам) компаньоны решили заняться созданием собственной сырьевой базы. Комбинат покупал сырье везде где только можно, даже на Урале, но основными поставщиками свинины были Липецкая и Белгородская области. Вообще-то сам мясокомбинат в состоянии перерабатывать миллион голов в год. Но этот миллион еще надо где-то взять.
В 2011 году Алексашиным и Ко было куплено в Бобровском районе специализированное хозяйство «Московское», способное в тот момент выращивать всего 12 тыс. голов в год. В 2012 году инвесторы объявили о строительстве нескольких современных свинокомплексов общей годовой мощностью в 300 тыс. голов, что обеспечило бы, по словам Обухова, 70% потребностей мясокомбината в сырье. Планируемая инвестиционная емкость проекта составляла 3 млрд рублей. Реализовывать его собирались за счет средств учредителей и Россельхозбанка. Несмотря на внушительные финансовые результаты предприятия, у инвесторов долгое время были проблемы с доступом к кредитным ресурсам, из-за чего проект сильно затормозился. К 2017 году были построены два современных свинокомплекса по 80 тыс. голов каждый и стоимостью около 1 млрд рублей. Выручка «Московского» за 2018 год – 1,4 млрд рублей, у второго по величине каменского свинокомплекса – 600 млн рублей.
Вместе со строительством свинокомплексов изменилась и структура собственников. В 2012 году совладельцем мясокомбината с долей в 50% стала Ольга Лосева, про которую известно еще меньше, чем про самого Алексашина. В СХ «Московское» структура акционеров оказалась еще более запутана: сначала (июнь 2012 года) Алексашин, единственный владелец спецхоза, отдал всё двум новым «временным» совладелицам Елене Захаровой и Людмиле Муравицкой, а через два с половиной года вернул доли себе и Лосевой. Видимо, Захарова и Муравицкая представляли тех, кто давал деньги на запуск проекта, а после того, как инвестиции были отбиты, предприятие вернулось к тем, кто его запускал. А еще спустя пару лет 5% «Московского» были переданы топ-менеджеру предприятия Евгению Устюгову, точно по такой же схеме, что и с Обуховым. Таким образом, и на самом мясокомбинате, и на основном его поставщике сырья по 47,5% принадлежит Алексашину и Лосевой. В других юридических лицах у Алексашина есть другие партнеры-соинвесторы. В Каменке это Людмила Быкадорова (35%) и Геннадий Смыслов (25%). Здесь, в конце 2017 года, в союзе с ирландской компанией Hermitage Genetics был запущен селекционно-генетический центр на 2,6 тыс. чистопородных свиноматок стоимостью 900 млн рублей. На Каширском комбикормовом заводе по 47,5% у Алексашина и Виктора Петрушенкова. В 2017 году Алексашин приобрел с торгов за 201 млн рублей имущество обанкротившегося Калачеевского мясокомбината. В этом проекте у него в партнерах Петрушенков (39%) и Устюгов (22%). В ООО «Мит групп», занимающемся оптовой торговлей мясом, по 50% у Алексашина и Александра Жданова.
Финансовые результаты
Несмотря на то, что региональные власти предпочитали не замечать (хотя и не мешали) бурно развивающееся предприятие, к 2014 году Алексашин вывел свой комбинат в первую десятку мясокомбинатов страны. Предприятие заняло общее 8-е место по размеру выручки, а вот по показателю устойчивости бизнеса (долг/EBITDA = 15,5) «Бобровский» оказался лишь 19-м в двадцатке. Кредитоспособность «удовлетворительная». И кстати, в этот же год вместе с кризисом и антисанкциями стала «проседать» выручка «Бобровского». Если в 2015 году удалось достичь 11 млрд рублей выручки, то два последующих года выручка пусть незначительно, но сокращалась – до 10,2 млрд рублей. Здесь вины Алексашина нет – против падения доходов населения не попрешь. Но как только доходы наших граждан стабилизировались, подросла и выручка «Бобровского». Как говорилось выше, по итогам 2018 года она составила 11,8 млрд рублей.
Перспектива
В 2017 году Алексашин и Ко продолжили строительство, заложив еще два свинокомплекса по 60 тыс. голов в Песковатке и Коршево Бобровского района. С их вводом в строй обеспеченность мощностей комбината, который сейчас забивает 3 тыс. голов в день, в собственном сырье увеличилась примерно до 30%. Но еще два свинокомплекса строятся.
Сегодня акционеры «Бобровского» задумываются о создании собственной сети сбыта. Причем планируют развивать ее не в крупных городах (хотя в Воронеже давно работают девять фирменных отделов в гипермаркетах и на рынках), а в районных центрах. Работать будут в формате «магазин плюс точка общепита». Под одной крышей будут торговая точка с мясной продукцией, кафе и пекарня. Правильный бутерброд начинается с колбасы.