Воронеж. 18.11.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Русский человек часто ищет идеальное экономическое устройство на Западе и не может рассмотреть его у себя под носом. Споры о пользе сельхозкооперации для российской глубинки идут давно. У нее есть яркие сторонники, как, например, бывший липецкий губернатор Олег Королев, но всё больше скептиков, считающих, что ни один уважающий себя топ-менеджер не станет горбатиться и зарабатывать деньги для крестьян. «Тот, кто что-то умеет, будет работать на себя, а не на дядю. А тем более – на бесконечно много дядь». Если брать в целом Черноземье (без Липецка) или Воронежскую область в отдельности, то «третий сектор» экономики не очень-то развит. Но есть одно существенное исключение. DMK, он же Deutsches Milchkontor, он же «Немецкий молочный офис», чьими кооперативными владельцами являются 11 тыс. немецких крестьян, – один из крупнейших производителей сыра в Центральной России (выручка за 2018 год – 3,86 млрд рублей). Главной его производственной площадкой является Бобровский сырзавод, перерабатывающий до 400 тонн молока в сутки. Точнее, площадок уже две: кроме «старого» завода в Тройне, что в 30 км от Боброва, идет интенсивное освоение новой площадки в индустриальном парке «Бобровский» на окраине райцентра. Корреспондент «Абирега» искал в Боброве сыр со вкусом мышеловки.
Досье
Собственно, история сыроделия в Тройне и начиналась с кооперации. В 1989 году тройнинский колхоз (советский кооператив!) «Звезда» за собственные средства построил сыродельный цех, в котором работали 70 человек. Молоко в цех возили с ближайших ферм в бочках. В начале 1990-х цех приватизировали. Сыр катали вручную, но уже тогда появился не только привычный «круг» – «Российский», но и достаточно экзотический «шар», распространившийся в магазинах под названием «Ларец». Если сегодня вы видите на прилавке магазина сырный шар идеальной формы (о вкусах не спорим), то с большой долей вероятности он изготовлен в Тройне.
Первую модернизацию предприятия датируют еще 1999 годом, число рабочих мест удвоилось, но сыр по-прежнему катали и таскали вручную. Новая история завода началась в 2005 году, когда предприятие приобрели московские бизнесмены Игорь Калинин и Арсен Магомедов. Они являлись в равных долях совладельцами группы компаний «Ричарт Холдинг», зарегистрированной в подмосковном Красногорске, и занимались не только производством сыра в Боброве, но и дистрибьюцией немецкого сыра в Россию. Так впервые пересеклись немецкая и бобровская сырные линии.
Именно с Калининым и Магомедовым связаны первые шаги Бобровского сырзавода как межрегионального игрока (сегодня завод в двадцатке крупнейших сырзаводов в ЦФО). В 2013 году была затеяна еще одна модернизация, к этому моменту на предприятии работали около 150 человек. Была поставлена автоматическая линия по производству «шаров», запущено производство маскарпоне и сыра с голубой плесенью, установлено новое оборудование по сушке молока. За несколько лет завод вдвое увеличил суточную переработку молока – до 200 тонн. А «шары» заняли долю от 1% до 4% в ассортименте основных торговых сетей. Всего на заводе производилось 11,5 тыс. тонн полутвердых сыров в год. Но все равно это было сравнительно небольшое предприятие, хотя число работников к 2016 году уже перевалило за 300 человек.
Долгое время «бобровская плесень» (флагманский продукт) расходилась только по ресторанам Москвы и Санкт-Петербурга. Голубая плесень вызревает 90 дней, себестоимость сравнительно высока, а конкурировать приходилось в узком сегменте товаров премиум-класса с мировыми брендами. Несмотря на сложности, Калинин и Магомедов планировали расширять именно премиум-линейку – к голубой плесени хотели добавить белую. Белая плесень в сыре созревает значительно быстрее, соответственно, и цена ниже. Но санкции и контрсанкции 2014 года не просто внесли свои коррективы, они изменили все. Видимо, Калинин-Магомедов свое детище продавать первоначально не планировали. Ведь в 2015 году они затеяли очередную модернизацию, взяв 150-миллионный кредит для закупки оборудования по фасовке сыра, производству маскарпоне и моцареллы.
DMK был образован в 2011 году путем слияния двух крупнейших молочных кооперативов Германии – Numana Milchunion и Nordmilch. DMK сегодня – крупнейший переработчик молока в Германии (6-й в Европе и 11-й в мире), он перерабатывает 6,8 млн тонн молока в год на 26 собственных заводах. Производители этого молока и стали хозяевами этого гигантского кооператива с оборотом в 5,8 млрд евро. DMK до 2014 года экспортировал в Россию огромное количество сырной продукции. Среди его брендов – Milram, Ravensberger, Osterland, Oldenburger, Humana и др.
Переговоры российских партнеров с немцами длились больше года. Но в конце концов стороны пришли к согласию. Вероятно, немаловажную роль сыграло то, что в самой головной конторе DMK произошла смена управленческих поколений и немецкий кооператив возглавил 44-летний Инго Мюллер, который по опыту работы был не только молочником, но и продажником.
В сентябре 2016 года стороны договорились о покупке 60% всех юрлиц ГК «Ричарт Холдинг». СМИ иногда ошибочно писали, что немцы купили в Воронежской области сразу три сырзавода. На самом деле под разными юридическими лицами выпускалась разные сыры на производственной площадке в Тройне. Сумма сделки не разглашалась, но немцы взяли на себя обязательство в случае достижения определенных экономических показателей в течение трех лет выкупить оставшиеся 40% «Ричарта». Известно, что на момент продажи Бобровский сырзавод имел годовую выручку в 2,17 млрд рублей при убытках в 15,6 млн рублей. Два других юрлица группы – «Чизарт» и «Флаганфрах» – имели на двоих выручку под 500 млн рублей.
В декабре 2016 года воронежский губернатор Алексей Гордеев встретился в Гамбурге с представителями нескольких крупных компаний и предложил каждой из них построить в Воронежской области новые предприятия. DMK был в списке на первом месте. Говорили не только о сыре – Алексей Васильевич предложил DMK построить на Воронежской земле заводы по производству детского питания и мороженого. Этим планам сбыться не было суждено, а вот сырный проект пошел в гору. Уже за первый год работы при немцах объем переработки увеличился на 25%, а за 2,5 года – почти удвоился до нынешних 400 тонн в сутки. Были поставлены новые технологические линии по сушке молока и фасовке готовой продукции. Привычные у себя дома к повышенным экологическим требованиям, немцы сразу же реконструировали очистные сооружения.
Но главное – немцы занялись брендированием бобровской продукции. Русский потребитель ищет идеал на Западе и, если на этикетку добавить несколько иностранных букв, то цену спокойно можно поднимать на 15-20%. Так появились замысловатые названия Santabene, Ricotta de Lucia, Fine Food, Horeca Selected. Стали, наконец, расфасовывать и поставлять в сети «благородную плесень».
Ровно год спустя, в декабре 2017-го, Гордеев в Воронеже принял большую немецко-московскую «сырную» делегацию в составе Инго Мюллера, управляющего директора DMK International Михаэля Феллера, управляющего директора DMK по России и СНГ Олега Майстера (последний стал фактическим руководителем предприятия, хотя и командует им из Москвы) и (еще) совладельца завода Игоря Калинина. Немцы расхвалили уровень российской господдержки аграрного сектора и пообещали Гордееву сравнительно скромные 130 млн рублей инвестиций и увеличение производства сыра на 2,9 тыс. тонн за год.
Немцам в Боброве понравилось. В мае 2018 года, не дожидаясь оставшихся по договору полутора лет, DMK выкупил у Калинина-Магомедова оставшиеся 40% всех юрлиц «Ричарта» и стал единоличным владельцем бизнеса. После двух лет пребывания на бобровской земле немцы объявили о строительстве своего второго завода. Вообще, иностранные инвесторы предпочитают диверсифицировать риски и работать на разных рынках. Так что решение строить на бобровской земле второй завод было исключительным. Немцы как бы подчеркивают, что не смогли найти лучшего инвестиционного климата во всей России. «Начало строительства второго завода лучше любых слов говорит о наших намерениях», – поясняет Олег Мейстер и без обиняков называет главную причину такого решения – это Анатолий Балбеков. Глава Бобровского района хорошо известен своим умением привлекать инвесторов, а с немцами так и вовсе говорит «на одном языке».
Официально о будущем строительстве было объявлено в декабре 2018 года, сроки были названы максимально сжатые – около двух лет. К середине 2020 года новый завод должен быть уже построен. Проектная мощность нового предприятия – 450 тонн переработки молока в сутки и производство 15 тыс. тонн полутвердого сыра в год, а объем инвестиций – 2 млрд рублей, заявлено создание 150 новых рабочих мест. Ожидается, что в основном на новое предприятие перейдут жители Боброва, работающие в Тройне, а им, в свою очередь, подготовят замену среди местных.
Перспектива
2018 год для российского рынка сыров стал переломным. Впервые после долгого падения наметился небольшой, но устойчивый рост. Сказалась и борьба государства с фальсификатом на прилавках, и стабилизация доходов населения. Сегодня рынок сыров – едва ли не самый перспективный во всей пищевой переработке РФ. И инвестиции DMK оказались очень своевременными.
Первый камень на строительстве нового завода закладывал уже новый губернатор Александр Гусев 11 июля 2018 года. Площадка размером в 4,3 га с полностью готовыми коммуникациями была предоставлена в индустриальном парке на окраине Боброва, по направлению к трассе М4. Бобров – вообще центр иностранных инвестиций Воронежской области. Здесь же, «через дорогу», достраивает крупнейший завод по производству сельхозтехники чех Любомир Стокласек («Агрострой Пелгримов»), рядом – молочные комплексы российского немца Штефана Дюрра.
Положение на рынке
Дюрр к истории с DMK имеет отношение весьма косвенное. Его «Эконива» с определенного момента стала основным поставщиком сырого молока на Бобровский сырзавод. Доля «Эконивы» в поставляемом сырье – 60%. Сбор сырого молока у населения (бочка, телега) постепенно ушел в прошлое. Сейчас, если переработчик дает хорошую цену, проблем с поставками нет. В Тройню везут молоко из Курской, Белгородской, Саратовской и Волгоградской областей, даже из Чувашии. Но Дюрр и сам собирается начать строительство в Боброве гигантского сырзавода суточной мощностью переработки в 2 тыс. тонн с инвестициями в 16 млрд рублей. Пока только выкуплена площадка и идут проектные работы. DMK потенциально опережает своего земляка, но рано или поздно Дюрр свой завод-гигант построит и все «эконивовское» сырье перейдет туда. Первый замглавы Бобровского района Михаил Астахов уверен, что и в этом случае проблем с сырьем у DMK не возникнет: «Сегодня в районе в день производится 400 тонн молока, Дюрр – не единственный поставщик». Действительно, в районе нет ни одного населенного пункта, в котором нет молочной фермы. А по закону рынка, если есть спрос, то предложение не заставит себя долго ждать.