WorldClass

22 сентября 2024, 06:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ЭЖ-Черноземье // Геннадий ШВАНОВ: «К 2012 году воронежские МУПы будут полностью упразднены»

24.02.2010 15:34
Геннадий ШВАНОВ, заместитель главы  администрации городского округа г.

Геннадий ШВАНОВ, заместитель главы администрации городского округа г. Воронеж по муниципальной собственности: «К 2012 году МУПы будут полностью упразднены»

Инвестиции в муниципальные предприятия должны быть не только крупными, но и «умными»

Как сохранить городское имущество, избежать банкротства муниципальных предприятий и увеличить доходную часть бюджета в новых экономических условиях? Есть ли у властей Воронежа стратегия эффективного использования МУПов? Можно ли рассчитывать на привлечение крупных инвестиций в сферу муниципальных предприятий?
На эти вопросы ответил заместитель главы администрации городского округа г. Воронеж по муниципальной собственности Геннадий Владимирович ШВАНОВ.

– Что на сегодняшний день представляет собой система муниципальных унитарных предприятий в Воронеже? Какие сферы они охватывают?

– Деятельность воронежских МУПов ведется в различных направлениях. Это строительство, транспорт, торговля, производство электроэнергии, сфера услуг (коммунальных, социальных и прочих). По состоянию на 1 января 2010 года на территории городского округа г. Воронеж находятся 83 муниципальных унитарных предприятия, из них 32 – собственно МУПы, основанные на праве хозяйственного ведения, 11 муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления; 40 муниципальных предприятий решениями арбитражного суда признаны несостоятельными и в отношении них введена процедура банкротства – конкурсное производство.

– Есть ли среди МУПов эффективно работающие и приносящие прибыль в городской бюджет?

– Самыми прибыльными являются муниципальные рынки – Центральный, Северный и Южный. Из числа стабильно работающих можно отметить МУП городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» или ту же «Теплосеть», сейчас она приносит прибыль.

– Сохраняется ли потребность в муниципальных предприятиях у городского округа и жителей Воронежа?

– Безусловно, но при этом наша основная цель – сохранить муниципальную собственность и освободить бюджет города от дополнительной нагрузки в виде убыточных предприятий. На основании Федерального Закона РФ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» такие учреждения подлежат ликвидации, приватизации или перепрофилированию как не участвующие в обеспечении жизнедеятельности муниципального образования. В 2009 году была завершена процедура ликвидации МУП «Рынок «Юго-Западный», МУП «Адмиз», МУП «УКХиБ Советского района». Уже не существует, например, скандальный МУП «Ресурсосбережение», банкротство которого могло привести к тяжелым последствиям. В стадии ликвидации находятся МУП «УКХиБ Центрального района», МУП «Технический водозабор».
Таким образом, по решениям Воронежской городской Думы в 2009-м четыре МУПа изменили вид на муниципальное казенное предприятие, произошло несколько реорганизаций. Так, например, «ПАТП № 4» и «ПАТП № 5» реорганизованы в форме присоединения к МУП МТК «Воронежпассажиртранс», а МУП «Воронежские вести» – в форме присоединения к МУП «Редакция газеты «Берег». В стадии реорганизации в муниципальное учреждение находится также МУП «СОК «Олимпик».

– В ближайшее время планируется перейти от МУПов к новым формам – МКП (муниципальное казенное предприятие), МАУ (муниципальное автономное учреждение) и ОАО. В чем главное преимущество этого перехода?

– Как правило, муниципальные предприятия были созданы в период с 1992 по 1996 год, имущество передавалось в предприятия по отраслевому признаку, по решению прежних руководителей отраслевых комитетов.
Изъятие имущества из хозяйственного ведения без согласия предприятия было невозможно.
Изъятие временно неиспользуемых нежилых помещений из хозяйственного ведения МУПов может привести к тому, что они попадут в процедуру банкротства, и оставшаяся часть нежилых помещений может быть продана конкурсным управляющим.
Процедура ликвидации МУПов и перехода к другим формам собственности началась с момента избрания мэром Сергея Колиуха. К этому времени в городе насчитывалось сто с лишним МУПов, из них 49 были в состоянии банкротства, остальные – если честно, в предбанкротном состоянии.
Чтобы не допустить разорения муниципальных предприятий и утраты имущества, было решено, что целесообразно перевести малоэффективно работающие МУПы в муниципальные казенные предприятия, либо их приватизировать, либо упразднить. К 2012 году муниципальные унитарные предприятия в Воронеже должны быть полностью упразднены. Существуют более прогрессивные формы, такие как МАУ и МКП. Эти формы собственности определены Федеральным Законом. В чем преимущество такого предприятия? Оно может вести хозяйственную деятельность, не попадая под банкротство, в отличие от МУПов, из-за которых город в течение десятка лет лишился почти всего имущества.

– Решит ли переход к новым формам старые проблемы МУПов? Что при переходе к этим формам произойдет с существующими долгами МУПов?

– Переход к новым формам позволит повысить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, управлять муниципальной собственностью на лучших условиях, пополнить доходную часть бюджета городского округа г. Воронеж.
Приняты решения Воронежской городской Думы о согласовании создания пяти новых МАУ, среди них – спортивный комплекс «Юбилейный», детская художественная школа, центральная диспетчерская служба, городское жилищное агентство, центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одно окно». В городе в настоящее время уже созданы девять муниципальных автономных учреждений: «Управление городского дорожного хозяйства», «Дирекция единого заказчика капитального строительства», «Детско-юношеская спортивная школа № 1», а также шесть комбинатов благоустройства в каждом районе. Автономные учреждения «Комбинаты благоустройства районов» созданы для обеспечения своевременного, качественного и эффективного решения отдельных вопросов местного значения в сфере благоустройства и озеленения округа. При этом следует отметить, что в настоящее время в связи с передачей жилищного фонда на обслуживание управляющим организациям, ТСЖ (ЖСК) районные дирекции службы заказчика в лице муниципальных учреждений «Районная дирекция единого заказчика ЖКХ» утратили свои функциональные обязанности по обеспечению качественного содержания и сохранности жилищного фонда, в результате чего на рынок услуг по текущему содержанию объектов внешнего благоустройства районов стали попадать случайные организации.

Частая смена подрядных организаций на этом рынке работ и услуг приводит к нарушению взаимодействия между руководством администрации и подрядными организациями. Вновь созданным МАУ передана в оперативное управление дорожно-уборочная техника, ранее находившаяся в оперативном управлении и хозяйственном ведении служб заказчиков района (МУ «РайДЕЗ» ЖКХ районов», МУП «УКХиБ Советского района» и «УКХиБ Центрального района»), что позволило повысить ответственность за сохранность муниципальной техники и контроль за ее эксплуатацией. Кроме того, учредитель муниципальных автономных учреждений – администрация городского округа устанавливает задания для автономного учреждения. Таким образом, «задания» пришли на смену длительной конкурсной процедуре, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на оперативность работы.

Наряду с МКП и МАУ, планируется создание ОАО. Как правило, оно подразумевает под собой поиск достаточно серьезного инвестора, потому что многие просто хотят заполучить городское имущество, не вкладывая в него особых средств. Это приводит лишь к потере муниципальной собственности. Создание акционерных обществ включает в себя финансовую и юридическую части. Например, в ситуации с «Водоканалом» без серьезного инвестора не будет положительных изменений, для нормального развития и функционирования «Горэлектросети» тоже нужны крупные инвестиции. Создание ОАО – это очень тяжелый и ответственный шаг. Отбор инвесторов зависит, в первую очередь, от финансовой состоятельности, а во вторую – от деловых характеристик и, соответственно, знаний.

Например, если речь идет о «Водоканале», то должен быть инвестор, который достаточно сведущ в этом направлении. В таких вопросах мало просто принести деньги.
При создании ОАО город оставляет за собой 25% плюс одна акция, чтобы получить контрольный пакет акций и иметь возможность назначать директора. Предложения от инвесторов идут, по «Водоканалу» их много, есть достаточно серьезные московские и ростовские компании.
Как правило, в этом нам очень серьезно помогает область, потому что на уровне города трудно решить эти вопросы.

Евгения АПАСОВА
«Экономика и Жизнь -Черноземье», №4 20 февраля – 12 марта 2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0