WorldClass

22 сентября 2024, 06:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский продукт // Валерий Пономарев: «Из восьми проектов ни один не получил финансирования»

25.02.2010 10:46
Замначальника отдела животноводства департамента аграрной политики Воронежской области о проблемах кредитования воронежских товаропроизводителей — Валерий Александрович, сейчас практически все сельхозобъекты в нашей области да и в Черноземье в целом строятся за счет заемных средств. Какие банки сейчас дают кредиты воронежским сельхозпроизводителям? — Сегодня на территории Воронежской области реализуется 41 инвестиционный проект животноведческого направления: это строительство, реконструкция и модернизация комплексов.

Замначальника отдела животноводства департамента аграрной политики Воронежской области о проблемах кредитования воронежских товаропроизводителей

— Валерий Александрович, сейчас практически все сельхозобъекты в нашей области да и в Черноземье в целом строятся за счет заемных средств. Какие банки сейчас дают кредиты воронежским сельхозпроизводителям?

— Сегодня на территории Воронежской области реализуется 41 инвестиционный проект животноведческого направления: это строительство, реконструкция и модернизация комплексов. По состоянию на 1 января 2010 года привлечено 8,189 млрд рублей. Финансирование инвестпроектов осуществляется в основном ОАО «Сбербанк Росии», ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Внешторгбанк».

— Расскажите, как распределяются кредитные средства по проектам, выделите самые крупные из них.

— Количество объектов ни о чем не говорит. Здесь важна сама возможность банков финансировать проекты, важен размер вложенных финансовых средств и, конечно, отдача объекта. Например, Сбербанк предоставляет кредиты 16-ти проектам (среди них проекты Talex Holdings, ООО «ЭкоНива-Агро», ОАО «Комбинат мясной Калачеевский» и СХА им. Мичурина), Россельхозбанк — 11-ти проектам (самый крупный из них ООО «Воронежмясопром»), а ВТБ — одному проекту — ЗАО «Лиско-Бройлер», который является одним из самых крупных и значимых в Воронежской области.
Мы стараемся, чтобы в области реализовывалось строительство и развитие самых разных объектов — от личных подсобных крестьянско-фермерских хозяйств до гигантских животноводческих комплексов.

— Среди перечисленных проектов не все запущены в прошлом году. А каков объем кредитов, выданных воронежским производителям именно в 2009 году?

— Кредиты, выделенные воронежскому производителю в 2009 году — это, в основном, краткосрочные кредиты. Они выдавались по мере потребности, и проблем с краткосрочными кредитами было немного. Что касается инвестиционных долгосрочных кредитов, то за прошлый год их получили проекты, запущенные еще в 2007–2008 годах, и в течение года эти объекты финансировались в рамках прежних кредитных линий. Среди новых проектов долгосрочные кредиты были выделены только на два инвестиционных проекта — в Верхнехавском и Бобровском районах.
Государство сегодня много делает для того, чтобы привлечь инвестиции в сферу животноводства. Например, при Минсельхозе был создан экспертный совет. Он тщательно отбирает объекты, которые могут быть инвестиционно привлекательными. Такие предприятия рекомендуются банкам для кредитования. За 2009 год в реестр особо значимых были включены восемь инвестиционных проектов — молочные, свиноводческие, птицеводческие комплексы. Однако финансирование из них никто так и не получил.

— Почему так получилось? Эти проекты банки посчитали неперспективными?

— Требования банков в течение 2009 года очень возросли. Прежде всего к залоговой базе. Каждый банк требует гарантий областного бюджета или залог областного имущества.

— Некоторые воронежские производители большую часть своей продукции вывозят за пределы области. При этом к нам свою продукцию возят «соседи». Иногда эта ввезенная продукция сильно проигрывает нашей по качеству. Что нужно сделать для того, чтобы нашим производителям было выгодно оставлять свою продукцию в нашей области, и как оградить воронежский рынок от недоброкачественных продуктов «соседей»? Понятно, что у нас работают законы рынка, но ведь их можно немного подкорректировать... Должны ли власти как-то влиять на этот процесс?

— Можно сказать так: мы хотели свободный рынок — мы его получили. И теперь именно рынок диктует правила. К сожалению, именно законы рынка заставляют наших производителей вывозить свою продукцию за пределы области. На территории Воронежской области есть ряд уникальных сельскохозяйственных предприятий, которых нет ни в одной области ЦФО. Например, только у нас три специализированных хозяйства по откорму крупного рогатого скота: ООО «Маяк» Лискинского района с поголовьем в 15 тысяч, СПК «Лискинский» с 8 тысячами голов и ОАО «Хохольское», где содержится 5 тысяч голов. Но, несмотря на это, наши переработчики практически не работают на их качественном сырье. Основная же часть продукции спецхозов уходит в Москву, Питер и другие города — в более обеспеченные регионы, где уровень жизни позволяет людям покупать натуральные и, соответственно, более дорогие продукты. Ведь если мясо наших хозяйств использовать для изготовления колбасы, то килограмм «варенки» будет стоить порядка 400-500 рублей, а килограмм копченой колбасы — свыше 1000 рублей. Понятно, что на нашем рынке такие продукты реализовать трудно.
Другая проблема в том, что все торговые сети уже распределены между близлежайшими хозяйствами и «импортом». Войти на рынок новому игроку довольно сложно. Тем не менее, с помощью правительства Воронежской области, департамента аграрной политики вопрос этот решается.

— Каким образом?

— Для местных производителей освобождается все больше места для торговли, а также оказывается поддержка в расширении собственных торговых сетей. Пример тому — спецхоз «Вишневский» Верхнехавского района, который имеет сегодня большую долю торговых площадей на Центральном рынке Воронежа, а у МХП «Николаевское» Аннинского района есть свои торговые палатки практически в каждом муниципальном районе и в некоторых крупных селах. Также свои торговые точки есть у «Калачеевского» мясокомбината, скоро они появятся и у ООО «Лиско-Бройлер».

— Недавно в Облдуме обсуждался знак «Воронежский продукт», которым предлагают маркировать продукцию воронежских производителей. Больше всего споров вызвал вопрос о том, присваивать ли этот знак продукции тех производителей, которые используют привозное сырье. Некоторые говорят, что нужно закрепить определенную норму, например, считать «Воронежским» продукт, где не менее 60%нашего сырья. Каково ваше мнение по этому вопросу? Нужен ли вообще этот знак?

— Можно иметь много брендов, торговых знаков, торговых марок, но все производители пищевых продуктов должны думать в первую очередь о качестве производимой продукции. Качественная продукция — лучшая реклама! И люди хорошо понимают, за что они платят деньги.

Сегодня правительством РФ принят технический регламент на производство молочной продукции, в ближайшее время будет принят техрегламент на мясо и мясную продукцию. Это делается для того, чтобы избежать продуктовых подделок, изготовленных из некачественного сырья, которое, как правило, к нам поступает извне. Для этой же цели и был разработан знак «Воронежский продукт». Люди будут видеть, что они потребляют свою продукцию. Думаю, как патриоты, воронежцы должны отдавать предпочтение местным товаропроизводителям, а те, в свою очередь, должны быть на порядок выше других и гарантировать качество и безопасность своих продуктов. В конце концов, мы все же центр российского Черноземья!
Определить же часть привозного сырья, которое может быть использовано переработчиками, определить очень тяжело. Часть сырья сельского хозяйства приходит из других областей и стран, часть же сырья – наоборот, уходит. Например, «Юнимилк» ежедневно закупает в области 40-50 тонн молока. И как регламентировать все эти аспекты — пока трудно сказать.

— На недавней пресс-конференции Алексей Гордеев заявил, что по истечении 5-6 лет объемы продукции животноводства в Воронежской области должны быть увеличены в два раза. Как вы считаете, это реально? Что нужно сделать, чтобы добиться таких результатов?

— Удвоить объемы производства мяса мы сможем уже за 2-3 года — прежде всего, за счет реализации крупных инвестиционных проектов и за счет выхода на проектную мощность тех сельхозпредприятий, которые сейчас набирают производственные обороты.

Планы реальны и для птицеводческого направления. Ведь сегодня реанимирован бобровский «Птицепром», который начал производство яйца, наращивает темпы ООО «Лиско-бройлер», ООО «Русь» в Каширском районе, в Нижнедевицком районе в 2010 году планируется строительство птицекомплекса по производству мяса птицы объемом в 38 тысяч тонн в год.

В молочном производстве увеличить объемы производства в два раза за 5-6 лет сложнее: в связи со сложившейся конъюнктурой цен на сырье и себестоимостью производимой продукции инвестиционная привлекательность отрасли резко снизилась. Тем не менее департаментом аграрной политики принимаются всевозможные меры по увеличению продуктивности прежде всего имеющегося скота, по реконструкции и модернизации имеющихся помещений животноводческих и молочных комплексов Воронежской области. Например, сейчас строится ООО «Бутурлиновский агрокомплекс» (инвестор питерский концерн «Детскосельский»), где уже в октябре 2010 будет завезено поголовье 1200 голов; ведется реконструкция молочного комплекса в Бобровском районе, рассчитанного на 1700 голов. Инвесторами выступает компания «Красный восток». В общем, работа в данном направлении ведется.
Если взять животноводство в целом и сложить все показатели, то поставленную губернатором задачу мы обязаны достичь к 2014 году, и достигнем.

Нина Селиванова
Газета «Воронежский продукт», 25.02.2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0