Воронеж. 10.12.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Уже сейчас понятно, что ближайшее будущее в очередной раз лишит Министерство экономического развития возможности отчитаться не только о фантастическом, но вообще о каком-либо росте, потому что на фоне нависшей угрозы мирового кризиса перспективы для российской экономики видятся весьма не радужными. Ни одной из мировых экономик еще не удалось вырваться из цикличного движения, и эксперты ожидают, что Россия не станет исключением. Из-за большого числа взаимосвязей и собственных проблем риск устремиться ко дну слишком велик. На эти тенденции уже откликается бизнес, в том числе и черноземный: с начала года снизился объем инвестиций, новые проекты стали скромнее и в целом рынки замирают в ожидании, увы, не чуда.
В своем прогнозе до 2024 года Минэкономразвития пишет, что мировой рост по итогам 2019 года будет ниже 3%, в базовом сценарии для России этот показатель планируется в пределах 2%. Экономика проигрывает по всем фронтам: с начала года снизилась как потребительская активность, так и инвестиционная. Как следует из отчета министерства, рост вложений в основной капитал – по данным на июнь 2019-го – составил всего 0,6%. А, например, в Воронежской области в этот же период объем инвестиций составил около 80% к аналогичному периоду прошлого года, в Орловской – около 94%
И хоть эксперты министерства и в базовом, и в целевом сценарии, вероятность достижения которого считают высокой, говорят о росте, их коллеги из «Института экономического роста имени Петра Столыпина» утверждают, что к концу текущего года Россию ждет техническая рецессия. А это не самая хорошая новость для бизнеса: крупным предприятиям это обещает, мягко говоря, неприятности, а объектам МСП – агонию.
Как и всегда, крупнейшие производители Черноземья твердо стоят на ногах. И эксперты прогнозируют только укрепление их позиций (особенно это касается металлургии), поэтому за Группу «НЛМК» и «Металлоинвест» переживать не приходится: их места в топе надежно защищены, хотя риски появления неприятных последствий из-за глобальных торговых споров, полыхающих, например, между США и Китаем, пока существуют. То же касается и предприятий, работающих в топливно-энергетическом комплексе, в том числе и в производстве электроэнергии, где к 2024 году ожидается рост в 7,4%. В Черноземье главным представителем этой отрасли является ОАО «Концерн «Росэнергоатом», чье дальнейшее развитие с учетом прорабатываемых проектов (например, запланированные пуски новых энергоблоков на Ленинградской и Ростовской АЭС) не вызывает сомнений. Возможно, в неотдаленном будущем компанию не будут радовать экспортные цены на электроэнергию, однако в подобных ситуациях всегда спасет внутренний рынок, где стоимость ресурсов традиционно высока. Что касается промышленности, экономисты обещают высокие темпы роста производства для отраслей, связанных с товарами инвестиционного назначения. Речь идет об изготовлении химических веществ и продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, обработке древесины и другой неметаллической минеральной продукции. Таким образом, хорошие перспективы на 2020-й и последующие годы открываются для базирующихся в Черноземье «Минудобрений», группы «Фосагро», Rubex Group и других.
Торговый упадок
Однако сложности опять могут возникнуть у относительно небольших компаний, специализирующихся на торговле, так как их благосостояние напрямую зависит от того, как себя чувствует конечный потребитель (спойлер: достаточно плохо). Спрос на товары и услуги планомерно снижается с начала 2019 года. В первую очередь, удар ощутили ретейлеры: например, обороты курской корпорации «Гринн» и воронежской торговой сети «Пятью пять» сократились уже к началу 2019 года.
Еще более сильное уменьшение спроса чувствуют на себе представители непродовольственного сегмента, что усложняет жизнь многим региональным компаниям. Так, несмотря на прогнозируемый рост показателей в металлургии, уже сейчас сократились возможности воронежской ГК «Протэк». Также снизились показатели специализирующихся на торговле в сфере ТЭК структур таких компаний, как «Лукойл», «Интер РАО», «Липецкая энергосбытовая компания». Впрочем, эти потери, как уже говорилось ранее, вполне могут быть компенсированы за счет роста стоимости ресурсов на внутреннем рынке.
Снижение покупательской способности отразилось и на производстве: так, в России снизился интерес потребителей к кондитерской продукции, что может нанести удар белгородской «Славянке», курско-украинской «Конти-Рус», имеющим заводы в Воронеже «КДВ-Групп» и «Объединенным кондитерам». Однако нельзя говорить, что это значительно отразится на оборотах: как отмечает центр исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в настоящее время растет экспорт сладостей и на внешних рынках работают практически все производители. «Кризисные явления и сопутствующий им покупательский пессимизм очень быстро отражаются на показателях потребления сладостей. В такие периоды население начинает экономить – и траты на сладости обычно сокращаются одними из первых», – ранее отмечала исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.
Агрокомплекс в битве за инвестиции
Руководитель департамента аграрной политики Воронежской области Алексей Сапронов отмечает, что, вопреки всем потрясениям, сельское хозяйство держится вполне достойно и говорить о кризисе в отрасли нельзя.
«Единственной проблемой является сложившееся перепроизводство в сахарной отрасли. Данный факт привел к снижению оптово-отпускной цены и, как следствие, значительному снижению рентабельности сахарных заводов. Однако, как видно из озвученной динамики развития всех подотраслей, оснований говорить о кризисе в АПК нет, – считает господин Сапронов. – 2020 год видится перспективным для дальнейшего роста динамики развития АПК в целом, когда начнутся озвученные вложения холдингов в развитие перерабатывающих мощностей».
Отметим, что проблемы сахарной отрасли уже не первый год «подставляют» своих бенефициаров: этот сегмент ранее уже подкачал белгородский «Русагро», а также представленную в Липецкой области группу Sucden и орловский «Белый фрегат». Как отмечают аналитики Sugar.ru, объемы производства растут, но оптовая цена, по данным Минсельхоза, колеблется на уровне 22 рублей за кг, что отнюдь не обещает больших заработков для отрасли.
Как следует из рейтинга крупнейших торговых компаний, обороты сократились у предприятий, занимающихся продажей зерна – в частности, речь идет о воронежских ООО «Кофко интернешнл ру» и ООО «Зерноторг». Как пояснил Алексей Сапронов, причиной тому послужили неблагоприятные погодные условия, из-за чего производство зерновых было снижено. Как следствие, зернотрейдеры недосчитались выручки. Помимо этого, сокращение затронуло и экспорт: рынок перестал быть привлекательным из-за снижения мировых цен на пшеницу при высоком уровне внутренних.
По мнению экспертов, самым главным условием для развития агрокомплекса является увеличение инвестиций, в связи с чем отрасли были обещаны различные меры господдержки. Помогут ли усилия со стороны властей, будет понятно уже в ближайшее время.
Цвет настроения банкротный
В топе крупнейших компаний Черноземья сразу две группы компаний – белгородская «Белая птица» и работающий в Орле «Белый фрегат» – оказались в числе претендентов на скорую ликвидацию. Вероятно, причиной тому послужили и снижение объемов производства мяса птицы, и насыщенность российского рынка, которая приводит к постоянным поискам вариантов для экспорта.
С «Белой птицей» уже все понятно: большинство юридических лиц ГК получили банкротные иски, долги по банковским кредитам достигают 23 млрд рублей – и группа уже сползла в топе с 15-го на 28-е место. В настоящее время больших перспектив для развития как мясной, так и других отраслей не наблюдается, поэтому логичным финалом для ГК станет распродажа, с помощью которой активы будут поглощены другими крупными холдингами. Банкротные иски к «Белому фрегату» еще свежи, поэтому пока сложно сказать, планирует ли компания рассчитываться по долгам или все-таки тоже канет в небытие.
В будущее – с надеждой
Впрочем, независимый финансовый советник, член комитета финансовых рынков ВОО «Деловая Россия» Валерия Хаустова отмечает, что причина возможной рецессии ранее уже сообщалась – это несопоставимые с возрастающим уровнем потребительского кредитования доходы населения. «О возможной рецессии министр Максим Орешкин предупреждал еще в июле: он обуславливал этот факт тем, что очень активно растет потребительское кредитование, и многие эксперты утверждают, что первое полугодие 2019 года уже стало худшим для многих отраслей за последние 20 лет», – поясняет эксперт. Мнение Валерии Хаустовой находит подтверждение в расчетах экономистов: прогнозируемый рост доходов, вероятно, не превысит 0,1%.
Однако эксперт считает, что пока происходящее в экономике и, соответственно, в бизнесе, не дает поводов для паники. «В Минэкономразвития считают, что рецессия отсутствует, и прогнозируют прирост ВВП даже чуть больше планового. На мой взгляд, рецессия точно затронула малый и средний бизнес, этому способствует ужесточение налоговой нагрузки, повышение НДС и полное замещение малых торговых предприятий сетевыми игроками. Я считаю, что на черноземный рынок рецессия точно повлияет, затронув малый бизнес. Первой под удар попадет рекламная индустрия, на которой экономят в сложные периоды, и HR-компании, в связи с массовыми увольнениями для оптимизации расходов в компаниях. Но я хочу отметить, что экономика циклична и после рецессии всегда следует подъем, так что будем надеяться на лучшее», – подчеркивает госпожа Хаустова.
Добавим, что сейчас на грани минимума ВВП находятся сильнейшие экономики мира, находящиеся в Евросоюзе: в частности, нервничать заставляют и Германия, и Великобритания. Торговая война между США и Китаем может подкосить две сильнейшие экономики, которые покрывают чуть ли не половину мирового рынка, и вслед за ними плохо может стать всем. Но всегда стоит помнить, что за рецессией может идти еще более пугающая депрессия. Главное – не поддаваться панике и помнить, что подъем обязательно будет.
Несмотря на достаточно панические прогнозы большинства, всегда хочется верить в лучшее, чему способствуют редкие высказывания независимых экспертов, которые говорят о том, что последние пару лет экономику неслабо потряхивало, и может, период времени с 2015-го по 2018-й можно считать за кризис, и теперь можно выдохнуть еще на 10 лет. Не все же кризисы должны быть такой же силы, как в 2008 году, не правда ли? О том, чьи прогнозы в итоге сбудутся, узнаем в следующем году.