WorldClass

22 сентября 2024, 06:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ИН // Новый курс «Полета»

26.02.2010 14:37
Транспортные самолеты Ил-96-400Т намерены изменить лицо отечественного рынка грузовой авиации. Авиакомпания «Полет» планирует оказаться во главе этого процесса. Модернизация — популярное сегодня слово. В хоре голосов, повторяющих его на все лады в попытке освоения новых бюджетных средств, немного теряются действительно качественные, по-настоящему модернизационные изменения в экономике.

Транспортные самолеты Ил-96-400Т намерены изменить лицо отечественного рынка грузовой авиации. Авиакомпания «Полет» планирует оказаться во главе этого процесса.

Модернизация — популярное сегодня слово. В хоре голосов, повторяющих его на все лады в попытке освоения новых бюджетных средств, немного теряются действительно качественные, по-настоящему модернизационные изменения в экономике. Авиастроение относится к тем отраслям, в которых модернизация идет достаточно давно — в последние годы была создана вертикальная интегрированная структура, построена четкая управленческая система, разработана федеральная целевая программа развития гражданской авиатехники до 2020 года. Строительство самолетов, вообще, относится к тем долгосрочным бизнесам, инвестициями куда очень сложно заинтересовать частный капитал — слишком длителен срок их возврата. Именно поэтому авиастроение во всем мире основывается на господдержке.

Российские авиастроители вспоминают 90-е как «глухие годы», главной задачей в которые было одно — выжить, сохранить техническую базу и ценнейшие кадры. И даже когда государство с началом 2000-х годов решило реанимировать бывшее в советские времена национальной гордостью отечественное авиастроение, находилось немало скептиков, считавших, что время для этого уже упущено. Отсутствие новых самолетов, в свою очередь, тормозило и развитие рынка авиаперевозок, в частности, грузовых. К 1985 году соотношение авиаперевозок к железнодорожным было 40/60 в процентном отношении (грузооборот авиации составлял 17 млрд тоннокилометров). На сегодня же грузовая авиация перевозит не более 5 % в общем грузопотоке (менее 4 млрд тоннокилометров).

Одним из немногих предприятий, сделавших ставку на грузовые авиаперевозки в уже далеком 1988 году, стала авиакомпания «Полет». Не секрет, что территория России имеет не самую развитую систему автомобильных и железных дорог, а климатические условия делают достижение целого ряда регионов возможным только при помощи авиации. Перевозки грузов самолетами АН-124-100 «Руслан» — мирового рекордсмена по дальности и грузоподъемности — дали компании возможность постоянно расширять географию своих полетов и вывели ее в пятерку крупнейших грузоперевозчиков России. Еще одной специализацией «Полета» стало сотрудничество с космическими структурами разных стран, начавшееся, конечно, в первую очередь с Роскосмоса, для которого авиакомпания постепенно приобрела репутацию незаменимого партнера.

Рынок грузовых авиаперевозок очень специфичен, для него критическое значение имеют возможности используемых самолетов. Отталкиваясь от их технических характеристик, авиакомпании определяют текущую работу и стратегию своего развития. Состав авиапарка компании может рассказать о ее возможностях лучше любых пресс-релизов и презентаций. Каждый новый тип самолета, включенный в него, — это часто новое направление бизнеса. Для «Полета» таким новым перспективным бизнесом, кажется, будет включение в авиапарк самолетов нового поколения ИЛ-96-400Т. Прошедшее без громкой шумихи в прессе, оно, тем не менее, может стать важнейшей вехой в развитии не только авиакомпании «Полет», но и всей российской грузовой авиации.

История появления этого самолета была непростой. Старт разработки грузового самолета ИЛ-96Т, послужившего базой для создания в дальнейшем ИЛ-96-400Т, был дан в 1991 году. ИЛ-96Т был модификацией пассажирского самолета ИЛ-96-300 и российско-американским продуктом, в котором американскими были двигатели и навигационное оборудование. Первый полет ИЛ-96Т совершил в 1997 году, однако так и не вышел на серийное производство из-за недостатка финансирования. Но интерес к этой разработке проявила компания «Атлант-Союз», в 2002 году выразившая желание закупить несколько таких самолетов, но в модифицированной и полностью отечественной версии. Впервые ИЛ-96-400Т производства Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) был продемонстрирован публике на авиасалоне МАКС-2007 в красно-бело-синей раскраске «Атлант-Союза». Основными его особенностями стали удлиненный, в сравнении с ИЛ-96Т, на 9 м фюзеляж, грузоподъемность до 92 т коммерческой нагрузки и дальность полета 5000 км (при нагрузке 40 т — до 13000 км), уменьшение числа управляющих им пилотов (с пяти до трех) благодаря использованию всех последних отечественных достижений в авиатехнике, а также использование новых пермских турбовентиляторных двигателей ПС-90А1. Первый полет в рамках программы летных испытаний самолет совершил в 2007 году, благополучно перевезя коммерческий груз из Москвы в Якутск. Дальнейшая судьба ИЛ-96-400Т, тем не менее, начала складываться замысловатым образом. «Атлант-Союз» оказался не готов, в силу разных причин к включению его в свой парк. На пути к массовому производству ему довелось получить еще одну промежуточную раскраску, на этот раз компании «Аэрофлот-Карго», прежде чем ИЛ-96-400Т занял свое место в парке самолетов авиационной компании «Полет».

«Покрасить самолет в свои цвета и выставить его на обозрение публики — не большая проблема, — рассказывает Андрей Шагунов, руководитель проекта ИЛ-96-400Т компании «Полет», — куда сложнее осуществить сертификацию технической базы и начать использовать самолет в реальных грузоперевозках». Расходы на каждый самолет в создании такой базы, по его словам, составляют до 20 % от стоимости самолета на весь его жизненный цикл. У «Полета» сертификация и подготовка к эксплуатации заняла семь месяцев — с февраля 2009 года по сентябрь 2009 года, когда ИЛ-96-400Т совершил первый коммерческий рейс из Ульяновска, где будет находиться основная техническая база самолета, в московский аэропорт «Домодедово».

Основные проблемы использования иностранных самолетов, как известно, заключаются в том, что их обслуживание производится, соответственно, за рубежом. Самолеты же приобретаются, как правило, в финансовую аренду. При этом любая приостановка лизингового платежа поставщику (в силу каких-либо экономических причин) может вылиться в то, что техника будет просто задержана и выведена из эксплуатации. Принципиально другая ситуация с ИЛ96-400T, полностью произведенными в России и поставленными «Полету» лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко». На сегодня авиапарк компании включает три ИЛ-96-400T, уже находящихся в эксплуатации, также подписан контракт на поставку четвертого самолета в сентябре 2010 года. Кроме того, до 2012 года планируется закупить еще два ИЛ-96-400T. Период с сентября по декабрь в грузовой авиации считается пиком сезона, поэтому ввод в эксплуатацию каждого нового самолета приурочивают к его началу. По мнению Андрея Шагунова, потребность рынка в таких самолетах на сегодня может составлять 2–3 в год. Поэтому ВАСО, очевидно, придется увеличить темпы их выпуска, сейчас авиазавод выпускает один ИЛ-96-400Т в год. В способности ВАСО это сделать, впрочем, сомневаться не приходится — в советские времена самолеты такого масштаба самолетостроительное предприятие собирало ежемесячно.

За несколько месяцев эксплуатации ИЛ-96-400Т успели доставить более 4500 т грузов, продемонстрировав, по словам Андрея Шагунова, высокие летные и технические качества, позволяющие уверенно прогнозировать большие перспективы у этого типа самолетов. Рейсы ИЛ-96-400T компании «Полет» стали своеобразной дополнительной испытательной площадкой для самолета, когда в реальном коммерческом режиме при полной нагрузке выявлялись необходимые доработки.

Полеты ИЛ-96-400Т внесли изменения и в тарифную политику по северным и восточным направлениям различных грузов. Так, на якутском направлении за счет использования ИЛ-96-400Т тарифы на перевозки удалось снизить почти в три раза при одновременном увеличении грузопотока.

Рынок авиаперевозок, как считает Андрей Шагунов, внимательно наблюдает за первыми месяцами эксплуатации «Полетом» ИЛ-96-400Т, и в ближайшее время стоит ожидать всплеска интереса к транспортировке грузов новыми самолетами, тем более что по сути они открывают новый сегмент этого рынка. На его взгляд уже эксплуатируемые АН-124-100 «Руслан» (грузоподъемностью до 120 т), ИЛ-96-400Т (до 92 т), Ту-204С (до 30 т) и идущий на замену АН-12 новый АН-148 грузоподъемностью до 12 т в перспективе способны полностью закрыть потребности российских авиакомпаний в транспортных самолетах.

Интересный факт — отечественные грузовые авиаперевозки оказались в числе наименее пострадавших от экономического кризиса, падение составило всего лишь 5–7 %. Однако в мировом масштабе на рынке целый ряд крупнейших авиакомпаний, среди которых такие перевозчики, как Lufthansa Cargo и Air France Cargo, сократили свое присутствие. На освобождающиеся ниши претендует и «Полет», в планах которого организация регулярных авиаперевозок самолетами ИЛ-96-400Т из Китая в Европу, из Европы в Россию и Турцию, а в дальнейшем и освоение маршрутов Индия — Россия — Европа и выход на южноамериканский рынок.

Подготовил: Олег Бешенцев
Федеральное Деловое Издание "ИН" №30, февраль 2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0