WorldClass

19 марта 2024, 05:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Политические итоги Черноземья: год технократов и затишье перед бурей

27.12.2019 12:37
Автор:

Воронеж. 27.12.2019. ABIREG.RU – Итоги года – Политические итоги 2019 года в Черноземье так или иначе связаны с выборами: прошедшими и грядущими. На сентябрьских выборах утвердились в должностях новые губернаторы Курской и Липецкой области. Несмотря на то, что Роман Старовойт и Игорь Артамонов возглавили регионы в статусе врио примерно в одно время и по одному сценарию, к управлению они подошли по-разному. Для соседей по Черноземью год выдался не таким насыщенным, но расценить это затишье можно как подготовку к буре – к своим выборам, первые из которых пройдут уже осенью 2020 года.

Образцовый Курск и конфликтный Липецк

Под конец 2018 года в Липецкой и Курской областях произошли, пожалуй, самые серьезные перемены за последние двадцать лет жизни этих регионов – смена губернаторов. Значимость события понятна по цифрам: глава Курской области Александр Михайлов бессменно возглавлял регион 18 лет, липецкий губернатор Олег Королев – 26 лет. Оба объясняли, что уступают дорогу молодежи. Оба получили почетные синекуры в виде кресла в Совете Федерации.

На смену политическим тяжеловесам пришли молодые технократы в самом образцовом понимании этого термина. Врио курского губернатора был назначен замминистра транспорта и экс-глава Росавтодора Роман Старовойт, Липецкую область возглавил топ-менеджер «Сбербанка» Игорь Артамонов. Оба – относительно молодые управленцы, работали на серьезных должностях в коммерческих и госструктурах, позиционировали себя как менеджеры, а не политики. На выборах в сентябре 2019-го оба технократа утвердились в должности. Конечно, интриги в том, кто же победит, никто не ждал – выборы в современной России избавляют наблюдателей от переживаний за результаты. Но наблюдать все же было за чем: допустят ли до выборов реальных конкурентов, какими окажутся уровень поддержки, будет ли второй тур и какой стратегии будут придерживаться врио при выстраивании собственной политики. Какое-то время сохранялась и неопределенность по поводу того, пойдут ли кандидаты-фронтмены от «Единой России» или самовыдвиженцами. Но в итоге было решено не изобретать велосипед: и Романа Старовойта, и Игоря Артамонова на выборы выдвинула партия.

Примечательно, что на принадлежности Романа Старовойта и Игоря Артамонова к молодым технократам кириенковского разлива их сходство заканчивается. И прошедшие выборы в Курской и Липецкой области, и методы управления новых губернаторов отличаются чуть ли не диаметрально.

Избирательная кампания в Курской области проходила по типичному сценарию и без особых проблем для провластного кандидата. «Выборы в Курской области прошли в референдумном формате – их нельзя назвать конкурентными, так как реальных ресурсных соперников против Старовойта никто не выдвинул, – считает директор Института экономики и управления Курского госуниверситета, доктор политических наук Владимир Слатинов. – Коммунисты выдвинули уполномоченного по правам человека Фирсова, который до этого оппонировал еще Михайлову – понятно, что это договорный кандидат. ЛДПР отправили на выборы своего руководителя Федорова. Он хоть и критиковал Старовойта, но это не дало эффекта. Выборы прошли достаточно спокойно, как и хотел Старовойт – «образцово-показательно».

Гораздо острее прошли выборы в Липецкой области, с натяжкой их даже можно назвать близкими к конкурентным. Здесь до участия не допустили достаточно заметного кандидата, депутата Госдумы от ЛДПР Александра Шерина. Не исключено, что участие в выборах господина Шерина могло привести ко второму туру, что, видимо, и стало аргументом для решения о его «дисквалификации». По мнению Владимира Слатинова, даже в этих условиях достаточно яркой кампанию сделала местная КПРФ и ее кандидат Сергей Токарев. «Если курская кампания была абсолютно классическая, референдумная, то в Липецке коммунистам удалось потрепать нервишки артамоновской команде», – уверен политолог.

В итоге оба врио утвердились в должности. Роман Старовойт набрал 81% голосов, а его ближайший конкурент Владимир Фирсов – всего 5,7%. При этом Игорь Артамонов набрал 67% голосов, а Сергей Токарев – 20%. Даже здесь разница очевидна. «Обе кампании были выиграны, но политические стратегии были разные. В старовойтовском случае это модель неконфронтационного доминирования и союза с местными элитами. В случае с Липецком и с элитами были конфронтации, и выборы были ближе к конкурентными», – пояснил Владимир Слатинов.

В случае новых губернаторов стоит отметить не только их результаты на выборах, но и то, как они «прижились» в вверенных им регионах. По мнению Владимира Слатинова, политическая стратегия Романа Старовойта оказалась эффективной. «Он выбрал неконфронтационный стиль доминирования, достаточно быстро нашел подход к местным элитам и выстраивал свою повестку очень аккуратно. Притом, что он не политик и постоянно подчеркивал это, он политически показал себя грамотно и умело обыгрывал тему обновления власти, при этом сохранял в отношении Александра Михайлова тактичность, – отметил политолог. – В случае Игоря Артамонова давление на элиту породило ряд внутриэлитных конфликтов, прежде всего, по линии город–область».

Пожалуй, самым ярким примером противостояния Игоря Артамонова и местных элит стала история с отставкой мэра Липецка Сергея Иванова. Уже в конце февраля Игорь Артамонов дважды предлагал Сергею Иванову «подумать о новой работе на какой-то должности в администрации области», поскольку видит на этой должности другого человека. Господин Иванов покидать свое кресло отказался, против его отставки высказались ряд депутатов, а спикер Игорь Тиньков и вовсе напомнил, что именно депутаты обладают полномочиями оценивать работу мэра. Как рассказывали источники, затем господина Иванова опросили силовики, потом вызывали в администрацию президента и в ультимативной форме якобы потребовали задуматься о новом месте работы. В конце концов Сергей Иванов все же подал в отставку, вернувшись в кресло главы Тербунского района – откуда и пришел на должность мэра.

После этой неприятной истории липецкие депутаты хоть и избрали мэром протеже Игоря Артамонова – Евгению Уваркину, но и тут показали норов: за Евгению Уваркину голоса отдали всего 25 из 45 депутатов. В наших политических реалиях это вполне можно расценить чуть ли не как бунт.

«Индикатором того, что у Артамонова остаются проблемы с элитами, является история с уполномоченным по правам предпринимателей. Элиты хотят ограничить Игоря Артамонова в праве принимать абсолютно личные решения, – считает Владимир Слатинов. – Это следствие стиля конфронтационного доминирования Игоря Артамонова, который в значительной степени связан с его характером и отсутствием опыта в публичной политике и госуправлении. Артамонов – классический топ-менеджер коммерческой организации, пусть и государственной. Сейчас опять возникают противоречия между губернатором и региональными элитами, история не заканчивается».

А прямо накануне нового года от губернатора городу прилетел выразительный «подарок»: мэрию Липецка лишили полномочий в градостроительной деятельности, организации пассажирских перевозок и в сфере теплоснабжения. Решением облсовета эти полномочия перейдут администрации Липецкой области. По мнению Владимира Слатинова, этим Игорь Артамонов выразил недоверие местным элитам.

Реакция не заставила себя ждать. «На прямых выборах главы города липчане никогда не совершали такой кадровой ошибки, какую совершили депутаты, избрав мэром Уваркину. И этот законопроект стал результатом абсолютной некомпетентности главы города... Надо не полномочия забирать, а Уваркину отправлять в отставку», – заявил спарринг-партнер Игоря Артамонова по прошедшим выборам Сергей Токарев.

Владимир Слатинов отметил, что политического опыта не было как у Игоря Артамонова, так и у Романа Старовойта. Однако опыт в органах власти помог курскому губернатору получить навыки работы в публичном поле и взаимодействия с разными группами интересов. Поэтому в Курской области открытых конфликтов с элитами не возникало, так как Роман Старовойт действует более тонко. «Он тоже подчеркивает свое доминирование, но делает это мягче, не конфронтирует с элитами, а встраивает их в свою повестку дня», – считает политолог.

Новые мэры и вынужденная публичность

В 2019 году сразу четыре черноземных региона сменили мэров областных центров. Кириенковские губернаторы-технократы обычно сразу обращают внимание на областной центр, отмечает Владимир Слатинов. «Во-первых, облцентры действительно являются проблемой. При Михайлове Курску уделялось мало внимания, он был запущен. В Липецке отчасти это тоже так. Во-вторых, городская повестка для молодых технократов приоритетна, потому что они позиционируют себя как прогрессисты-модернизаторы, опирающиеся на городской класс. Поэтому для них важно, что область должна установить ресурсный контроль над городом».

В Белгороде Константин Полежаев поменялся местами с Юрием Галдуном: господин Полежаев стал начальником департамента ЖКХ, а господин Галдун – главой города. В Тамбове Глава управления по развитию промышленности и торговли Тамбовской области сменила на посту мэра Тамбова Сергея Чеботарева, который был назначен на свою должность в 2017 году.

А вот смена мэров облцентров в обоих регионах с губернаторами-технократами произошла по-разному. В Липецке назначение Евгении Уваркиной вместо Сергея Иванова было таким громким, что до сих пор слышны отголоски. По мнению Владимира Слатинова, причина в том, что Сергей Иванов был назначен мэром Липецка относительно недавно – в 2015 году. Кстати, многие считают, что губернатор Олег Королев видел в нем своего преемника – не в том ли была причина такой нелюбви Игоря Артамонова к главе города?

А вот мэр Курска Николай Овчаров занимал кресло уже третий срок подряд. Он так же, как Сергей Иванов, попал в опалу: врио Роман Старовойт неоднократно критиковал его, однако за господина Овчарова никто не заступался. Его замена на Виктора Карамышева прошла безболезненно. «Старовойт согласился на назначение Карамышева мэром. А ведь Карамышев – местный политик-тяжеловес, бывший депутат Госдумы, до этого бывший председатель облдумы, – отметил Владимир Слатинов. – Карамышев выбивается из общей канвы черноземных мэров: Уваркина, Галдун, Кстенин ближе к типажу управленцев. Объясняется это тем, что Старовойт сделал несколько явных шагов навстречу местным элитам, как бы показывая им, что он готов им доверять, но и будет с них спрашивать».

В целом, несмотря на тренд на технократизацию, и губернатор, и мэр все же вынуждены оставаться публичными, политическими должностями. «Несмотря на нарочитое абстрагирование от политики, от нее никуда не денешься. Потому что сама суть губернаторской должности – это не только менеджер, но и политик. Нельзя управлять регионом по аналогии с коммерческой компанией или госорганом. Приходится работать в политическом поле, с оппозицией, со СМИ и так далее. С мэрами происходит то же самое. Та же Уваркина – тоже топ-менеджер коммерческой компании, смотрит на муниципальное управление как на аналог корпоративного. Но она все равно работает в политическом поле», – считает Владимир Слатинов.

Первый по квоте и последний из мастодонтов

Среди сменивших губернаторов регионов Черноземья выделяется Орловская область. «Андрей Клычков – это молодой политик, не технократ. До губернаторства у него не было управленческого опыта, зато была хорошая политическая карьера. Он прошел классический путь от политического активиста до руководителя фракции КПРФ в Мосгордуме. По «оппозиционной квоте» он был направлен в регион в рамках сделки Зюганова с Кремлем. Поэтому он отличается своим положением от других губернаторов-коммунистов. До отставки Левченко было три коммунистических губернатора. Но Левченко и Коновалов выиграли в конкурентной борьбе, а Клычков имеет более устойчивое политическое положение – он договорной», – считает Владимир Слатинов.

По мнению политолога, если в 2018 году Андрею Клычкову удавалось поддерживать консенсус вокруг своей фигуры, то в 2019 году этот консенсус стал рассыпаться. «Произошло это потому, что он коммунист, и местные единороссы этим недовольны. Следующий момент – он варяг, причем третий подряд. До 2019 года ему удавалось этот фактор нивелировать, а сейчас он опять всплывает на фоне приближающихся выборов: в 2020-м выборы в Горсовет, а в 2021-м – в Госдуму и облсовет, – рассказал Владимир Слатинов. – В связи с грядущими выборами происходит политическая поляризация, ситуация начинает раскалываться. У коммунистов когда-то в Горсовете была половина мандатов, на прошлых выборах они потеряли их. Сейчас коммунисты настроены на реванш. Клычков лавирует, но постоянно лавировать и сохранять политический консенсус невозможно. И то, что Клычков коммунист, да еще и варяг, поляризацию только усиливает».

Политолог считает, что по итогам 2019-го Андрею Клычкову удалось вытащить регион из стагнации, он улучшил ситуацию с бюджетом, занялся инфраструктурой. «Но Орловская область стагнировала более 10 лет, люди от этого устали. У Клычкова многое получается, но люди хотят большего. Мы видим, с одной стороны, успехи, с другой – нарастание поляризации и противоречий. Сейчас появились серьезные накаты на него в СМИ и телеграм-каналах. Его пинают за окружение: за Лежнева, за Нордстрем. Она переехала из Курской области на работу первым замом Клычкова. Хоть она человек квалифицированный, но орловцы устали от экспатов. Это раздражение не от самих варягов, а от неудовлетворенности. И раздражение переносится на Клычкова. Поэтому политические противоречия будут нарастать, особенно на фоне выборов», – считает Владимир Слатинов.

Отметим, что многие связывают кампанию против председателя облсовета Леонида Музалевского с Андреем Клычковым. В сентябре даже прошел митинг с требованием отставки господина Музалевского, который собрал несколько сотен человек. «Мы понимаем, что Клычков заинтересован в том, чтобы в «Единой России» руководитель сменился на более молодого и покладистого. Примечательно, что в ответ на накат на Музалевского резко усилилась критика Клычкова», – отметил Владимир Слатинов.

Пока в соседних областях обновляются губернаторы, жителям Белгородской области остается наблюдать за победами и неудачами своего бессменного губернатора. Так, в 2018 году Евгений Савченко отбил мощную информационную и, по слухам, даже силовую атаку. Господина Савченко обвиняли чуть ли не в том, что он контролирует преступное сообщество и якобы покровительствует контрабанде с Украиной. Главе региона удалось отбить эти обвинения, считает Владимир Слатинов, и в 2019 году он чувствовал себя гораздо увереннее.

По мнению политолога, смена мэра Константина Полежаева могла произойти как ответная реакция на информационную атаку. Однако губернатор регулярно «перетряхивал» управленческий аппарат, в отличие от Олега Королева и Александра Михайлова.

«Савченко внимательно относится к ротациям, они у него происходят постоянно. Смена мэра, эксперимент с управами – это продолжение попыток Савченко все время экспериментировать с разными управленческими технологиями. Он постоянно соревнуется, во-первых, с самим собой, а во-вторых, с молодыми технократами. Он у власти уже четверть века и хочет показать, что старый конь не просто борозды не испортит, а даже круче. Поэтому мы видим постоянные попытки демонстрировать, что он губернатор-тяжеловес, долгожитель, но прогрессист. Так, проектное управление в Белгородской области ввели раньше всех. В этом году принято решение о формировании НОЦ в БелГУ, идея с созданием управ – это тоже соревнование с «молодыми ребятами».

В этом году неприятной для Евгения Савченко стала история с уголовным делом в отношении главы Белгородского района Анатолия Попкова. После задержания чиновника губернатор заявил, что эта ситуация нанесла серьезный ущерб репутации исполнительной власти региона. «Я не помню, когда последний раз Савченко лично комментировал такие сюжеты. Это был серьезный удар, потому что Попков был достаточно близким к нему человеком. Кроме этого, все эти годы Савченко пестует образ Белгородчины как другой истории: везде взятки берут, а у нас нет. И вдруг выясняется, что все так же. Это имиджевый удар, к коррупционным историям в Кремле относятся серьезно».

Кроме этого, актуальной для Евгения Савченко осталась проблема 2022 года. Тогда истекает срок его полномочий, и Владимир Путин практически прямо сказал губернатору искать преемника. Пожалуй, главный вопрос – досидит ли господин Савченко до конца срока? По мнению Владимира Слатинова, господин Савченко все же надеется досидеть. И все эти соревнования с молодыми технократами – демонстрация того, что убирать его раньше времени не нужно. «Если брать ЦФО, только Гордееву дали право выбрать преемника. И Савченко будет стараться это право заслужить», – отметил политолог. Кстати, по слухам, одним из кандидатов в преемники и был Анатолий Попков. Если это так, то острая реакция губернатора на его уголовное дело становится понятнее.

В Багдаде все спокойно?

На фоне некоторых соседей крупнейший регион Черноземья – Воронежская область – выглядит как-то скучно. Безусловно, политический процесс и здесь не стоит на месте. Но он больше похож кулуарную «возню», отголоски которой попадают во всевозможные сливы в телеграм-каналах: то нас усиленно убеждают в противоречиях губернатора Александра Гусева и спикера облдумы Владимир Нетесова, то предрекают падение управления региональной политики.

«Каких-то особенно ярких или конфликтных политических событий в регионе в 2019 году не произошло. Такое впечатление, что все значимые политические игроки сосредоточились на закрытой подготовке к выборам депутатов Воронежской областной и Воронежской городской Дум в сентябре 2020 года, – отметил доцент кафедры социологии и политологии ВГУ, кандидат политических наук Роман Савенков. – Значимые для политической сферы решения даже не успевали доходить до этапа публичного обсуждения: губернатор Александр Гусев на пресс-конференции высказался против идеи переноса гайд-парков в Воронеже на окраины и не одобрил перспективу формирования городской Думы по мажоритарной системе, без «участия» партийных списков».

Кстати, источники «Абирега» сообщали, что главным заинтересованным лицом в изменении системы выборов был первый зампредседателя гордумы Александр Провоторов. Так он якобы рассчитывал «подсидеть» нынешнего спикера Владимира Ходырева. Но и сам господин Ходырев, и спикер областной Думы, глава региональной «Единой России» Владимир Нетесов были за отмену партийных списков, считают источники. Однако, по слухам, появление в соцсетях «несогласованного» проекта постановления вызвало бурную негативную реакцию губернатора, который даже вызвал господина Ходырева по этому вопросу на ковер. А Владимир Нетесов поспешил публично откреститься от инициативы. В итоге профильная комиссия гордумы даже не вынесла законопроект на публичные слушания. Интересно, что и против переноса гайд-парков высказался именно Александр Гусев, после чего эта идея тоже сошла на нет.

По мнению Владимира Слатинова, Александр Гусев пока ищет собственный политический стиль. «Понятно, что он не может быть вторым Гордеевым. Но у него есть попытка быть арбитром между крупными группами элит, одновременно встраивая их в какую-то позитивную повестку регионального развития. Мне кажется у него отчасти это получается, – считает Владимир Слатинов. – В экономической, социальной и управленческой сферах ситуация относительно устойчивая. С другой стороны, группы влияния были при Гордееве потише, а при Гусеве они стали активнее. Скандалы – коррупционные и не только – как раз стали производной активизации групп интересов».

И действительно, уголовные дела в отношении депутатов или высокопоставленных чиновников всплывали в течение года довольно часто. Из последнего – декабрьское уголовное дело руководителя управления строительной политики Воронежа Владимира Пешкова и главы областного департамента стройполитики Олега Гречишникова. Правда, и в соседних регионах новостей об уголовных делах было не меньше.

Роман Савенков отметил, что в Воронежской области сохранился практически весь кадровый состав правительства региона, администрации областного центра, осуществляющий управление внутренней политикой несмотря на постоянные прогнозы кадровых перемен в этом блоке. «Возможно, этим можно объяснить консервативный тренд региональной политики в отношении муниципальных образований, яркой иллюстрацией которого стало избрание депутатами СНД главой администрации Аннинского района Василия Авдеева, который руководит районом с 1985 года», – предположил Роман Савенков.

Интересно, что даже на заседании местного клуба политологов, посвященном итогам года, участники толком и не смогли назвать какие-то важные политические события. Прозвучали сохранение гайд-парков и даже такие, казалось бы, «бытовые» проблемы, как вонь в городе или провал платных парковок. Заведующая кафедрой социологии и политологии ВГУ, доктор политических наук Александра Глухова подчеркнула, что если единственным достижением в 2019 году оказалось сохранение гайд-парков, то для города-миллионника это явно не повод для гордости.

При этом выборы в городскую и областную Думы состоятся уже в 2020 году. Но особого оживления в политическом поле не наблюдается. По мнению Владимира Слатинова, в регионе нет сильной оппозиции, которая могла бы расшевелить местный политический процесс. «Казалось бы, крупный регион, в облцентре – более миллиона населения, политическое поле должно быть пестрым. Но противоречия и конкуренция здесь больше между кланами, не политические. Остается надеяться, что приближение выборов в 2020 году как-то активизирует политическую жизнь».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0