Воронеж. 30.12.2019. ABIREG.RU – Итоги года – Ежегодно в налоговое законодательство РФ вносятся изменения, которые оказывают существенное влияние на бизнес. Уходящий 2019 год не стал исключением. Руководитель налоговой практики КПМГ в Южном и Центрально-Черноземном регионах Станислав Войнов специально для «Абирега» рассказал о ключевых налоговых новеллах в 2019 году и основных тенденциях, которые стоит ждать в 2020-м.
Одним из наиболее существенных нововведений стало увеличение ставки по НДС с 18% до 20%. Помимо сложностей, которые возникли в пограничный период (в конце 2018-го – начале 2019 года) в части проверки корректности примененной ставки, данное изменение носит и прикладной характер для управления финансами компаний: из оборотного капитала дополнительно выпадают 2% от суммы операции, в связи с чем бизнес столкнулся с необходимостью учитывать этот момент в финансовом планировании.
Также были введены новые правила обложения НДС электронных услуг – теперь иностранная организация формально должна самостоятельно платить НДС как в отношении электронных услуг, так и в отношении неэлектронных. В результате налогообложение компаний, предоставляющих как электронные, так и неэлектронные услуги, существенно усложнилось.
Еще одним немаловажным изменением по НДС можно назвать предоставление налогоплательщикам возможности принимать к вычету суммы НДС по товарам и услугам, местом реализации которых не признавалась территория РФ. Таким образом, выручка от такой реализации с 1 июля 2019 года приравнивается к облагаемым НДС операциям, что является существенным изменением в пользу налогоплательщиков.
Особое влияние на бизнес оказало выведение движимого имущества из состава объектов налогообложения налогом на имущество. Безусловно, это является позитивным изменением для бизнеса, однако в данной «бочке меда» не обошлось и без «ложки дегтя»: в налоговом поле нет четко закрепленной классификации имущества на движимое и недвижимое, в связи с чем уже в текущем году налогоплательщики сталкиваются со сложностями при квалификации объектов в качестве движимого/недвижимого имущества ввиду различных подходов к толкованию налогоплательщиком и налоговым органом, а также подходов судов к квалификации объектов. В зону риска попадает большинство объектов, представляющих собой как здания и сооружения, так и производственное оборудование. Мы рекомендуем заранее начать подготовку к вопросам налоговых органов и провести анализ наиболее рисковых объектов, подготовить защитную документацию и аргументы, которые помогут отстоять принятый подход к квалификации.
В 2019 году продолжается тренд на ужесточение правоприменительной практики в отношении судебных споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Продолжается критический анализ и переосмысление налоговыми органами порядка налогового учета внутригрупповых выплат от российских дочерних компаний в адрес иностранных получателей. В частности, расходы на внутригрупповые услуги, оказываемые иностранными компаниями, в последнее время все чаще оспариваются налоговыми органами, а с введением статьи 54.1 НК РФ и усилением тенденции к поиску умысла в совершении налогового правонарушения возрастают также и налоговые риски для компаний.
Говоря про текущие тренды налогообложения, нельзя оставить без внимания режим налогового мониторинга, решение о применении которого принимают все большее количество организаций. Так, за 2019 год количество компаний – участников данного режима увеличилось почти вдвое и достигло 95.
Ожидается, что в будущем году налоговые поступления от участников налогового мониторинга составят около трети всех доходов бюджета. В этой связи активное развитие данного режима является одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России. Так, в конце 2019 года был разработан Законопроект, направленный на смягчение условий для участия в налоговом мониторинге (документ не опубликован, но уже внесен в Минфин РФ). Предполагается, что он будет рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию.
Мы предполагаем, что целенаправленность налоговых органов на привлечение все большего количества участников в налоговый мониторинг продолжится, и в недалеком будущем этот режим может стать приоритетным как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. В 2020 году мы ожидаем смягчения следующих критериев для вступления в данный режим:
• выручка за год – от 2 млрд рублей (ранее – от 3 млрд рублей);
• размер активов – от 2 млрд рублей (ранее – от 3 млрд рублей);
• величина уплаченных налогов – не менее 200 млн рублей (ранее – не менее 300 млн рублей).
Если подвести итоги года и кратко описать год будущий, то можно сказать, что тенденция на ужесточение проверок и подходов налоговых органов продолжится. В случае перехода разногласий с налоговыми органами в судебную плоскость, высока вероятность принятия решения в пользу налоговых органов. В то же время, снижение количества проверок с одновременным ростом средней суммы налоговых доначислений по их результатам, а также активное внедрение налогового мониторинга свидетельствуют о закрепившемся риск-ориентированном подходе налоговых органов.
Бизнесу же следует особое внимание уделять анализу своей налоговой позиции и оценке налоговых рисков для того, чтобы иметь возможность принять своевременные решения для их минимизации и, тем самым, снижения возможных финансовых потерь, связанных с налоговыми рисками.