Воронеж. 30.12.2019. ABIREG.RU – Итоги года – Контрольно-счетная палата Воронежской области завершает 2019 год не только с новым руководителем, но и с новой стратегией развития до 2024 года. В большинстве случаев все подобные документы носят декларативный характер или, по крайней мере, именно так воспринимаются обществом. Мы попросили руководителя КСП Игоря Селютина рассказать о сути принятого документа, об основных нарушениях, выявленных в регионе в уходящем году, о том, что сделано для их исправления и предотвращения ошибок, а также кому ждать визита ревизоров в 2020-м.
2019 год прошел плодотворно для всей системы внешнего государственного финансового контроля РФ. Все изменения в системе призваны обеспечить независимый внешний контроль за достижением национальных целей и стратегический подход к аудиту, усилить влияние органов внешнего контроля, повысить востребованность и значимость рекомендаций. Эти тенденции были отражены и в принятой в 2019 году Московской декларации Международной организации высших органов аудита.
Разработка новой стратегии развития КСП Воронежской области позволила нам системно оценить свою работу на региональном уровне и наметить дальнейшие пути совершенствования. В качестве основных целей я бы выделил усиление взаимодействия с областной Думой, правительством, институтами гражданского общества. Представители органов власти и руководители объектов проверок уже участвуют в обсуждении итогов наших мероприятий, и это позволяет сделать выводы и рекомендации КСП максимально объективными.
Важнейшим направлением совершенствования нашей работы является продолжение внедрения современных видов аудита – стратегического и аудита эффективности. Их главное отличие от традиционных проверок – это не только выявление нарушений, но и анализ эффективности использования ресурсов, установление причин возникающих проблем и поиск наиболее оптимальных путей их решения.
Приведу наиболее наглядный, на мой взгляд, пример. При проверке создания мусоросортировочного комплекса стоимостью 24 млн рублей в Павловском районе выявлено, что средства освоены, объект сдан в срок, нарушений законодательства нет. Однако для функционирования комплекса необходима инженерная инфраструктура: подъездные пути, электроснабжение, водоснабжение. И эта инфраструктура отсутствует, комплекс не эксплуатируется, эффект от вложения денег не достигнут. Данная проблема обсуждалась на коллегии Контрольно-счетной палаты с приглашением всех заинтересованных сторон. В результате проведенной работы губернатором Воронежской области Александром Гусевым одобрено выделение бюджету Павловского муниципального района 15 млн рублей для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию. На сегодняшний день уже объявлены конкурсные процедуры, завершение работ планируется до 15 апреля.
Другой, тоже павловский, пример касается строительства инженерных сетей, в том числе водоснабжения и водоотведения, за 90 млн рублей. Данные сети не эксплуатировались и висели на балансе города. Контракт на строительство объекта был заключен в октябре 2014 года со сроками выполнения чуть более года. Они неоднократно продлевались, и в итоге строительство завершилось только в августе 2018-го. Однако и после этого сети инженерного обеспечения не были готовы к эксплуатации: некоторые колодцы отсутствовали или не соответствовали проектной документации. Плюс имели место проблемы с постановкой объекта на кадастровый учет. Проведенная КСП проверка ускорила решение вопроса. Подрядчик устранил недостатки, и в июне сети были поставлены на кадастровый учет. В настоящее время ведется работа по выдаче технических условий и подключению.
При этом проблемы с водоснабжением были выявлены и в других районах области. Например, более семи лет выполняются работы по проектированию водопроводных сетей в Кантемировке, а ведь там действительно остро стоит вопрос качества питьевой воды. По результатам проверки в районе утвержден план реконструкции систем водоснабжения городского поселения до 2022 года.
Кроме того, к числу наиболее наглядных и значимых результатов года я бы отнес ускорение получения лицензий и начала деятельности 19 фельдшерско-акушерских пунктов, форсирование решения проблемы незавершенного строительства. По результатам нашей проверки была организована инвентаризация подобных объектов, решаются вопросы об оформлении права собственности, консервации или списании.
Пресса, конечно, любит измерять эффективность работы ревизоров в уголовных делах. В 2019 году по материалам КСП возбуждено два уголовных дела. Первое – по факту завышения сметной стоимости реконструкции моста через реку Битюг на 16,7 млн рублей. Второе – по факту нецелевого расходования общественной организацией субсидий на 4,8 млн рублей. По обоим случаям ведется расследование.
Что касается идеологии и отношения к работе КСП, то благодаря новому подходу к аудиту мне импонирует, что нас все чаще воспринимают не как контролеров, а скорее как партнера органов власти, задача которого – помочь в поиске наиболее рациональных решений в сфере использования государственных ресурсов, это мотивирует.
В преддверии Нового года у нас все чаще уточняют, кому из представителей власти и бизнеса стоит готовиться к визиту ревизоров. Начну с того, что при формировании плана мы уходим от проверок единичных объектов и стараемся делать акцент на тематических мероприятиях. Это позволяет комплексно оценить состояние дел и дать наиболее объективные рекомендации.
Например, в 2020 году Контрольно-счетная палата планирует проверку таких важнейших для жителей области вопросов, как создание дополнительных мест для детей до трех лет в дошкольных учреждениях, развитие предпринимательства, газификация, обеспечение населения качественной питьевой водой и ряд других. Конкретные объекты в рамках данных мероприятий будут выбираться с учетом риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом объемов финансирования и выявления нарушений в ходе предыдущих проверок. В рамках работы по предупреждению нарушений мы также планируем держать руку на пульсе в сфере строительства и реализации национальных проектов.