Воронеж. 16.01.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – В то время как подавляющее большинство молочных брендов попадает в холодильники покупателей через крупные торговые сети, тамбовское «Мичурино» выбрало путь через собственную дистрибуцию и, кажется, протоптало достаточно уверенную дорогу к своему потребителю. Генеральный директор ООО Маслозавод «Дружба» (торговая марка «Мичурино молоко») Евгений Венедиктов рассказал «Абирегу» о рентабельности молокозавода, возрождении сырного производства, новой системе стандартов маркировки продукции и дефиците сырья.
– Евгений Сергеевич, расскажите, чем вы занимались до появления в вашей жизни проекта «Мичурино молоко»?
– Я окончил морское училище по специальности «радиоинженер». После выпуска жил, служил и работал на Камчатке. По окончании службы занимался технологиями для крупнейших операторов сотовой связи. Нашими магистральными кабелями оптоволоконной связи опутан весь полуостров.
Одно из самых ярких впечатлений тех лет – проект по присоединению Камчатки и Сахалина к сети Интернет. В рамках госпрограммы через Охотское море был проложен подводный кабель, мы участвовали в его подключении. До сих пор горжусь, что мы это сделали.
– Как решились так кардинально поменять род деятельности?
– Судьба сложилась так, что я оказался в Мичуринске, и мы вместе с сыном приобрели завод. Если бы мне раньше сказали, что я пойду по этому пути, я бы не поверил.
Было непросто. Даже сейчас, уже имея опыт, могу сказать, что сложно развивать такое производство, хотя бы в силу острой нехватки квалифицированных кадров.
– Как на вашем пути появился завод, на котором выпускается продукция «Мичурино»?
– Завод существует с 1991 года, ему уже 28 лет. У нас в собственности он шесть лет. Сначала присматривались, будет ли он приносить прибыль. Численность персонала в то время составляла порядка 40 человек, сейчас – более 300.
Первый год мы потратили на то, чтобы познакомиться с потенциалом соседних регионов (Липецкой, Воронежской, Рязанской областей), узнать их объемы сырья. Это было необходимо, поскольку внутреннему рынку не хватает молока, я имею в виду натурального, качественного.
На заводе есть своя лаборатория, мы очень строго подходим к выбору поставщиков. Дело в том, что практически каждое фермерское хозяйство заявляет, что у него молоко высшего или как минимум первого сорта. Но на самом деле это далеко не так. Мы стараемся работать с крупными хозяйствами, у маленьких не получается с ними достойно конкурировать. Мелкие фермерские хозяйства не всегда могут обеспечить качество сырья, отсутствие в нем антибиотиков (они становятся вынужденной мерой в случае болезни КРС). Лекарственный препарат по техрегламенту не должен допускаться в сырье. В крупных хозяйствах есть ветеринарные техники, карантинная для содержания заболевших животных, службы, отвечающие за качество сырья. Это облегчает наше взаимодействие. В основном мы работаем с хозяйствами, которые имеют по 25-40 тыс. гектаров земли. Наши основные поставщики из Тамбовской, Рязанской, Липецкой, Воронежской и Московской областей. Радует, что есть крупные животноводческие комплексы, которые планомерно развиваются, увеличивая поголовье скота. Особенно я бы выделил в этом плане Рязанскую область.
– С какими еще сложностями вы столкнулись на этапе становления завода?
– Основная сложность – это нехватка молока. Молокозавод перерабатывал от 5 до 10 тонн молока в сутки, в лучшем случае. Сегодня – 40-50 тонн. Больший объем при существующих мощностях мы не потянем. Поэтому приняли решение о строительстве нового завода, а на базе имеющегося производства создадим предприятие по переработке молока для изготовления сыра.
Что такое сыр? Это консервация молока на определенный период времени, пока происходит созревание продукта. Каждому виду сыра (а их в нашей линейке 12) необходимо разное время созревания. В среднем этот процесс занимает от 45 до 60 дней. А наш так называемый мичуринский пармезан может созревать полгода-год. Сейчас мы изготавливаем порядка 40-45 тонн сыра, а в планах – до 150 тонн в год. Новый завод позволит перерабатывать до 100 тонн молока в сутки для производства творога, молока, масла, йогуртов. Надеюсь, что к концу года мы запустим этот проект.
К слову, старый завод относится к 54 подобным предприятиям, построенным во времена СССР по голландской технологии. Изначально на нем не предусматривался выпуск кисломолочной продукции, он был оснащен оборудованием только для изготовления сыров. Мне удалось встретиться с одним из строителей этого завода, и он рассказал, что из той полусотни заводов осталось лишь четыре, которые продолжают выпускать сыры по голландской технологии.
– Сколько у вас земли занято под заводские мощности?
– Нашей собственной земли буквально 2 га. Кроме этого, администрация Тамбовской области в рамках приоритетного проекта выделила нам дополнительно 2,5 га для строительства нового завода. Уже сданы документы на регистрацию.
– Все на территории Мичуринского района?
– Да, строительство новой площадки ведется недалеко от нашего завода.
– Кого вы считаете своими конкурентами на региональном рынке?
– Скажу так, в настоящий момент в стране очень мало предприятий, занимающихся производством качественной продукции и работающих на натуральном сырье. В Тамбовской области осталось три основных молокозавода. Я всегда говорю: покупатель – это босс. Когда мы «заходили» в Воронеж, покупатели очень хорошо приняли нашу продукцию, а вот конкуренты активно вставляли палки в колеса. К нам часто приезжал Роспотребнадзор, ветеринарная служба. Все проверки показали, что мы действительно работаем на натуральном сырье, не используем заменителей жиров.
– Привлекаете для развития заемные средства?
– Разумеется. По программе Минсельхоза пользуемся льготным субсидированием кредитов. Конструктивно взаимодействуем со Сбербанком: только новое оборудование обошлось нам в 50 млн рублей. Это было необходимо, поскольку объем переработки у нас увеличился почти в 3 раза, выросло количество персонала, активно развиваются торговые точки. К настоящему моменту их 85. И мы не намерены останавливаться. В планах – развитие точек в Москве, ежемесячно там будет открываться наша новая торговая точка. В Воронеже у нас 30 объектов при плановом показателе в 100, включая выход в районы.
– Почему вы в принципе приняли решение развивать именно сеть собственных торговых объектов?
– В первую очередь, это связано с платежами. Если работать с сетевыми компаниями, происходит задержка оплаты, а нас это не устраивает. Потому что мы на следующий день уже должны заплатить фермеру за молоко. В действующей системе сегодня мы произвели продукцию, продали, рассчитались за молоко.
Кроме того, наши расчеты показали, что продажа только молочной продукции нерентабельна. Поэтому мы стали расширять производство в смежных направлениях. У нас сейчас открыты два цеха: мясной, который выпускает полуфабрикаты, и пекарский, где мы выпекаем хлеб на пахте (насыщенная белками жидкость, получаемая после того, как отбивается масло, – прим. ред.). Недавно открыли еще кондитерский цех.
– Вы категорически против размещения своей продукции в крупных торговых сетях?
– Интерес со стороны федеральных ретейлеров есть. Пока в порядке эксперимента мы заключили договор с торговой сетью «Бегемот». Посмотрим, что из этого получится, поставки уже начались. Опять же возникает проблема скорости расчетов. Кроме того, мы не можем в необходимом объеме обеспечить сетевые магазины нашей продукцией, пока не откроется новый завод. Когда запустим его, будем работать с торговыми сетями. Но приоритет все равно будет отдан развитию наших павильонов.
– В каких еще регионах представлена ваша продукция?
– Помимо Тамбова, Москвы и Воронежа – в Липецкой области. Местные предприниматели заключили с нами договор на поставку нашей продукции. Это выгодно, так как не приходится открывать там распределительный центр, как мы делаем в каждом крупном регионе присутствия. В целом мы идем навстречу и открываемся в тех городах, которые рады видеть нашу продукцию. В частности, активны продажи в Рязани и Санкт-Петербурге.
– Как складывался выход на московский рынок?
– Непросто. Наш бренд никто не знал, продукция не была узнаваема. Когда мы только заходили на московский рынок, москвичи предъявляли претензии, мол, почему ваше молоко прокисает на третий день? А мы им объясняли, что живое молоко и должно скисать – это естественный процесс. Просто покупатель уже привык, что продукт стоит две недели и с ним ничего не происходит.
Но это уже в прошлом. К нам обращаются владельцы торговых помещений, мы принимаем участие в различных отраслевых мероприятиях. Как-то раз нас пригласили на пивной фестиваль с сырами. И мы задумались: что мы можем там представить? Возникла идея выпустить пивной сыр, настоянный на светлом, темном и крафтовом пиве. Сейчас эти сыры – в широком производстве и пользуются спросом.
– Уже подвели финансовые итоги года?
– В 2019 году у нас был осуществлен планомерный переход на общую систему налогообложения, которая, собственно, позволяет нам не ограничивать себя в размерах выручки и прибыли. По итогам 9 месяцев выручка превысила 360 млн рублей.
– Что вам кажется наиболее удачным в мерах господдержки, а что требует доработки?
– Конечно же, основной плюс для нас – это взаимодействие с региональными органами власти. То, что мы пока считаем недоработкой, – это новая система внедрения маркировки молочной продукции. С 1 ноября все производители и переработчики молока перешли на обязательную ветеринарную сертификацию всех видов «молочки» в системе «Меркурий». Это электронная ветеринарная сертификация, которая позволяет отслеживать продукт от поставки сырья до прилавка магазинов. Нас все устраивает.
Однако подписано распоряжение о введении с июня 2020 года дополнительной маркировки молочной продукции. На мой взгляд, это нововведение будет просто дублировать «Меркурий». Излишний контроль усложнит нашу работу, поскольку заставит привлекать дополнительные информационные, трудовые и финансовые ресурсы. Мне кажется, этот вопрос не решен окончательно и требует обсуждения участников рынка. Представляете, какая дополнительная нагрузка ляжет на плечи переработчиков? Мы ежедневно вывозим 20 тыс. единиц упакованной продукции. Согласно новым правилам, на каждую упаковку нужно нанести свою маркировку. Пока у меня по этому поводу больше вопросов, чем ответов. Как, допустим, проводить маркировку головки сыра весом 5 килограммов? Ведь в магазине эту головку будут делить, разрезать и продавать покупателю. Понимаю, банка сгущенного молока или пакет молока – это штучная продукция. А как быть с весовой?
– Состоите ли вы в профильных объединениях?
– Нет, не состоим. Мы не члены Молочного союза, потому что в его составе в основном молочные холдинги, да и вступительный взнос в эту организацию весьма солиден. Мы состоим в ТПП.
– В Воронеже и Москве «Эконива» одновременно открывает магазин и кафе. Есть ли подобные форматы у вас?
– Пока нет, но они нам интересны. Думаю, что с запуском новой площадки мы вернемся к этому вопросу.