Воронеж. 31.01.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Сразу несколько воронежских бизнесменов в конце 2019 года озаботились запуском новых проектов, которые нельзя назвать типичными для отраслей их деятельности. Речь идет об образовательных проектах, которые сложно отнести к какому-либо распространенному типу: кто-то относит свое занятие к коучингу, кто-то – к менторству. «Абирег» решил разобраться, из-за чего у местного бизнеса появился интерес к образованию и что это – просто способ монетизации собственных знаний или надежда на экономическое спасение профильных проектов?
Who?
В 2019-2020 годах свои образовательные проекты в Воронеже запустили сразу несколько человек: основатель «Мануфактуры» Дмитрий Провоторов, фермер Никита Токмаков, создатель Pulse Prime Елена Алехина. Однако, как отмечает руководитель экспертного сообщества «Страктика» Анна Киреева, это явление нельзя назвать новым: такие проекты были и раньше. Волна популярности началась лет пять назад, но сейчас они получили размах, в том числе из-за развития соцсетей, которые открывают доступ к ним для большего числа людей.
Все вышеперечисленные предприниматели рассказали, что до запуска собственных проектов неоднократно выступали в качестве приглашенных спикеров на образовательных мероприятиях, и этот опыт вкупе с собственным ростом и запросом от потенциальных потребителей и привел к такому развитию событий. Еще одна из причин, по которой они появились, это упадок системы образования. Дмитрий Провоторов пояснил, что всегда занимался образовательной деятельностью в сфере IT, и новый толчок для старта был дан в связи с назревшим вопросом об образовании собственных детей. После столкновением с реалиями российской системы образования господин Провоторов занялся изучением научных работ и опыта зарубежных специалистов и, таким образом, сначала перешел к семейному образованию, а позже – и к созданию собственного онлайн-проекта. По словам Дмитрия Провоторова, ему хотелось разобраться в эффективных моделях и применить их к существующим реалиям. «Это использование тех моделей, которые я изучал, и попытка переложить их на российскую действительность, дать людям действительно полезные продукты, которые будут менять систему», – добавил Дмитрий Провоторов.
What?
Условно запущенные проекты можно назвать менторством в том или ином виде, но с нюансами, поэтому единое название для всех в рамках этого текста сформировать не удалось. Елена Алехина рассказала, что целью ее проекта является поиск миссии человека, в котором она выступает в качестве ментора. Таким образом, участники марафона должны прийти к осознанности в жизни. Проект Дмитрия Провоторова в некотором роде также ведет к осознанию себя, только в нем отсутствует ментор, а при выполнении заданий участник приходит к этому самостоятельно, без участия третьей стороны.
Несколько другая история у владельца сети кофеен Perfetto Caffe Павла Бусыгина: он с 2008 года консультирует коллег или тех, кто стремится запустить свой бизнес. «Это самая эффективная модель обучения, которая раньше не была популярна в России. Но в Америке это инструмент большинства успешных людей в бизнесе, спортсменов и политиков. У каждого из них есть несколько тренеров, которые разбирают те или иные проблемы», – поясняет господин Бусыгин.
Глава КФХ в Каширском районе Никита Токмаков также обратился к онлайн-формату: его авторский курс продаж основан на собственном опыте, международных практиках и понимании работы с фермерами. В основу проекта легли две составляющие: социальная и популяризаторская. «Курс – это возможность общаться с людьми и дать им то, что действительно нужно. И он является лишь частью ряда подобных проектов, которые условно назовем «трансформация агросферы». Это связано с тем, что я избрал путь популяризатора сельского хозяйства среди более молодой аудитории», – рассказал господин Токмаков.
Why?
Косвенный ответ на вопрос, какова мотивация воронежских бизнесменов, уже был дан: это внесение своей лепты в несовершенную систему образования. «Наше базовое фундаментальное образование сейчас не дает специфических прикладных знаний, – считает Анна Киреева. – Например, университеты и институты дают теоретические основы, а прикладных знаний, пригодных для использования в профессиональной деятельности, не хватает. И поэтому начали развиваться такие проекты. Тут двухсторонняя история: с одной – есть потребность у людей в информации практического применения, с другой – желание делиться своим опытом в той или иной форме».
По словам Елены Алехиной, ее мотивацией стали просьбы людей. «Я делюсь опытом и помогаю людям найти себя, и это не было моей идеей. Ко мне просто стали обращаться, особенно после моих выступлений, просить дать консультации, помочь определиться со смыслом жизни. Из этого родился марафон», – отмечает бизнесвумен.
С аналогичной ситуацией столкнулся и господин Токмаков: поступало очень много запросов от тех, кому требовалась помощь, и легче было запустить марафон, чем консультировать каждого по отдельности.
Анна Киреева отмечает, что практика передачи данных между старшим и молодым поколением естественна, но мотивация у всех разная. Кому-то это нужно для того, чтобы самореализоваться как преподаватель, другим – чтобы создать пул сотрудников или партнеров, говорящих на одном языке. По мнению эксперта, таким образом повышается и культура ведения бизнеса. «Основной бизнес не всегда может закрыть все потребности человека, например, в самореализации в построении сообщества, просветительской деятельности. У нас много разных потребностей, помимо зарабатывания денег и управления коллективом. Вообще культура передачи знаний – это преемственность между разными поколениями предпринимателей, которая обязательно должна быть», – считает госпожа Киреева.
How much?
Монетизация проекта – это приятная часть реализации, но не основная, и никто из бизнесменов не планирует составлять конкуренцию тем, кто профессионально занимается коучингом. Хотя, как и на любом развивающемся рынке, всегда могут появиться те, кто хочет просто заработать. Правда, в данном случае это сложнее, так как, не имея опыта и собственного бизнеса, долго продавать свои услуги не получится.
Как считает Павел Бусыгин, платность знаний – это условие, гарантирующее обеим сторонам то, что время будет потрачено не впустую, а полученная информация и навыки будут эффективными и востребованными. «Работая один на один с тренером, ты быстрее и с большей вероятностью получишь необходимый результат. Я для себя решил, что платить за результаты деньгами, а не временем значительно дешевле», – поясняет свою позицию господин Бусыгин.
В целом, можно сказать, что воронежский рынок вполне успешно откликается на зарубежные тренды, которые появились еще 10 лет назад. А нынешняя ситуация говорит о том, что в регионе есть новая волна молодых предпринимателей, которую не напугать кризисами и прочим, и они готовы работать не только ради развития собственного бизнеса, но и бизнеса в принципе.