17 февраля в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный поиску выходов из проблемной ситуации, которая сложилась в обеспечении участков для строительства жилья инженерной инфраструктурой. Сенатор от Воронежской областной Думы Сергей Лукин внес комплекс предложений, реализация которых будет способствовать выполнению задачи, поставленной Президентом – достижению к 2024 году уровня ввода жилья в объеме не менее 120 млн кв. м.
«Для наращивания объемов жилищного строительства необходимо развитие инженерной инфраструктуры естественных монополий опережающими темпами», – подчеркнул Сергей Лукин.
Напомним, что в перечне поручений Президента России по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента РФ по вопросам жилищного строительства» от 17.07.2019, в частности, указано: «Правительству РФ при участии субъектов естественных монополий в сфере электро-, газо-, теплоснабжения обеспечить синхронизацию инвестиционных программ таких ресурсоснабжающих организаций с документами территориального планирования».
Между тем, по словам сенатора, в настоящее время в большинстве сфер отсутствует порядок формирования и утверждения инвестпрограмм субъекта естественных монополий органами государственной власти, нет механизма межотраслевой координации инвестиционной деятельности с документами территориального и стратегического планирования. Эта деятельность напрямую влияет на развитие инфраструктуры: расходы на инвестпроекты учитываются при установлении государственными органами цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.
«В сложившейся ситуации у субъектов естественных монополий фактически нет заинтересованности в развитии коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, – отметил парламентарий. – Данные обстоятельства усугубляются отсутствием жесткого контроля формирования условий при выдаче условий на техприсоединение», – пояснил Лукин.
Естественные монополии используют сложившееся положение в собственных интересах. Сенатор указал на непрозрачность формирования инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций, очередности, стоимости строительства и реконструкции объектов инфраструктуры; закрытость информации об объемах свободных мощностей для подключения и объемах необходимой реконструкции существующих мощностей.
Он обратил внимание участников круглого стола на то, что ресурсоснабжающие организации применяют предельные допускаемые действующим законодательством ставки платы за подключение строящихся объектов без учета необходимости и обстоятельств в каждом конкретном случае, а ценообразование на услуги естественных монополий формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и экономической обоснованности.
Кроме того, Сергей Лукин обозначил недостаточность объемов строительства по расширению мощностей и строительству новых объектов инфраструктуры, выполняемых за счет собственных средств ресурсоснабжающих организаций, получаемых из инвестиционной составляющей в тарифе на оказание услуг населению.
Налицо стремление ресурсоснабжающих организаций переложить обязанности по выполнению мероприятий, финансовое обеспечение инвестпрограмм, а также строительство новых объектов инфраструктуры на застройщиков, в виде внесения платы за технологическое присоединение.
«Стоимость обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой по договорам технологического присоединения значительно выше, чем рассчитанная по укрупненным показателям сметная стоимость внешних сетей до точек подключения, указанных в договорах присоединения», – подчеркнул член верхней палаты российского парламента.
Во многом это обусловлено тем, пояснил он, что «в тариф на присоединение включаются так называемые затраты на выполнение общесистемных мероприятий, непосредственно не относящихся к обеспечению конкретной площадки для строительства, и зачастую предлагаются к реализации избыточные технические решения, не всегда соответствующие бюджету того или иного проекта застройки».
Всё вышеперечисленное, по мнению Сергея Лукина, усугубляется еще и тем, что практически все функции естественных монополий централизованы в головных компаниях, и на уровне регионов практически невозможно решить ни один вопрос.
Сложившаяся ситуация осложняется происходящей в настоящее время трансформацией института долевого строительства, с внесением корректировок в 214-ФЗ и ужесточением требований к целевому использованию денежных средств со стороны банков, полагает Сергей Лукин.
«Застройщики не имеют права направлять на строительство внеплощадочных сетей и строительство объектов инженерной инфраструктуры средства банков, привлекаемые в рамках проектного финансирования, – уточнил он. – Банки, как правило, рассматривают строительство таких объектов как отдельный проект и, соответственно, выделение займов осуществляется на совершенно других условиях по сравнению с проектным финансированием через счета эскроу».
А если застройщику все-таки удается доказать банкам, что это неразрывный проект со строительством жилых домов, в этом случае банки выделяют денежные средства пропорционально общей площади ввода готового жилья в рамках договора о технологическом присоединении. Между тем требования ресурсоснабжающих организаций предполагают внесение платы в размере 75-80% стоимости присоединения объектов всей территории застройки двумя первыми платежами в сроки 15 дней и 3-6 месяцев с даты заключения договора, напомнил Сергей Лукин.
По его словам, единственным источником для строительства внешних сетей и сооружений остаются собственные ресурсы, которыми абсолютное большинство застройщиков сегодня не обладает. С учетом текущей ситуации на рынке жилья, особенно в регионах, это делает реализацию значительной части проектов комплексной застройки экономически нецелесообразной, заключил парламентарий.
Для решения назревших проблем сенатор Сергей Лукин предложил комплекс конкретных мер.
В частности, по его мнению, на уровне Правительства РФ необходимо в кратчайшие сроки сформировать сведения о потребности регионов в создании инфраструктурных объектов, необходимых для обеспечения предусмотренных в субъекте РФ объемов ввода жилья; определить конкретные мероприятия, взаимоувязанные с инвестпрограммами ресурсоснабжающих органиазций, и источники их финансирования.
«Нужно исключить из тарифов на техприсоединение мероприятия по созданию технической возможности присоединения со строительством новых и реконструкцией существующих головных сетей и сооружений естественных монополий», – заявил сенатор Лукин. Ему представляется целесообразным направить на эти цели прямое бюджетное финансирование, выделяя средства непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
При этом осуществление всего комплекса работ, от разработки проектной документации до строительства и пуско-наладки головных объектов, должно осуществляться на конкурсной основе. «Только такой способ надежно гарантирует прозрачность формирования стоимости, – убежден Сергей Лукин. – Аналогичный метод может быть применен и к прокладке внешних инженерных коммуникаций, – добавил он.
Кроме того, в целях уменьшения стоимости строительства головных сооружений и внеплощадочных сетей Лукин предложил рассмотреть возможность снижения налоговой нагрузки в части исключения из тарифов на технологическое присоединение налога на прибыль и НДС. Таким образом, станет возможным снизить затраты, существенно влияющие на стоимость квадратного метра, пояснил он.
Для осуществления данных мероприятий необходимо определить оператора по принципу, сформированному «Программой по реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%».
Также сенатор поддержал способ решения вопроса обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, предложенный АО «ДОМ.РФ»: создание механизма, при котором в договоре подключения (технологического присоединения) отражаются взаимные обязательства сетевой ресурсоснабжающей организации и застройщика по реализации как подключения объекта строительства, так и всего проекта комплексного освоения территории.
В круглом столе приняли участие представители всех заинтересованных сторон: федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за жилищное строительство и развитие инженерных сетей – Минстроя России, Минэнерго России, Федеральной антимонопольной службы, Национального объединения застройщиков, органов государственной власти субъектов РФ, региональных общественных объединений строителей, застройщики жилья. По итогам мероприятия будут приняты рекомендации в адрес Парламента, Правительства РФ, Министерства строительства и ЖКХ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
«Конструктивные предложения, высказанные в рамках состоявшегося в Совете Федерации обсуждения, должны найти реализацию в кратчайшие сроки. Если этого не произойдет, реализация национального проекта «Жилье и городская среда» будет под угрозой срыва», – подчеркнул сенатор Сергей Лукин.
Подробнее о теме читайте в материале https://abireg.ru/newsitem/80170/