25 ноября 2024, 04:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

КОЛУМНИСТИКА – Цифровой зоопарк воронежского здравоохранения

28.02.2020 18:53
Автор:

Воронеж. 28.02.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – «Цифровизация», «информатизация», «автоматизация» и другие «-зации» сегодня слышатся на каждом углу. Не то чтобы от них тошнит, но определенную оскомину они уже набили. Хоть мы и живем в век цифровых (опять же!) технологий, для многих отраслей это все еще не накатанная дорожка. И здравоохранение Воронежской области в части информатизации не исключение.

Британец Джон Мак-Менамин посредством энимэнглинга – цифрового объединения графических изображений двух животных – создал целый зоопарк необычных животных. Они очень разные. Одни – милые, привычные взгляду. Другие – чудные, смешные, безобразные. Какое это имеет отношение к здравоохранению?

С чего всё начиналось?

Для начала обратимся к истокам. В начале 2010-х власти задумались о базовой информатизации здравоохранения. На первом этапе создавалась инфраструктура, бюджетные учреждения снабжались оборудованием и всем сопутствующим, а основной задачей стало создание электронной регистратуры и медицинской информационной системы (МИС) в каждой медицинской организации (МО).

В 2013-м начался путь становления – развитие Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Здесь уже заговорили о повышении эффективности, качества, информированности и так далее. МИС МО совершенствовалась, и постепенно формировался рынок IT-компаний, оказывающих услуги по информатизации.

В 2019 году настал третий этап – взросление. Российское здравоохранение переходит к рассчитанному на пять лет федеральному проекту «Создание единого цифрового контура ЕГИСЗ». Образовывается три уровня. Первый – информационная система медицинской организации, где собираются все сведения о деятельности учреждения и его пациентах. Второй – региональная система, через которую данные передаются на третий – федеральный уровень. Первый находится в ведении самой медицинской организации. За второй отвечают региональные департаменты здравоохранения и медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ).

По идее, информатизация здравоохранения должна облегчить жизнь как пациентам, так и врачам. Пациенты хотят быстрого и качественного приема, не стоять в очереди, записаться через интернет и вовремя попасть к специалисту. Врачи хотят порядка, сокращения бумажной волокиты и довольных, не нервирующих пациентов. Основной задачей создания единой информационной системы также является и обеспечение доступа граждан, различных фондов, региональных и федеральных структур к медицинским данным пациентов. Банальный пример, когда человек лечится в одном учреждении, а потом по воле случая попадает в другое. Единая система должна обеспечить доступ к необходимой информации о здоровье пациента в любом учреждении, в котором он может оказаться. Для чиновников система призвана стать мерилом и копилкой статистики, на основе которой они будут принимать важные для здоровья нации решения.

Если говорить о финансах, согласно исследованию члена экспертного совета Минздрава Александра Гусева, до 2019 года в стране на эти цели было потрачено порядка 60 млрд рублей. В ближайшие пять лет бюджет на создание цифрового контура здравоохранения увеличат почти в три раза – до 177 млрд рублей.

В департаменте здравоохранения Воронежской области рассказали, что в 2018 году на модернизацию региональной информационной системы, необходимой в том числе для интеграции данных МО в ЕГИСЗ, было выделено 29 млн рублей. За эти деньги «проведена модернизация региональной системы в 54 медицинских организациях, внедрена система электронного медицинского документооборота с целью передачи формируемых в медицинских организациях электронных документов в подсистемы «Интегрированная электронная медицинская карта», «Лабораторные исследования» и «Центральный архив медицинских изображений» РС ЕГИСЗ». В 2019 году на развитие системы было направлено 20,36 млн рублей, а в текущем году заложено 5,16 млн рублей, отчитались в департаменте.

Но, как рассказал один из наших собеседников, несмотря на высокие цели и выделенные деньги, пациенты, врачи, айтишники и чиновники тихо, а иногда и громко ненавидят друг друга. Одна из причин кроется именно в несовершенстве системы, разобщенности работы организаций и органов, отвечающих за информатизацию здравоохранения. И такая ситуация, по его наблюдениям, сложилась не только в Воронежской области, но и в других регионах.

А как у нас?

Когда страна начала делать первые шаги на пути информатизации здравоохранения, единой системы не получилось. В каждом регионе начал формироваться свой зверь. Где-то это происходило стихийно, где-то более системно.

Первые вложения в систему информатизации Воронежской области начались в 2012 году. Тогда в большинстве учреждений была внедрена МИС «Комплексная автоматизация учреждений» (КАУЗ) разработчика Игоря Бурляева.

В 2013 году аукцион на создание региональной ЕГИСЗ за 77 млн рублей выиграла карельская компания с программным обеспечением «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС). Именно ей приписывают успешное создание электронной регистратуры в регионе, хотя ряд источников предполагает, что данное решение отвечало комплексу поставленных задач лишь отчасти.

Карельская компания проработала в Воронежской области недолго, хотя ее решения до сих пор успешно используются в других регионах. Собеседники не стали утверждать, по каким именно причинам была прекращена работа, но разногласия К-МИС и чиновников дошли до суда.

Некоторые участники рынка считают, что деньги были потрачены впустую. В самой компании «Абирегу» рассказали, что в 2013-2014 годах поставляли в регион программные решения, но столкнулись с организационными проблемами. «Наша компания несколько лет искренне пыталась «вытянуть» проект из стагнации, направляя различные предложения, предоставляя услуги технической поддержки, выполняя доработки программного обеспечения по требованиям заказчика и так далее (в том числе за свой счет). Никаких положительных результатов, на наш взгляд, это не принесло. На определенном этапе нам сообщили, что регион будет выбирать другое решение и что сотрудничество с нами не будет продолжено», – сообщил гендиректор К-МИС Роман Новицкий. После этого компания свернула инвестиционную программу в Воронежской области. Карельцы предпринимали несколько попыток вернуться, предлагали решения проблем и новые продукты, но департамент оставил их без поддержки. В 2018 году компания окончательно прекратила активность в регионе.

Параллельно этому процессу каждая МО Воронежской области самостоятельно выбирала поставщика МИС. На данный момент более 70% учреждений региона работают на базе МИС КАУЗ.

В соседней Липецкой области, например, пошли по другому пути, который в итоге привел к созданию региональной медицинской информационной системы (РМИС) с единым центром принятия решений на уровне управления здравоохранения. То есть IT-решения в МО спускались из департамента. В области информатизацией занимается местное ООО «МедСофт» с ПО «Квазар».

В 2018 году липецкая компания выиграла аукцион на модернизацию региональной системы и в Воронежской области. По сути, компания стала подрядчиком второго уровня. Как рассказывают собеседники, по инициативе департамента на «Квазар» должны перейти все МО, большинство из которых давно работают с МИС КАУЗ. Один из айтишников пояснил, что учреждения не стали этого делать по вполне объективным причинам. «МИС КАУЗ – рабочий и уже адаптированный под каждое учреждение продукт. У компании сильная служба поддержки и ответственный подход. Зачастую ей удается идти на опережение в нововведениях. Конечно, есть и определенные минусы, без этого никуда, например, уже довольно устаревший интерфейс. Переход на другую неизвестную МИС достаточно рискован», – рассказал источник.

Главврачи и сотрудники IT-отделов неохотно открыто общаются на эту тему. Один из собеседников связывает это с тем, что они просто не хотят подставлять руководство департамента, хотя многие его решения и вызывают в них бурю внутренних возмущений. И чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, МО отчитываются, что выполняют указания по использованию «Квазара» и загружают туда часть данных, параллельно применяя свою МИС. «В МО его используют либо из-под палки, либо потому, что нужно отчитаться перед департаментом. Собственно, главврачи говорят то, что хотят слышать наверху», – резюмировал один из собеседников агентства.

В свою очередь гендиректор ООО «МедСофт» Алексей Мигита пояснил, что при заходе в Воронежскую область перед ними «не стояла задача заменить махом все имеющиеся МИС». Напротив, «МедСофт» пытается свести все обрабатываемые в них данные в единый региональный информационный ресурс (РИР). «Данный подход имеет свои плюсы и минусы, он очевидно сложнее в реализации, однако различные МИС имеют больше шансов на создание «прорывных» современных решений в отдельных направлениях. Задачу по сведению данных и их интеграции с ЕГИСЗ мы считаем успешно выполненной. Если до сентября 2018 года в ЕГИСЗ из Воронежской области не было передано ни одного случая оказанной медпомощи, то за 2019 год передано уже свыше 1,5 млн случаев. И темпы ускоряются. Множество воронежцев уже видят свои медицинские записи на портале Госуслуг типограф», – пояснил он результаты работы компании в регионе.

Господин Мигита отмечает, что основной сложностью стал именно тот фактор, что компания трудилась над системой не с нуля. «Нам пришлось работать с уже имеющейся разношерстной базой. Причем местами различия в уровне информатизации кардинальные. Привычка – огромная сила. И эта сила в Воронеже играет пока против централизованного подхода», – пояснил он.

Разработчик КАУЗ Игорь Бурляев считает, что, несмотря на долгую и плодотворную работу его МИС в большинстве организаций области, департамент будто не замечает ее. «Однажды в присутствии главврачей представитель департамента назвал КАУЗ «плохим брендом» без указания каких-то объективных причин. Сотрудники некоторых организаций просто списывают наш функционал и передают в департамент для ТЗ другим разработчикам. Сейчас заинтересованные лица делают все, чтобы отключить нас от «Квазара». Это приведет к тому, что многие организации станут просто инвалидами, так как от них оторвут кусок важной работающей системы», – волнуется господин Бурляев.

Чтобы отдельные МО подключились к ЕГИСЗ, подрядчик второго уровня должен предоставить интеграционные шины. Именно с ними и возникали проблемы у МО при внедрении в регионе «Квазара», уточнили источники. Получается, что учреждениям приходится лавировать между уже работающей МИС, требованиями чиновников и региональной информационной системой. Вот и получается неизвестный зверь: когда «административной» силой пытаются втиснуть что-то новое в уже более-менее устоявшуюся систему.

Почему так?

По мнению Романа Новицкого, информатизация учреждений здравоохранения является партнерской работой разработчика, сотрудников МИАЦ, IT-специалистов медицинских организаций и их руководителей: «Успешные проекты в других регионах только подтверждают это. Ситуация, когда информатизация становится задачей и проблемой исключительно разработчика, а местные власти и представители медицинских организаций самоустраняются, – ненормальна. Какого бы разработчика МИС в этом случае регион ни привлек, его ждут провал и море проблем». С ним отчасти соглашается и Алексей Мигита: «Никакой единой региональной МИС без постоянных усилий властей нет и быть не может. Департаменту, конечно, хочется, чтобы все было сделано вчера, но есть понимание огромной сложности поставленной задачи и необходимости последовательного пути к ее решению».

Удалось ли достичь партнерства в Воронежской области? По всей видимости, не совсем. Игорь Бурляев полагает, что все действия департамента здравоохранения в части цифровизации направлены исключительно на освоение финансовых средств. «У нас в регионе исторически сложилась негативная тенденция освоения бюджетных средств, выделенных на информатизацию здравоохранения. Руководство меняется, а тенденция сохраняется. По моему субъективному мнению, у департамента нет абсолютного понимания самого объекта, нет цели. При этом всем показывают нашу систему, так как больше показывать им нечего», – заключил господин Бурляев.

Господин Новицкий тоже замечает подобную сложность в работе с воронежским регионом. «В период внедрения системы мы столкнулись с неспособностью, нежеланием, может быть отсутствием понимания у МИАЦ области, как обеспечить должную поддержку проекта. Например, очень часто нам как разработчикам предъявлялись требования сделать ту или иную доработку ПО, при этом в изначальном техническом задании на выбор и поставку медицинской информационной системы этих требований не было. Мы поставили наше ПО строго по предъявленным требованиям, но, желая обеспечить успешное внедрение, постоянно шли навстречу, делали нужные доработки (что порой не было оплачено заказчиком). При попытке внедрить сделанную работу и заручиться поддержкой МИАЦ нам поступали новые требования, никакого внедрения и поддержки с их стороны фактически не осуществлялось, выдвигались новые требования, и так по кругу», – рассказал он.

По словам одного из собеседников, осложняет взаимодействие с чиновниками и «уровень непрофессионализма и агрессивной настойчивости», отсутствие выводов по факту совершенных ошибок. «Был вариант – К-МИС. Реальные деньги ушли в никуда. Ее заменил «Квазар», деньги вновь потрачены. При этом уже ведутся разговоры о новом проекте. Боюсь, что и они также уйдут в песок. Потом будет четвертый, пятый проект, видимо, пока деньги не закончатся, они будут их тратить, не давая лечебным учреждениям поднять голову и получить достойную систему автоматизации», – считает источник. По его мнению, власти могут оправдать себя тем, что переведут стрелки на одного человека и просто уволят его. «Но это не изменит ситуации», – думает он.

Кроме того, Роман Новицкий в период работы в регионе наблюдал и негативную тенденцию во взаимодействии с разработчиками МИС. «Со стороны региона всячески навязывался вариант работы через местные компании-партнеры. В целом это является достаточно типичным и оправданным подходом, применяемым многими регионами и разработчиками МИС, но при условии, что партнер действительно берет на себя работу по внедрению и поддержке. Однако местные компании не были заинтересованы в результате и не осуществляли должного внедрения, мотивируя это тем, что поскольку местный МИАЦ требует постоянные доработки, то они и не будут заниматься внедрением до завершения этих требований. В итоге проект был затянут, а у врачей и медицинского сообщества сформировалось оправданное негативное отношение к нему», – пояснил разработчик.

Другой собеседник агентства призывает не винить во всем лишь чиновников: «Программа инициирована сверху, и изначально сама система функционирования до конца не проработана. Один в поле не воин, как говорится. Хотя был вопрос, почему этим занимаются разные разработчики на аутсорсе. Почему нельзя выбрать единого решения для всех регионов разом?»

В свою очередь, в департаменте отмечают другие сложности в информатизации. В частности, проблемы возникают из-за «недостаточного уровня компьютерной грамотности медицинских работников на местах и, как следствие, низкой мотивации к использованию современных компьютерных технологий, что приводит к снижению эффективности внедряемых программных продуктов». Также в департаменте полагают, что сложности на пути информатизации связаны с «низкой обеспеченностью IT-специалистами, которые должны обеспечивать бесперебойную работу программно-технических средств и сопровождение пользователей, дополнительно это осложняется переходом на отечественное офисное ПО». Именно из-за перехода всех МО на системы семейства Linux возникают трудности в своевременном обеспечении совместимости компонентов функционирующих информационных систем с новыми операционными системами одновременно с постоянной доработкой их функционала, считают в департаменте.

«Правительство Воронежской области, департамент цифрового развития Воронежской области оказывают всестороннюю поддержку, принимают активное участие, в том числе на уровне контроля исполнения мероприятий информатизации здравоохранения Воронежской области. Четкое регламентирование [их] сроков и контрольных точек соответствующего федерального проекта позволяет с большей эффективностью проводить мероприятия регионального проекта», – заверили в департаменте.

Воронежская область не единственный пример цифрового зоопарка, когда что-то с чем-то соединили и получили чудное, смешное, безобразное, как у Джона Мак-Менамина. Но во всем мире идет сокращение обычных зоопарков, так может, и от цифровых пора отказаться?

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0