Воронеж. 25.03.2020. ABIREG.RU – Инфографика – Если сравнивать экономическое положение регионов Черноземья с соседями, то зачастую первые имеют более выигрышные позиции, будь то сельское хозяйство или металлургия. Черноземные власти из года в год отчитываются о новых инвесторах, промплощадках, мерах поддержки бизнеса. Но статистика банкротств в регионах говорит, что не все так уж и радужно. Судя по данным арбитражей, в 2019 году в черноземные суды поступило на 60% больше банкротных исков, чем годом ранее. Впрочем, увеличение дел о несостоятельности соответствует общей тенденции, но и здесь регионы Черноземья отличились и выполнили показатель сверх общероссийской «нормы». Только вот можно ли этим хвастаться?
Особое внимание институту банкротства на итоговом совещании судов общей юрисдикции и арбитражных судов уделил и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Он подчеркнул «недопустимость формального подхода» к данной процедуре. По данным Верховного суда, в 2019 году в России дел о несостоятельности стало на 40% больше.
Между тем в Черноземье количество дел о банкротстве растет чуть стремительнее. Отчеты арбитражей показали, что всего в Воронежский, Белгородский, Курский, Липецкий, Тамбовский и Орловский суды поступило 93,86 тыс. заявлений. Из них 7,4%, или 6,97 тыс., пришлось на иски о банкротстве. В 2019 году судами было рассмотрено 90,67 тыс. заявлений. Если сравним количество поступивших банкротных исков с предыдущим отчетным периодом, то увидим, что в регионах Черноземья в 2019 году в суды поступило примерно на 60% больше таких заявлений. Лидерами по банкротным искам в общей массе заявлений стали Белгородская (8,9%), Курская (8%), Воронежская (7,8%) области. За ними расположились Липецкий (7%), Тамбовский (7%) и Орловский (4,3%) регионы.
Управляющий партнер воронежского адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игорь Татарович поясняет, что о процедуре банкротства как сложившейся системе говорить не стоит, так как она постоянно меняется как на законодательном уровне, так и на практике ее применения. «Например, в этом году ВС подготовил обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением требований аффилированных лиц в банкротстве. Это кардинально меняет подходы к аффилированным кредиторам. В обзоре ВС положения, которые по большому счету законом не предусмотрены. Например, если суд установил, что кредитор аффилирован по отношению к должнику или был аффилирован первичный кредитор, то предусмотрено снижение очередности кредиторов. Согласно разъяснениям президиума ВС, появляется возможность понизить очередь», – полагает адвокат. Кроме того, господин Татарович считает, что прослеживается определенная тенденция в процедуре банкротства. «Последние изменения направлены на то, чтобы максимально учитывать интересы внешних кредиторов, в первую очередь бюджетных и коммерческих банков», – пояснил он.
Но все же, по данным Федресурса, ни один из регионов Черноземья не входит в Топ-10 регионов, где зафиксирован наибольший рост решений судов о введении самой жесткой процедуры банкротства – конкурсного производства. Наибольшее количество подобных решений было принято в Воронежской области – 128 судебных актов, что на 12 актов меньше, чем в 2018 году. В других регионах конкурсное производство к юрлицам и фермерским хозяйствам применялось значительно реже, но в среднем наблюдается снижение таких решений. Так, в Белгородской области завершающая стадия банкротства в 2019 году была применена к 66 организациям, в Тамбовской – к 65, в Липецкой – к 48, в Курской – к 44, в Орловской – к 30.
Арбитражный суд Липецкой области отмечает, что «особую озабоченность» вызывают споры с участием застройщиков. Среди громких дел региона – банкротство ОАО «Липецкая ипотечная корпорации», ОАО «Эксстроймаш», ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М», ООО «Риэлторский центр «Строй-Град», ООО «СУ-10 треста «Липецкстрой», некоторые из которых засветились и в уголовных делах, и в скандалах с обманутыми дольщиками.
Обратная ситуация наблюдается с банкротством физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По статистике Федресурса, наибольший рост количества решений о введении процедуры реализации имущества произошел в Белгородской области – с 586 актов в 2018 году до 1 тыс. в 2019-ом. В отчетном периоде в регионе было зафиксировано 68 банкротств на 100 тыс. населения. В Курской области – 43, в Воронежской и Липецкой – 31, в Тамбовской – 25, в Орловской – 22. Игорь Татарович согласен с председателем ВС и называет процедуру банкротства граждан прогрессивной мерой. «Очень долго эта норма не работала, потому что требовалось законодательное регулирование, которое преднамеренно долго не принималось. Сейчас граждане уравнялись в правах с предпринимателями. Но процедура все равно остается достаточно затратной и трудоемкой, и не каждый гражданин может себе ее позволить», – полагает адвокат.
В Арбитражном суде Воронежской области отметили, что судебная система в 2020 году в ожидании X Всероссийского съезда судей (в декабре), на котором должен быть обозначен вектор развития системы на ближайшие четыре года. Господин Татарович полагает, что прогнозировать какие-либо трансформации системы в данный момент сложно. «В свете последних событий из-за изменений в Конституции, когда каждый день приносит кардинальные перемены в стране, можно ожидать все что угодно. Поправки уже предполагают серьезные изменения одного из основных принципов нашей судебной системы», – отметил адвокат.