Воронеж. 31.03.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Деятельность транснациональных корпораций в России выгодна как для самой компании, так и для региона ее локализации. Предприятие получает рынки сбыта, качественное сырье, трудовые ресурсы, взамен пополняя региональный бюджет налоговыми отчислениями, создавая рабочие места и участвуя в социально-общественной жизни субъекта. Однако бизнес в России всегда имеет свою специфику, особенно для иностранного инвестора. О развитии черноземной площадки, новых инвестпроектах, потребительских предпочтениях, поддержке фермерских хозяйств и о том, что выбирает потребитель, в интервью корреспонденту «Абирега» рассказал вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo в Восточной Европе Сергей Глушков.
– Лебедянский завод был первым в постсоветской России производителем соков. Покупая пакетик, было приятно знать, что вот этот сок произведен в Черноземье. Сегодня изменилось восприятие вашей продукции?
– Лебедянский входит в число крупнейших соковых заводов в Европе. После того, как он стал частью глобальной семьи PepsiCo, и после интеграции «Вимм-Билль-Данн» на нем производится множество брендов, и их, скорее, воспринимают как общенациональные. Само предприятие тоже сильно изменилось – это мультикатегорийный завод, на котором производятся разные виды продуктов. К примеру, год назад были установлены снековые линии, что позволило выпускать картофельные чипсы, сухарики. Помимо производства мы в Черноземье развиваем сервисные подразделения, обслуживающие весь бизнес PepsiCo в России. Многие компании создали в Воронеже единые сервисные центры, мы тоже не исключение. Наш воронежский центр называется Russia Business Services, в нем порядка 800 сотрудников, и набор персонала продолжается. Он обслуживает весь бизнес нашей компании в России. Это значительно упрощает бизнес-процесс, снижает затраты на оформление документации – люди, собранные в одном месте, выполняют стандартные операции. А в Лебедяни расположена бухгалтерия, занимающаяся расчетом зарплаты всех российских сотрудников PepsiCo. Получается, мы создали в Черноземье бизнес-кластер.
– В чем особенности бизнеса в Черноземье?
– Черноземье очень разное. Воронеж – город-миллионник, Лебедянь – небольшой райцентр. В Лебедяни не откроешь такой сервисный центр, как в Воронеже, в силу того, что не найти достаточного количества потенциальных сотрудников. В целом сложно говорить о региональной специфике, когда компания работает во многих странах мира по единым утвержденным стандартам.
– Вы часто говорите, что позиционируете себя как агрокомпания, хотя являетесь, по сути, переработчиками.
– Производители сельхозпродукции и переработчики – это партнеры, мы не сможем развиваться друг без друга. PepsiCo – один из крупнейших в стране промышленных переработчиков картофеля и сырого молока. Ежегодная переработка молока составляет более 1 млн тонн, картофеля – более 360 тыс. тонн. Во всем мире мы закупаем значительное количество картофеля, в некоторых странах еще и кукурузу, другие агропродукты. При этом везде стараемся развивать своих агропартнеров. Скажем, в Индии, Мексике, Китае множество мелких хозяйств, для которых сотрудничество с нами – серьезный шанс для развития. В России такие программы тоже существуют и отлично работают. Например, мы помогаем поставщикам картофеля получать качественный семенной материал, а они выращивают для нас определенные сорта картофеля, потому что для производства чипсов нужен особый картофель.
– Емкость рынка именно снековой продукции позволяет расти?
– Наша стратегия предполагает рост, увеличение доли присутствия на рынке. Год назад объявили о строительстве снекового завода в Новосибирске, он позволит оперативно поставлять продукцию по всей Сибири и Дальнему Востоку. Там же рядом Казахстан – крупный рынок.
– За счет чего с такими гигантами, как вы, могут конкурировать более мелкие игроки? Есть ли у них шанс остаться в рынке?
– Появляются нишевые игроки, создающие достаточно успешные продукты.
– Сырья хватает?
– Будем увеличивать объемы поставок. В Сибири планируем также запускать агропрограмму, вовлекать в нее местных сельхозпроизводителей, чтобы картофель был местным.
– Многие производители в последние годы стали заниматься именно снековой продукцией. В связи с чем стало развиваться это направление?
– Растет спрос, потому что модель потребления у людей меняется, люди чаще перекусывают на ходу, без отрыва от рабочего процесса, особенно это характерно для молодежи.
– Такой компании, как ваша, выгодно смещение акцента в сторону не очень полезной пищи?
– Насчет того, что производимая нами продукция не очень полезна, можно поспорить. Ведь чипсы – это обжаренный тонкими ломтиками картофель. Ученые всего мира уверены, что главное – сбалансированный рацион и здоровый образ жизни. Многое зависит от того, сколько человек двигается, сколько потребляет калорий, белков, воды и так далее. Но, естественно, мы понимаем стремление потребителей к более здоровому образу жизни. Например, в сегменте чипсов мы запустили Lays Baked – их не обжаривают, а запекают, в результате содержание жиров в них в два раза меньше.
– Почему компания не оглашает финансовые и производственные показатели?
– Потому что мы глобальная публичная компания, ее акции обращаются на Нью-Йоркской бирже. Соответственно, у нас есть определенные стандарты по раскрытию информации, по взаимодействию с инвесторами. Топ-менеджмент никогда не раскрывает финансовую информацию по отдельным заводам или регионам.
– Таким образом, компания делает ставку на два основных направления – производство и сервис?
– Еще одно направление близко к развитию производства. В Лебедяни у нас открыт научно-исследовательский центр с лабораторией, в которой исследуются различные новые виды продукции, которые, в случае удачного тестирования, запускаются на территории России, а также на рынках Украины и Турции. То есть, продолжая тему кластера в Черноземье, среди основных направлений не только производство и сервисное обслуживание, но и исследования и разработки.
– У международных компаний должны быть грандиозные, далекоидущие планы. У вас так?
– Да. Как я рассказывал, в прошлом году мы анонсировали строительство завода по производству снеков в Новосибирске. К слову, самый большой снековый завод PepsiCo находится в России, в подмосковной Кашире. Аналогичные производства есть в Ростовской области, Азове и Лебедяни. Но с точки зрения логистики отправка продукции в Сибирь и Дальний Восток стоят очень дорого, поэтому и решили расширять производство в тех регионах. В строительство нового завода компания инвестирует порядка 12 млрд рублей. Участок под него уже выделен, в этом году начнем строительство основного здания. Поскольку там будет производство чипсов, конечно же, необходимо, чтобы картофель выращивался рядом, чтобы не пришлось везти его из других регионов. Так что будем налаживать взаимодействие с местными фермерами. Они для нас становятся долгосрочными партнерами. Мы, по сути, выступаем не только как соинвесторы, но и как некие наставники: на семинарах консультируем, как правильно выращивать и хранить урожай, закупать технику.
– Обучение вызвало у фермеров интерес?
– Да, уже сложился пул наших партнеров. Среди них есть как крупные хозяйства, так и небольшие. Разумеется, им интересно, потому что это гарант стабильного сбыта. Они работают с глобальной компанией, приобретают новые знания мирового уровня. Есть возможность отработать их на практике. Вот такой факт: у производителей картофеля, работающих с нами, средняя урожайность примерно в 2-2,5 раза выше, чем среднероссийская. Причины просты – внедрение передовых агротехнологий, защита растений, правильное хранение урожая. Мы помогаем нашим фермерам строить овощехранилища с системой климат-контроля, потому что у многих хозяйств в России значительная часть урожая пропадает из-за неправильного хранения.
Аналогичная программа развития разработана в компании для производителей молока, она сейчас охватывает в основном северные регионы – Ярославль, Вологду, Киров. Крупнейшие перерабатывающие мощности по молоку расположены в Москве (это Лианозовский и Царицынский молочные комбинаты), а также в Сибири и Краснодарском крае.
– Как складывается структура потребления продукции?
– Своя специфика есть в каждой категории. У нас есть напитки – газированные, негазированные, холодный чай, вода, соки и нектары. Молочная продукция, включающая традиционные молочные продукты – молоко, кефир, а также современная «молочка» – йогурты, десерты. Мы находимся в числе лидеров по производству желтого сыра. О чипсах и сухариках я уже рассказывал. Ну и, разумеется, детское питание: мы с гордостью говорим, что уже выросло целое поколение на наших продуктах для детей.
– Вы имеете в виду «Агушу»?
– Да. Ведь Лианозовский молочный комбинат в Москве начал выпуск детского питания еще в 1980-е, первое поколение потребителей уже выросло и теперь кормит этими продуктами уже своих детей. Бренд «Агуша» сегодня – это молочные продукты, фруктовые пюре, кашки, из нового – фруктовые батончики и крекеры для детей. Отмечу, сегодня растет интерес потребителя к современным формам (это касается не только товаров для детей). Привлекают внимание готовые товары, то, что можно взять с собой. Мамы не хотят возиться с приготовлением еды и, кроме того, понимают, что разработанное с учетом научных разработок и приготовленное по стандартам питание – это разумный выбор.
– Россияне действительно стали меньше пить газировку?
– Скорее, меняется структура потребления. Еще несколько лет назад категория газированных напитков с пониженным содержанием сахара была очень незначительной. Сейчас она динамично растет. Кроме того, стало больше выбора, появились категории продуктов, которых раньше не существовало – к примеру, холодный чай, обогащенная микроэлементами и минералами вода.
– Поскольку вы присутствуете во всех крупных торговых сетях, проблем со сбытом у вас нет, как у большинства местных производителей, верно?
– Мы одни из крупнейших в стране производителей продуктов питания и напитков и, конечно же, для торговых сетей являемся ключевым партнерам – как и они для нас.
– Налоги платите в региональный бюджет?
– За последние пять лет компания PepsiCo перечислила в бюджеты всех уровней почти 70 млрд рублей. И в федеральный, и в региональные. Помимо прямых налогов, есть и косвенное положительное влияние. Например, Лебедянь – небольшой райцентр – 25 тыс. населения. При этом здесь такой мощный производственный комплекс. У нас работают местные жители, около 1,5 тыс. сотрудников. Люди специально получают образование, чтобы вернуться и работать здесь, в родных краях, а не уезжают в Москву. Этому способствует и достойная заработная плата. Мы надежный партнер для властей, потому что создаем рабочие места, платим налоги, развиваем инфраструктуру. В том числе обеспечиваем продовольственную безопасность, являясь одним из крупнейших производителей молочной продукции и детского питания. Когда мы заходим в регион и развиваем производство (а это, как правило, крупный инвестпроект), мы заинтересованы в поддержке властей, дополнительных преференциях. И нам помогают – с оформлением земельного участка, подведением коммуникаций, разрешением на строительство. Это способствует экономическому росту.
– Чем закончилась история с обрушением липецкого склада? Какие выводы для себя сделала компания?
– Мы получили страховое возмещение. Как сообщал «Абирег», страховая компания подала регрессный иск к организации, которая строила и обслуживала склад. Осматривая завод, вы, наверное, заметили, что у PepsiCo в хорошем смысле «пунктик» по поводу обеспечения безопасности труда. Повсюду размещены индикаторы, на которых обозначено количество дней без происшествий, информационные материалы о правилах безопасности. В компании регулярно проводятся так называемые бизнес-симуляции, на которых отрабатываются навыки реагирования в ЧС. За менеджментом четко закреплены функции и полномочия в случае возникновения непредвиденной ситуации.
– Обычно российские холдинги представляют собой сложно управляемый массивный механизм. Насколько всё структурировано в международной корпорации?
– Хороший вопрос, потому что сейчас обновленная стратегия компании предписывает нам стать более оперативными. Быть быстрее, сильнее, лучше. Это три принципа, которые мы для себя приняли за основу. Нужно быть быстрыми и гибкими, в том числе чтобы быстрее принимать решения и во всем ориентироваться на потребителя. Разумеется, когда в компании 280 тыс. сотрудников, необходимо множество процедур, формальных документов. Но мы не хотим стать излишне бюрократичными. Это не означает, что завтра же мы откажемся от всего формального. Но есть предмет для размышления, как стать эффективнее. В частности, появление нашего сервис-центра в Воронеже – как раз один из ответов, как мы можем стать сильнее и эффективнее. Мы объединили стандартные операции в одном центре, он обслуживает всю Россию. Это упрощает процессы, кроме того, это требует меньше затрат, чем если бы у нас были выделенные группы сотрудников в каждой локации.
– С какими трудностями на российском рынке сталкиваетесь?
– Рынком правит потребитель. Сейчас эпоха товарного изобилия, выбор продуктов огромный, покупатель «голосует» рублем. Нужно стремиться к тому, чтобы выбрали именно твой продукт.
Кроме того, мы сталкиваемся с необходимостью подбора и удержания талантов. Мы заинтересованы в талантливой молодежи, несколько наших проектов направлены на поиск и привлечение будущих лидеров.
– Легко ли у вас построить карьеру?
– В компании есть четкие правила игры, есть система постановки целей и оценки результативности. Компания открыта к тому, чтобы сотрудник был мотивирован, двигался и пробовал что-то новое. Часто бывает, что люди переходят из одного департамента в другой, переезжают из страны в страну или просто расширяют свои полномочия и ответственность. К примеру, зона ответственности нашего директора по качеству Ирины Бражниковой сегодня распространяется на всю Европу, хотя она сама локально находится в Лебедяни, где работает уже много лет.
– Есть ли толк от интеграции в профессиональные объединения?
– Мы вовлечены, скорее, в индустриальный процесс: входим во все крупнейшие промышленные ассоциации. Являемся членами Национального союза производителей молока, Российского союза производителей напитков и соков. Это объединения, которые транслируют позицию бизнеса и ведут диалог с властями. Кроме этого, мы входим в консультативный совет по иностранным инвестициям, это объединение крупнейших иностранных инвесторов. Раз в год проходит встреча с премьер-министром, на которой главы международных компаний обсуждают с ним работу в России и инвестиционный климат.
– О проблемах тоже, наверное, говорите?
– Конечно, именно для этого создаются отраслевые объединения. Например, сейчас производителей молочной продукции беспокоит планируемое введение цифровой маркировки. Для «молочки» уже действует «Меркурий», система электронной ветеринарной сертификации, она прослеживает путь от сырья до готовой продукции. Нужно ли вводить дополнительную систему в отрасли, где нет фальсификата? То есть, если вы покупаете пакет молока, выпущенный на воронежском заводе, вы знаете, что его произвели на воронежском заводе, никто не будет его подделывать. Это не кроссовки, не духи, не шубы. При наличии электронной ветсертификации «Меркурий» дополнительная маркировка нецелесообразна. Кроме того, система маркировки никак не влияет на качество и безопасность продукции. А стоимость одной идентификационной марки составляет 50 копеек плюс НДС. Маркировку необходимо нанести на каждый пакет, а они бывают разные: картонные, пластиковые, с термической обработкой – множество форматов и объемов. Если устанавливать системы нанесения марок на каждую упаковочную линию, расходы участников рынка будут колоссальными. Поэтому «Союзмолоко» ведет диалог с властью, пытается объяснить, что эта идея ничем не оправдана.