WorldClass

22 сентября 2024, 04:58
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Сергей Колиух: «Пришлось встряхнуть всех. И в первую очередь – себя!»

11.03.2010 11:41
ДВА ГОДА - срок работы для градоначальника небольшой, но принципиальный. Первый год -это, можно сказать, обстоятельная «разминка»: закладывание системных основ в муниципальную политику и управление. А вот в конце второго года необходимо демонстрировать пусть первые, но зримые результаты своей работы. И если их нет, красивые слова и громкие концепции дело не исправят. Что касается Сергея Колиуха и его команды, то им уже есть что показать горожанам: положительные сдвиги в развитии города не заметить нельзя.

ДВА ГОДА - срок работы для градоначальника небольшой, но принципиальный. Первый год -это, можно сказать, обстоятельная «разминка»: закладывание системных основ в муниципальную политику и управление. А вот в конце второго года необходимо демонстрировать пусть первые, но зримые результаты своей работы. И если их нет, красивые слова и громкие концепции дело не исправят.

Что касается Сергея Колиуха и его команды, то им уже есть что показать горожанам: положительные сдвиги в развитии города не заметить нельзя. Вопрос в том, как удалось этого добиться? И можно ли говорить о том, что это лишь начало «капитального ремонта» всей системы городского хозяйства, а не очередной «потолок»?

Мэр убежден: ни мировой кризис, ни инертность ряда чиновников и бизнесменов, ни объемы бюджета — не остановят преобразования в Воронеже. Время, когда власть объясняла свое бездействие недостатком ресурсов, прошло. Теперь схема достижения целей выглядит иначе: сначала администрация обозначает то, в чем экстренно нуждается Воронеж, и уже под это формирует ресурсы, используя все свои возможности.

Просто при ином подходе сделать бы вообще ничего не получилось. Ведь когда в марте 2008-го Сергей Колиух пришел к власти, он получил в наследство не просто скудный бюджет и полное отсутствие понимания чиновниками перспективы развития города, но и массу «обременений» в вице, скажем, утекающего, как вода меж пальцев, имущества муниципальных предприятий.

— Все жизненно важные для города предприятия или уже были обанкрочены, или шли к этому, - вспоминает в беседе с корреспондентом «Берега» Сергей Колиух. - Например, «Горэлектротранс» — а это, между прочим, все трамвайные и троллейбусные депо - был продан. Троллейбусы — арендованы частным предприятием. Представьте, что у города - ни трамваев, ни троллейбусов, а только штук 30 автобусов, которым уже по 20 лет! Тяговые подстанции ушли с молотка. Даже трамвайные рельсы оказались в конкурсной массе. Более того — нашлись умельцы, которые стали оформлять землю под шпалами в частную собственность! Да, выяснилось, что на автомобильных стоянках умудрились продать... асфальт. То есть — земля муниципальная, но, поди, воспользуйся ею, когда сверху лежит частное покрытие. Абсурд! Техника Комбината по благоустройству до сих пор находится в конкурсной массе — то есть город убирать было практически нечем. Кроме того, у меня на столе лежала вот такая гора постановлений (Сергей Михайлович показывает размеры, сопоставимые с системным блоком компьютера — прим. авт.). – Все они - о выделении земельных участков под строительство в черте города без всяких конкурсов. Их в последние недели работы прежняя администрация штамповала буквально десятками в день. И участки были не по 6 соток. Где сам, где через суд отменили штук двести. Но другие-то остались!

— Как вам удалось переломить ситуацию? Пару лет назад чиновники совершенно искренне считали, что это просто невозможно.

- Неверие в собственные силы тоже было, - соглашается Сергей Колиух. — У людей, которые пришли вместе со мной к управлению городом, когда мы детально вникли в ситуацию, просто начали опускаться руки: действительно, ресурсы для развития были равны едва ли не нулю. Потребовалось встряхнуть всех. В первую очередь — себя. И начать системно, шаг за шагом, искать пути решения проблем. Скажем, выкупили троллейбусный парк на Космонавтов. С помощью федеральных программ восстановили его, обновили — ведь все там было порушено и разграблено, никаких денег туда никем в последние годы не вкладывалось. Сейчас он в рабочем состоянии. Готов обслуживать не только имеющиеся, но и новые машины. А они поступают и будут поступать. Мы за 2009 год уже купили 44 новых троллейбуса, а до 2013 года их будет 200.

Кстати, и автобусы покупаем: взяли в том году в лизинг 13 штук и еще 18 по региональной программе. Ведь наши ПАТП в последнее время на кого только не работали, только не на город. Мы полностью утратили влияние на рынке пассажирских перевозок. Но город не обязан полностью зависеть от «доброй воли» маршрутчиков! — невольно повышает голос глава. — Муниципалитет сам должен диктовать им правила работы на рынке. А для этого необходимо принципиально менять ситуацию с транспортом.

К 2013 году город заберет на себя до 40-50% перевозок. Это, с одной стороны, оставит нишу для частных перевозчиков. Тех, кто действительно хочет работать и развиваться, - поясняет Сергей Михайлович. — Но, с другой, создаст им хорошую конкуренцию. Плюс - позволит обеспечить горожан качественными транспортными услугами. Поэтому к 2013-му кроме 200 троллейбусов мы планируем закупить еще 500 большегрузных автобусов и пустить их по основным воронежским маршрутам. Иногда распускают слухи, что мы настойчиво душим эти «ГАЗели». Неправда! Они обязательно останутся. Просто возьмут на себя менее загруженные направления и связь с пригородными микрорайонами.

Решить проблему воды

- Не только транспорт, но и, скажем, «Водоканал» достался вам, по сути, обанкроченным. Почему, кстати, мы получаем до сих пор воду по графику — вы для себя ответ нашли?

— График у нас потому, что у «Водоканала», находящегося в процедуре банкротства, очень высокий коэффициент потерь воды по пути ее доставки потребителю - примерно 30%. С такими масштабами никаких объемов на город не хватит! Кстати, сейчас мы вынуждены идти по экстенсивному пути решения проблемы: наращивать добычу воды. Хотя, по-хорошему, надо бы было сначала минимизировать потери системы водоснабжения. Но для этого «Водоканалу» нужны инвестиции. А кто будет вкладываться в предприятие-банкрот? — разводит руками мэр. - Вот поэтому мы и вынуждены сегодня решать проблему самыми разными методами. Хорошо, что деньги пошли. Алексей Васильевич Гордеев обратился к премьер-министру России с просьбой выделить из федеральных средств еще 260 млн. в этом году и 300 млн. — в следующем. В прошлом году мы уже получили 150 млн. руб. из федерального бюджета на строительство ВПС-4, и на пару часов смогли сократить график подачи воды. В 2010-м область планирует помочь нам суммой в 75 млн. руб. Мы сами на городском уровне предусмотрели ежегодное финансирование объекта в размере 75 млн. руб. Убежден, что все эти средства позволят в ближайшие два-три года закрыть проблему графика подачи воды в Воронеже.

Кто поможет с ремонтом?

— А какую проблему вы бы выделили как основную для города на сегодня?

— Безусловно, это ЖКХ. Именно «коммуналка» волнует больше всего людей. Жилой фонд в городе старый, изношенный, разваленный. С самой перестройки, то есть уже лет 20, никто им не занимался. И хотя деньги людьми исправно платились, это не значит, что на них можно было реально что-то сделать. Тех сумм не хватало даже на заработную плату персонала, обслуживающего этот жилой фонд. Естественно, что на ремонтные работы, в итоге, тратились копейки.

— А почему так получалось: слишком много было персонала или слишком мало мы платили за содержание жилья?

— И то, и другое, я думаю. Нормативов тогда не было — чего, сколько, каких работников нужно и т.д. «ОООшки», которые создавались, не контролировались абсолютно, аккумулирование средств в них не отслеживалось. Вот и пришли к тому, что из менее чем 5,5 тыс. многоквартирных домов Воронежа более 2 тыс. требуют капитального ремонта.

Шанс принципиально улучшить ситуацию в сфере ЖКХ один. Участвовать в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. Пока еще государство дает на это деньги, возвращает, так скажем, моральный долг перед людьми, но за это требует - в дальнейшем берите свое жилье в собственное управление. Сейчас сроки работы Фонда продлили еще на два года. Но в том, что рано или поздно он завершит свою деятельность, сомневаться не приходится. На абсолютно все дома у государства денег не хватит.

Поэтому сейчас надо сделать все возможное, чтобы как можно больше городских объектов попало в программу ремонта по 185-ФЗ. Плюс, добиться, чтобы эти деньги были освоены в срок и качественно. А то у нас тут случаи были, когда людям ремонт сделали, а на выходе главные проблемы — в виде текущих в подвале труб или дырявой кровли — остались в прежнем виде, — возмущается глава.

— Людей не возмущает то, что они платили-платили, а теперь для участия в ремонте по 185-ФЗ, надо снова 5% сметы оплачивать?

- Мы предполагали, что именно это станет серьезной проблемой, — кивает Сергей Михайлович. - Но, как показала практика, люди понимают сложившуюся ситуацию и, в основном, согласны платить. На сегодня в Воронеже жители 1214 требующих ремонта домов уже дали свое согласие на участие в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ.

- И что город получил в итоге по линии Фонда?

- Изначально в Фонде выделили нашей области лимит на несколько лет в 4 млрд. 765 млн. рублей, — мэр листает лежащие перед ним на столе документы. — Между прочим, больше в Центральном федеральном округе установили только Москве и Московской области... Так вот, по мере освоения средств сумма еще больше выросла, перевалив в целом по области за 5 млрд. руб. Каждый рубль пойдет на конкретный дом.

Расселение из ветхого и аварийного

— Что делать тем, кто нуждается в новом жилье — ведь не секрет, что сотням воронежских семей нужны новые квартиры?

— Фонд финансирует не только капремонт, но и переселение из аварийных домов. На 1 января 2009 года таких в Воронеже насчитывалось 246. Для переселения оттуда жильцов, в рамках 185-го ФЗ, получены соответствующие средства. К примеру, в 2009 году расселялось 18 аварийных домов. В результате 550 человек получили новые квартиры. Кроме того, еще 32 аварийных дома в нашем городе расселяются за средства региона. Область уже приобрела для этого 363 квартиры, и в настоящее время идет их оформление в муниципальную собственность. Всего же нами для исполнения программы в рамках 185-ФЗ составлен список из 116 домов, жильцам которых необходимо предоставить новые квартиры. Сегодня на территории Воронежа действует сразу три программы, по которым осуществляется расселение жителей многоквартирных домов. По ним мы уже переселили 51 многоквартирный дом, все люди получили новое жилье.

Преодолеть инерцию

— Что сегодня больше всего тормозит работу по привлечению средств Фонда для ремонта домов?

- Во-первых, недостаток средств. Скажем, надо в доме и кровлю делать, и трубы, и электрику, и фасад, и лифты. Но сделать все и сразу в нынешних экономических условиях просто нереально. Поэтому людям и приходится чем-то жертвовать, ужимать свои потребности. Во-вторых, у нас недостаточно информировано и обучено население — некоторые до сих пор ничего не слышали ни о Фонде, ни о 185-ФЗ. Ну, и в-третьих, действующий закон пока еще не совершенен. Например, что значит, «на общем собрании жителей больше 50% приняли решение о вхождении в 185-й закон»? — мэр берет со стола распечатанный текст документа. - Эти 50% собрать не так уж и просто. Один болеет, другой на даче, третьему все по фигу и он ни на какие собрания ходить не собирается... Или, скажем, требуется также на общем собрании утвердить смету, согласовать виды работ, которые должны проводиться. Как это можно нормально сделать, если пятый этаж говорит, что надо ремонтировать крышу, а первый считает, что лучше канализацию, потому что крыша им не нужна? Но пятый этаж плевать хотел на канализацию, так как у них все с ней хорошо, и платить за ее ремонт они не собираются. Закон нам не прописывает, как здесь искать «золотую середину». А ведь еще предстоит «согласовать» подрядчика с жителями. Потом этот подрядчик должен отработать, и людям необходимо принять его работу на общем собрании. Затем городская администрация собирает сметы, бумаги, а у нас их принимает область. Уже ее представители едут в Москву и отчитываются перед Фондом содействия реформированию ЖКХ. Но если у федеральных чиновников есть какие-то корректировки, то документация спускается обратно вниз, и вся эта круговерть начинается опять по-новой!

- Когда представители администрации обсуждают с жильцами возможность включения их дома в программу ремонта по 185-ФЗ, то всегда настаивают на том, чтобы люди создавали ТСЖ. Это принципиально для вас?

— Да. Принципиально. Ведь чтобы дом кто-то обслуживал, необходимо, чтобы люди выбрали, кто это будет делать: либо управляющая компания, либо ТСЖ. Но управляющая компания, как любая коммерческая организация, ставит перед собой главную цель - получение прибыли. И в этом случае товарищество собственников жилья должно выступать как контролер УК.

Соответственно, и администрации будет гораздо легче влиять на ситуацию. Мы не имеем возможности детально следить за каждым шагом управляющих компаний. А ТСЖ на своих конкретных участках - могут... На сегодня процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Но общефедеральную норму — 15% ТСЖ от общего числа домов — мы выполнили.

— А сколько бы хотелось?

— В идеале, чтобы все дома были с ТСЖ, то есть - 100%.

— Что же мешает выйти на этот уровень?

— Главная проблема - старый жилой фонд. Люди не уверены в завтрашнем дне, в том, что их дома попадут в очередь на капитальный ремонт. Поэтому они вполне логично рассуждают — вы сделайте нам ремонт, а потом мы рассмотрим создание ТСЖ.

Второе - это противодействие управляющих компаний, потому что они не заинтересованы в создании ТСЖ. Ведь оперативность влияния на все домовые проблемы у ТСЖ в разы выше, чем при общих собраниях жильцов. Они могут реально контролировать расход средств управляющей компанией. А зачем им это?

Кто нагревается на тепле?

— Немало вопросов вызвали платежки за отопление. Здесь как-то можно навести порядок?

— У проблемы две стороны. И одна из них — теплоснабжающие компании. Некоторые ведут себя как временщики, и стоимость своих услуг обозначают весьма произвольно. С этими персонажами мы разберемся отдельно.

С другой стороны, бывает так, что на вводе в дом вода горячая, а в квартире все равно холодно. И тогда виновата уже управляющая компания: выбитые стекла, распахнутые двери подъездов, старые, заросшие ржавчиной стояки.

Однако чтобы доказать несоответствие качества оказанной услуги и предъявленной ее стоимости, нужны либо счетчики на входе в дом и в каждой квартире, либо сложные процедуры вроде комиссии с участием представителей поставщика теплоносителя и управляющей компании. Кто будет этим заниматься? Управляющая компания? Им все равно. Поставщик тепла? Ну, они же не будут сами у себя прибыль урезать... И тут мы возвращаемся к вопросу о ТСЖ. Именно товарищество совместно с администрацией должно выступать в такой ситуации инициатором и организатором борьбы по отстаиванию прав жильцов дома. А мы, со своей стороны, просто обязаны помочь каждому ТСЖ.

До каждого двора

— Еще одна глобальная для Воронежа проблема - это дороги. Тут и уборка, и ремонт, и пробки.

— Сегодня людей больше интересует состояние внутриквартальных дорог, на которых конь не валялся, — уточняет Сергей Колиух. - Двадцать лет их вообще не делали... Решать это будем. В прошлом году была разработана целевая программа «100 дворов», или, если официально, «Благоустройство дворовых территорий Воронежской области на 2009-2011 годы». В 2009-м в Воронеже на нее было выделено 15 млн. руб. из городского бюджета и 15 млн. из областного. В планах на 2010 год— сложиться с областью уже по 50 млн. руб. Но основные средства там даже не бюджетные. Активно привлекаем управляющие компании, малый бизнес, что базируется в ремонтируемых домах, предприятия района. Даже жильцы, бывает, оказывают поддержку при благоустройстве двора. В общем, на один бюджетный рубль по этой программе мы «подтягиваем» еще 4-5 со стороны.

Сейчас с этой программой мы заходим во внутриквартальные территории с полным комплексным благоустройством. Пытаемся привязать ее к 185-ФЗ. Чтобы комплексно решать сразу триединую задачу: капитальный ремонт домов; благоустройство внутриквартальных дворовых территорий; установка детского и спортивного игрового оборудования... Люди на встречах иногда возмущаются: почему пришли делать ремонт к ним, а не к нам?! Говорил и скажу: не волнуйтесь, мы дойдем до каждого двора, — подчеркивает мэр. - Это лишь дело времени.

— Сергей Михайлович, несколько неожиданный вопрос: недавно просмотрел предвыборную газету «Справедливой России», в которой утверждалось, что город тратит на посыпку гололеда 440 тысяч тонн пескосмеси в месяц. Неужели правда?

- Бред какой-то... А что это за газета? Не знаю такую. Наверное, выборы... Нуда, весной случаются обострения, бывает. Вообще-то за весь зимний сезон у нас уходит где-то 44 тысячи тонн пескосмеси. Так что ошиблись они раз этак в десять.

Я вот что скажу: в своей работе мне приходится сотрудничать с разными партиями. Есть неплохие наработки у коммунистов по «социалке». Здравые мысли ЛДПР излагает по спорту. Разумеется, буквально по всем направлениям нам помогает «Единая Россия»: от ЖКХ до транспорта, от разработки стратегии развития до возведения стадионов. Потому что там работают профессионалы.

Только вперед!

— Какие на сегодня планы по дальнейшему благоустройству города?

— Все как у классика, планов громадье! И если не случится чего-то экстраординарного, за этот год воронежцы увидят еще большие изменения, чем в 2009-м. Воронеж станет еще красивее и привлекательнее внешне. В частности, мы планируем сделать парк Патриотов, парк Оптимистов, парк Экзюпери, Рощу сердца, сквер на Кирова, сквер Бунина, треугольник на Чернавском мосту, Кольцовский бульвар и еще штук десять подобных объектов.

В этом году планируем заняться уборкой рельсов и благоустройством Ворошилова и Кольцовской. Решается вопрос подземного перехода у «Детского мира».

Наши стратегические объекты на ближайшую перспективу: реконструкция набережной Массалитинова и Антонова-Овсеенко, — Сергей Михайлович берет со стола справки. — Смотрите, в 2010-м на работы по набережной длиной в 3,5 км, которая свяжет Чернавский и Северный мост, планируется направить 333 млн. руб. федеральных средств, 131 млн. руб. областных и плюс 100 млн. руб. должен выделить из своего бюджета город. На выходе мы получим дорогу в четыре полосы движения, которая существенно разгрузит центр Воронежа.

Что касается Антонова-Овсеенко, то на нее в 2010 году федеральный бюджет выделит 834,7 млн. Эта улица, а, по сути, окружная дорога, соединит трассы М-4 и А-144. Ее протяженность 7 км, и после реконструкции там будет 6 полос движения.

Уже есть глобальные планы в этом направлении и на 2011 год. Например, реконструкция улиц Шишкова и Ломоносова. Обе эти улицы должны расшириться с двух полос до четырех.

Убежден, что эти задачи нам по плечу. То, что город начал оживать, — уже стало ясно по итогам прошлого года. Наша сегодняшняя цель — создать такую систему управления, такой механизм реализации целевых программ, которые позволят ежегодно, шаг за шагом, идти только вперед.

За нами страна, область, город и политическая партия «Единая Россия».

Разве кто-то сможет нам помешать?

Беседовал Александр ПЫЛЕВ
«Берег», №24 от 11.03.2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0