WorldClass

22 сентября 2024, 05:03
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Парадный квартал // Воронеж: стратегия развития

15.03.2010 14:09
Воронеж обретает четкую стратегию. В последние полтора-два года были разработаны и приняты сразу несколько городских программ, призванных в перспективе упорядочить векторы развития: Генеральный план городского округа город Воронеж, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, архитектурной концепции благоустройства и ряд других. Сегодня завершается подготовка важнейшего документа – Плана стратегического развития городского округа город Воронеж до 2020 года.

Воронеж обретает четкую стратегию. В последние полтора-два года были разработаны и приняты сразу несколько городских программ, призванных в перспективе упорядочить векторы развития: Генеральный план городского округа город Воронеж, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, архитектурной концепции благоустройства и ряд других. Сегодня завершается подготовка важнейшего документа – Плана стратегического развития городского округа город Воронеж до 2020 года. Реализация Стратегии должна повысить эффективность управления Воронежа и его инвестиционную привлекательность, улучшить имидж города на российском уровне. Окончательный вариант Стратегического плана должен быть готов к апрелю 2010 года.

О сути долгожданного документа мы говорим с его разработчиками – Владимиром Наумовичем Эйтингоном, кандидатом экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономики труда и основ управления экономического факультета ВГУ, и Игорем Ефимовичем Рисиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой региональной экономики и территориального управления экономического факультета ВГУ.

– Почему, на ваш взгляд, в Воронеже именно сейчас создается Стратегия развития? Какие факторы способствовали ее появлению?
– Необходимость в поиске стратегии развития Воронежа сложилась достаточно давно. Два последних десятилетия трансформировали наш город, возникла глубокая "трещина" в мощной индустриальной составляющей: прекратила существование часть машиностроительных заводов, резко сократилась деятельность электронной и электротехнической промышленности. Дряхлеет инфраструктура городского хозяйства.
Все это совсем не значит, что город не "двигался", но движение это было спонтанным, неориентированным на приоритеты времени, вне связи с достоинствами городского потенциала.
Совсем не случайно, что город стал утрачивать привычный для него статус первого города (столицы) Черноземья. Правда, в свое время (в 1996 году) был предпринят опыт формирования программы городского развития. Но такой подход не стал практикой. Такое состояние дел не могло не сказаться на развитии области.
Между тем, город сохранил видимые конкурентные преимущества:
- масштаб, выгодность географического положения, "столичная" традиция;
- диверсифицированная структура экономической среды, наличие (возможности) производства конкурентоспособных на национальном и мировом рынках товаров;
- развитая сеть образовательных, научно-исследовательских и проектных учреждений, высокий уровень образования населения;
- потенциал развития отраслей высоких технологий (авиакосмическая, IT, системы связи, медицина и др.);
- деловая активность населения, насыщенность сектора малого бизнеса, банковского и других секторов рыночной инфраструктуры;
- традиционное положение культурного центра.
Но преимущества эти не вечны, если их не использовать, то можно и утратить.
Мы считаем, что обращение к Стратегии – шаг мало сказать оправданный. Не случайно он связан во времени с провозглашением Президентом РФ курса на модернизацию. Очень близок он и к манифесту губернатора области "Воронежское лидерство".

– Какие документы легли в основу Стратегии?
– Перечень и документов, и аналитических материалов, использованных при разработке Стратегии, достаточно велик. Для согласования стратегических векторов развития городского округа с направлениями развития Воронежской области приняты во внимание Стратегия долгосрочного социально-экономического развития и программа экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 гг. Были учтены ресурсные возможности и запланированные рубежи развития, отраженные в среднесрочной программе развития Воронежа, генплане и отраслевых (ведомственных) программах (концепциях). Важную роль сыграли экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса, молодежи, прежде всего, студенческой, органов власти и управления регионального и местного уровней, ожидания и имиджевые предпочтения разных страт населения города, выявленные путем интерактивного опроса.

– На какой практический опыт реализации подобных стратегий вы ориентировались?
– Нами были изучены практики стратегического планирования развития достаточно большого числа городов, в том числе пионеров в этой области в России – Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Ижевска, Ярославля, Сургута и других.
Самостоятельную группу документов составили Стратегии и Стратегические планы развития городов, которые являются потенциальными конкурентами Воронежа на рынках инвестиционных и кадровых ресурсов, товаров и услуг, – областных центров ЦЧР: Курска, Липецка, Белгорода, Тамбова. Ведь конкуренция с ними за статус "Столица Черноземья" в последнее время заметно обострилась.
Мы не могли оставить без внимания и зарубежную практику, отличающуюся длительной историей использования модели стратегического планирования, продуктивными технологиями разработки и реализации стратегий развития городов. В составе объектов анализа были такие города, как Амстердам, Кельн, Манчестер, Торонто.

– Каковы основные задачи, которые призвана решить Стратегия? Есть ли в ней новые направления развития города, которым раньше практически не уделялось внимание?
– Новое содержится в формировании миссии города – общей, глобальной цели. В редакции проекта она звучит следующим образом:
- научно-образовательный центр подготовки высококвалифицированных кадров, разработки инновационных технологий и развития наукоемких отраслей производства товаров и услуг;
- транспортно-логистический центр меридиональной магистрали "Север-Центр-Юг" и широтной "Центр-Волга-Урал-Сибирь", обеспечивающий коммуникации между Федеральным центром и Южным, Северо-Кавказским и Поволжским федеральными округами;
- культурно-исторический и туристический центр, формирующий условия для достижения высокого уровня и качества жизни городского населения.

В качестве стратегических целей выдвинуты:
- стабилизация численности населения и улучшение его социальной структуры;
- повышение качества городской среды обитания;
- развитие существующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, в т.ч. – ускоренный рост объемов и доли инновационной продукции;
- обеспечение занятости и снижение безработицы;
- содействие росту малого (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышение его вклада в экономику города и региона;
- интеграция города в экономику страны и мировую экономику;
- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни;
- активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления;
- повышение экономической и общественной безопасности.

Реализация этих целей должна привести к опережающему развитию города. Индикаторы развития (достижения целей), предлагаемые проектом, предполагают, например:
- удлинение к 2020 году средней продолжительности жизни до 71 года;
- снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума практически в 3 раза – до 7,5%;
- рост объема инвестиций (из всех источников) более, чем в 3 раза;
- рост доходов бюджета почти в 2,5 раза.

– На ваш взгляд, получилось ли в рамках Стратегии согласовать интересы власти и бизнеса?
– Принципиальных разногласий, в общем-то, нет. Они, правда, могут возникнуть, даже зреют по отдельным решениям: например, у части предпринимателей в связи с предложением о строительстве 19 капитальных зданий рынков (микрорынков).
Но я бы поставил вопрос иначе: согласуются ли интересы власти и общества. Опрос жителей города показал, например, что среди молодых людей в возрасте 18-24 лет – 22,2%, а 25-29 лет – 24,5% (т.е. практически каждый четвертый) готовы уехать из Воронежа, сменить место жительства. Среди людей, занятых в органах управления (без различий в возрасте) готовы уехать из Воронежа 25%, а в культуре – 27,3%. Это очень тревожные оценки.
60-70% воронежцев в возрасте 25-39 лет заявляют, что они не могут или, скорее, не могут найти в Воронеже престижную, хорошо оплачиваемую работу.
Достигший стратегических рубежей Воронеж, в том числе его бизнес, должен снять напряжение, прежде всего, у молодых людей, составляющих главный ресурс будущего города.

– Попробуем заглянуть в будущее. Каким станет Воронеж, если Стратегия будет реализована максимально полно?
– Воронеж – большой город, на "хорошем поле" с позиций географических, транспортных, с собственным обликом, с сильным потенциалом. Он должен стать динамично развивающимся, комфортным для жизни городом.
Приоритетная цель – превращение Воронежа в лидера качества жизни и в ЦЧР, и в России.

«Парадный квартал», март 2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0