WorldClass

22 сентября 2024, 04:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ИН // Увидеть дно страхового рынка…

19.03.2010 10:35
В конце 2008 года страховые компании (СК) заглядывали в будущее с тревогой. Было видно, что время бесконечного подъема уходит: сворачивается партнерство с банками, падают продажи автомобилей, корпоративные клиенты режут социальные программы с добровольным медицинским страхованием (ДМС) и покупают только такие страховки, без которых не обойтись. Показатели в 2009 г. ухудшались почти по всем сегментам – из-за непродуманной политики компаний, дефицита ликвидности, роста обращений за компенсациями.

В конце 2008 года страховые компании (СК) заглядывали в будущее с тревогой. Было видно, что время бесконечного подъема уходит: сворачивается партнерство с банками, падают продажи автомобилей, корпоративные клиенты режут социальные программы с добровольным медицинским страхованием (ДМС) и покупают только такие страховки, без которых не обойтись. Показатели в 2009 г. ухудшались почти по всем сегментам – из-за непродуманной политики компаний, дефицита ликвидности, роста обращений за компенсациями. Доходы большинства жителей страны значительно сократились, полисы добровольного страхования почти не продаются. Там не менее этот год оказался не таким жестоким, как все ожидали.

Жесткая реальность

2009 г. оправдал умеренно пессимистичные прогнозы. Сбор страховых премий по России упал на 7,5 % (без учета ОМС). По данным Росстрахнадзора за 2009 год, у 61 % страховщиков динамика сборов была отрицательной, а наибольшие трудности переживали свыше 30 % страховщиков, у которых наблюдалось значительное — от 25 % до 100 % — снижение сборов. «Около 150 страховщиков на российском рынке подвержены риску банкротства, — сообщила заместитель начальника управления надзора и контроля Федеральной службы страхового надзора РФ Елена Краснова. — Некоторые страховщики из этого списка уже включены в планы проведения дополнительных проверок».

Говоря об основных рисках 2010 года для страхового сообщества РФ в целом, глава ФССН Александр Коваль сказал, что главные угрозы сосредоточены в качестве тех активов, которыми располагают страховые компании. В этой связи ФССН ведет консультации с Минфином РФ об ужесточении требований к перечню активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств. Такие изменения могут вводиться законодательно или нормативными документами Минфина РФ. Ранее глава ФССН отмечал, что не менее 100 страховщиков могут покинуть рынок РФ в 2010 году.

По данным Федеральной службы страхового надзора за 2009 год, страховой рынок Воронежской области сократился почти на 9 % (8,96 %). Причем спад затронул практически все виды страхования. Заметнее всего в регионе пострадало страхование жизни и личное страхование. Упали сборы и по имущественным видам страхования. Чтобы реально представить степень падения рынка, можно вспомнить, что в том же периоде предкризисного 2007-го сборы выросли на несколько десятков процентов.

По словам директора воронежского филиала группы «Ренессанс страхование» Михаила Перевозникова, по Воронежской области снижение рынка было в рамках общего падения по стране. «Наиболее громким стал уход с рынка «Городской страховой компании», занимавшей довольно сильные позиции в Воронеже. К сожалению, подобные случаи негативно влияют на рынок страхования в целом, снижая общий уровень доверия потребителей к страховщикам. Аномально высокими для нашего региона оказались результаты, связанные с личными видами страхования (например, добровольное медицинское страхование — ДМС). Здесь падение составило около 30 %, хотя по стране не превысило 6 %. Однако в нашей компании ситуация гораздо лучше — нам удалось пролонгировать значительное количество договоров. В период кризиса возросла роль повышения производительности труда и нематериальной мотивации сотрудников. И страхование персонала по ДМС помогает компаниям в решении этих задач».

В общем и целом, ситуация на страховом рынке, который, как ожидается, может достигнуть дна кризиса в лучшем случае в конце первого полугодия 2010 года, остается тяжелой. Многие мелкие и средние компании сегодня убыточны и могут обанкротиться, если только не будут поглощены более сильными. В зоне риска оказались даже некоторые страховые компании из первой двадцатки. В то же время наиболее крупные игроки рынка в тяжелых экономических условиях чувствуют себя достаточно устойчиво и оказались готовы к экспансии. Так, например, «Росгосстрах» купил «Капитал Страхование», а «Альфа-Страхование» приобрела такие компании, как «Аверс», СКМ, «МСК Вирмед» и «Авикос-АФЕС».

Плюсы и минусы автострахования

«Из-за замедления рынка автокредитования сократились и продажи новых машин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, только в первом полугодии снижение составило почти 50 %. Это отразилось и на страховом рынке, — констатирует Михаил Перевозников. — Однако тот факт, что кредиты выдавались на несколько лет, а также возросшее стремление автовладельцев к защите личного бюджета от непредвиденных расходов и, следовательно, рост страхования подержанных машин стали стабилизирующими факторами в этом сегменте. В тоже время, в отличие от большинства других видов страхования, сборы ОСАГО в прошлом году по РФ возросли почти на 7 % — до 85 млрд руб. Отчасти такая динамика связана с мартовской корректировкой ряда региональных коэффициентов. Кроме того, в условиях кризиса клиенты стали более ответственно подходить к выбору страхового партнера, поэтому в ОСАГО, как и во многих других сегментах, заметно усилились процессы консолидации».

А мы напомним, что весной вступили в действие поправки к закону об ОСАГО. Они предусматривали прямое урегулирование убытков и оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД, когда сумма ущерба не превышает 25 тыс. руб. («европротокол»). Существовали опасения, что изменения приведут к росту мошенничества, убыточности и уходу слабых игроков с рынка. Однако страховщики переоценили потенциальный масштаб бедствий. Формально рынок спасло поэтапное введение новых правил. С марта они распространялись только на новые полисы ОСАГО и лишь с 1 ноября — на все контракты по «автогражданке». Компании успели подготовиться к видоизмененной системе расчетов и распознаванию мошенников.

Многие СК в большой степени помогли себе сами, уклоняясь от выполнения обязательств. Результат селекции убытков — потерпевшим занижают выплаты, отказывают в праве на прямое возмещение потерь под любым благовидным предлогом. Некоторые компании затягивали выплаты, насколько возможно, и придирались ко всем поводам, дающим малейшие подозрения в мошенничестве. Статистика Росстрахнадзора показывает, что количество жалоб граждан в Инспекцию страхового надзора в этом году несоизмеримо выросло. С другой стороны, страховщики приводят довод о том, что мошенничества тоже стало больше.

Что касается перспектив сегмента автострахования, приведем мнение директора Воронежского филиала компании «Росгосстрах» Евгения Тютина: «Судя по итогам года, наиболее востребованными в нашем регионе остаются ОСАГО и страхование имущества. Сборы рынка по ОСАГО составили 1 млрд руб. с темпом роста 103,1 %. Мы считаем, что спрос на добровольное страхование автотранспорта будет стабильным в этом году. Если же программы по поддержке автопрома заработают в полную мощь, то, возможно, КАСКО даст рост. Ведь сегодня особенно сложно найти или заработать средства на компенсацию потерь собственными силами. Кроме того, для большинства людей покупка автомобиля — это, прежде всего, кредитные обязательства перед банками, а заемщики обязательно страхуют свои машины. Но даже те, кто приобрел автомобиль на собственные средства, нередко предпочитают его застраховать, поскольку восстановление машины за свой счет после крупной аварии или покупка новой после угона для многих стали практически неразрешимой проблемой».

Кто-то теряет, кто-то находит

Кризис усугубило и то, что в 2009 г. многие СК занялись демпингом. «К демпингу прибегают компании, которые оказались на грани выживания, — делится своим мнением Михаил Перевозников. — Это является прямым следствием недостаточности страхового портфеля или перекоса в сторону того же автострахования. Однако в прошлом году, в частности, из-за неосмотрительной тарифной политики, российский рынок были вынуждены покинуть свыше 100 компаний. Чтобы остаться на плаву, компании, злоупотреблявшие в прошлом демпингом, столкнувшись с ростом убыточности, вынуждены срочно пересматривать тарифы. Впрочем, некоторые участники, переведя дух после кризиса, наоборот начали работать по заниженным тарифам, рискуя в ближайшее время столкнуться с теми же проблемами, что и компании, уже покинувшие рынок».

Главная проблема заключается в том, что страховщики попали в «ценовые ножницы». С одной стороны, рост инфляции и высокая обращаемость за компенсациями должны были увеличить тарифы. С другой — компании сражались за клиентов, снижая цены. Бились страховщики и за опытных квалифицированных сотрудников, увеличивая размер агентского вознаграждения. Не секрет, что комиссионные в отдельных случаях доходят до 40 %. Все вышеперечисленное привело ряд компаний к банкротству.

Но 2009 год принес страховому рынку и относительно приятные новости. Например, не случилось падения ДМС до критически низких отметок. Сегмент выжил благодаря клиентам, чьи доходы остались на прежнем уровне. Опасности, связанные с переходом страховщиков на новые правила работы в автостраховании, тоже оказались преувеличенными. А самые сильные игроки рынка продемонстрировали рост. «На фоне падения рынка доходы «Росгосстраха», наоборот, выросли более чем на 14 %, и рост сборов наблюдался во всех видах страхования, — говорит Евгений Тютин. — В отличие от многих экспертов, я бы не воспринимал общее падение рынка в 2009 году трагически. Замедление роста было неизбежно, потому что многие компании работали, что называется, в тепличных условиях — занимались вмененным страхованием, например, аккредитовавшись в каком-нибудь банке. Та картина, которую мы наблюдаем сейчас, на самом деле гораздо более реалистичная, она в большей мере иллюстрирует состояние рынка страховых услуг. На воронежском рынке осталось 108 страховых компаний против 135, работавших на нем в начале прошлого года. Ушли в основном кэптивные страховые компании и компании, которые специализировались только на ОСАГО и КАСКО. Их «привлекательные» тарифы зачастую не имели экономического обоснования, поэтому лишенные ресурсов на развитие, они вынуждены были покинуть рынок. А клиенты этих компаний перешли к крупным страховщикам, сохранившим свое присутствие на местах и продолжающим наращивать свою долю рынка».

Правильный выбор и естественный отбор

Никто сейчас не рискнет сказать, где же находится пресловутое дно рынка. Эксперты утверждают: многие банкротства еще впереди. По их мнению, останутся самые крупные и те, кто умеет правильно оценивать риски, готов переманить лучших сотрудников у конкурентов и вводить новые предложения, адаптированные к общему падению доходов.

Подобные примеры уже есть: страховые компании дробят страховки, давая клиентам возможность самим выбирать необходимые риски. Для отдельных категорий страхователей (студентов, пенсионеров, спортсменов и т. д.) вводят целевые программы. Страховщики готовы даже предложить рассрочку. Рынок в целом стал более гибким и отзывчивым. Можно рассчитывать на дальнейшее упрощение процедур заключения договоров и урегулирования убытков (меньше документов, небольшой ущерб без справок, страхование без осмотра по набору рисков), на появление коробочных продуктов и постепенное развитие прямых интернет-продаж. Скорее всего, основными доходными статьями страховщиков будут программы обязательного страхования (прежде всего, ОСАГО), программы страхования гражданской ответственности юрлиц и страхование грузов. В то же время, в «Росгосстрахе» считают, что в сложившихся условиях можно делать ставку на добровольное страхование имущества физических и юридических лиц. «По сути, страхование имущества — единственный доступный населению способ обеспечить себе финансовую защиту в условиях экономического кризиса, — говорит Евгений Тютин. — На сегодняшний день средняя выплата в нашем филиале при урегулировании страхового случая составляет около 150 тысяч рублей. Для большинства воронежцев самостоятельная компенсация такого ущерба может сулить долговую яму».

Все ждут, что в будущем рынок укрупнится. Крупные компании разделят клиентские базы слабых, разоряющихся конкурентов. Уже сегодня более двух третей сборов на российском рынке добровольного страхования и ОСАГО приходится на 20 крупнейших компаний. Впрочем, в случае ухудшения экономической ситуации не исключен уход и «монстров» рынка. Пока мы видим не так много сделок слияния и поглощения. Но клиенты разорившихся страховых компаний уже мигрируют. И этот процесс будет нарастать.

Сергей Серин
Федеральное Деловое Издание "ИН" №31, март 2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0