23 декабря 2024, 14:04
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Газета «Известия» // Распределенный секвестр: нацпроекты могут недосчитаться 140 млрд рублей

29.06.2020 15:45

В 2021-2022 году финансирование нацпроекта «Демография» планируют сократить – это связано с изменением прогноза по запросам на маткапитал, пишут «Известия».

Финансирование по всей системе нацпроектов в следующие два года в общей сложности может уменьшиться на 140 млрд рублей. Такие данные содержатся в предварительных бюджетных проектировках Минфина («Известия» с ними ознакомились). Наиболее радикальные корректировки затронут «Демографию». С этого нацпроекта планируется снять почти 150 млрд рублей в 2021-2022 годы. По другим направлениям изменения сравнительно невелики – в некоторых наблюдается и прирост. Эксперты уверяют, что для выхода из кризиса принципиально сохранить инвестиции в нацпроекты в максимальном объеме.

Надо уточнить

На нацпроекты в следующие два года планируется потратить на 140 млрд рублей меньше, чем предполагалось последними поправками в федеральный бюджет на 2020-2022 годы, следует из материалов Минфина. Изменение сумм связано в том числе с переносом и перераспределением ресурсов в ближайшие годы.

Самая ощутимая поправка – снижение расходов на «Демографию» – всего на 150 млрд рублей за два года. Почти вся сумма относится к пересмотру планов по поддержке семей с детьми.

В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что ключевой фактор, обусловивший уменьшение финансирования этого национального проекта – это уточнение прогнозируемого количества обращений граждан за материнским капиталом. В Минтруде не ответили на запрос.

150 млрд – это более 10% стоимости нацпроекта на 2021-2022 годы (изначально расходы на него оценивались на уровне 1,2 трлн рублей).

Кроме «Демографии», достаточно существенные изменения запланированы в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По сравнению с нынешним бюджетом, на этот нацпроект закладывается увеличение трат в общей сложности на 13 млрд рублей в 2021-2022 году.

В следующем году может быть потрачено на 12 млрд больше на строительство коммуникаций между центрами экономического роста, на 8,7 млрд – на освоение Северного морского пути, на 5,5 млрд – на программу «Морские порты России». Зато с проекта «Водные пути России» планируется снять 13 млрд рублей. В 2022 году более чем на 8 млрд увеличивается финансирование реализации логистического коридора «Европа – Западный Китай», но это нивелируется снижением затрат на коммуникации между центрами экономического роста.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что эти поправки расходов не обязательно означают увеличение стоимости «Комплексного плана». Они определяют максимальные объемы финансирования на 2021-2023 годы исходя из параметров федеральных проектов, входящих в состав национального.

Довольно значительные поправки коснулись также нацпроекта по поддержке малого бизнеса. На него в следующие два года будет потрачено почти на 7 млрд рублей меньше. Сокращение связано главным образом с корректировкой планов по льготному кредитованию предпринимателей. В Минфине поправку объяснили переносом на 2020 год части субсидий по поддержке малого бизнеса.

В пресс-службе Минэка ответ Минфина дополнили: решение перебросить деньги с 2021-го на 2020 год связано с необходимостью направить регионам средства для поддержки предпринимателей в «коронакризис».

Сохранить инвестиции

Впрочем, в пресс-службе Минфина уточнили, что все корректировки – не окончательные. Суммы расходов могут дополнительно пересмотреть, когда будут изменены макропоказатели социально-экономического развития РФ. Прежде всего, это касается трат, выраженных в иностранной валюте или подлежащих индексации, уточнили в Минфине.

Как ранее сообщали «Известия», первый замглавы министерства Татьяна Нестеренко обратилась в ведомства и госкорпорации с просьбой формировать свои финансовые планы, не дожидаясь утверждения правительством прогноза социально-экономического развития Минэка. Минфин тогда призвал госструктуры ориентироваться на последние официальные оценки, сделанные в феврале. Зимой Минэк прогнозировал нефть по $57 за баррель и рост ВВП на 1,7% в 2020 году. Как только правительство утвердит документ Минэка, финансовое ведомство самостоятельно скорректирует показатели с учетом актуальных оценок социально-экономического развития, сообщала первый замминистра.

В начале июня Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по уточнению национальных проектов из-за ситуации с коронавирусной инфекцией. Премьер Михаил Мишустин пообещал в ближайшие полтора месяца внести предложения на рассмотрение Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Очевидно, власти не хотят возвращаться к жесткой бюджетной консолидации и снижать затраты на нацпроекты, полагает экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. Только в этом году расходы возрастут, господдержка экономики в дальнейшем также будет увеличиваться, хотя и сдержанными темпами. По его словам, жесткость бюджетной политики лишит подавленный спрос драйверов для восстановления.

Если мир втянется в длительный структурный кризис, например, из-за новой волны пандемии или торговых войн, природной ренты в значимых масштабах у РФ не будет, добавил руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов. В этих условиях принципиально сманеврировать на повышение эффективности и экономики в целом, и бюджетных расходов.

Ресурсы казны на данный момент остаются основными инструментами модернизации страны. Поэтому важно направить усилия на раскрутку нацпроектов. Если этого не сделать, есть риск, что конкурентоспособность российской экономики будет падать, и страна войдет в новую мировую систему подчиненным игроком, резюмировал Дмитрий Белоусов.

Справка

Система из 13 нацпроектов сформирована для выполнения девяти целей национального развития, поставленных в майском указе президента. В них входит обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира, а также переход к темпам экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности.

Изначально на них планировалось потратить в общей сложности 25,7 трлн рублей с 2019 по 2024 год. Почти половину этой суммы должен был обеспечить федеральный центр. Самый дорогой нацпроект – «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры» – 6,35 трлн рублей.

Дмитрий Гринкевич
Газета «Известия», 00:01, 29.06.2020

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0