Воронеж. 03.08.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Экономическая обстановка первого полугодия стала серьезной базой для размышлений на тему: «Кризис – это опасность или новые возможности развития?» Пандемия внесла свои коррективы, но вместе с ожидаемым спадом одних показателей рост продемонстрировали другие. О том, какие выходы из непростой ситуации предложил своим клиентам один из крупнейших банков страны, а также о цифровых сервисах, оказавшихся наиболее востребованными, – в интервью с председателем Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Владимиром Салминым.
– Как ситуация с коронавирусом в целом повлияла на экономику региона и прежде всего на малый бизнес?
– Если вернуться на несколько месяцев назад, в апреле ситуация была весьма тревожной. Под особым ударом в тот период оказался малый и средний бизнес – напомню, в первую неделю апреля в России было закрыто 48% всех торговых точек. В этих условиях мы находились в непрерывном диалоге с властью, синхронизировали действия и предпринимали все возможные меры для минимизации потерь. Очевидно, что они принесли свои плоды. Приведу пример. В кредитном портфеле Центрально-Черноземного банка на 1 июля 2020 года на малый и микробизнес приходилось 36,7 млрд рублей. Прирост с начала второго квартала составил 2 млрд рублей. То есть даже с учетом всех обстоятельств пандемии процесс развития малого бизнеса в регионе не остановлен.
– Какие именно меры поддержки Сбербанк предложил корпоративным клиентам?
– Центрально-Черноземный банк, как и Сбербанк в целом, принял активное участие в реализации госпрограмм поддержки российского бизнеса. На новые целевые кредиты на зарплаты компаниям всех сегментов из пострадавших отраслей под 2% в ЦЧБ уже одобрено более 3,6 тыс. заявок на сумму свыше 4,9 млрд рублей. Кроме того, банк продолжает выдавать кредиты по другим госпрограммам – под 0% на зарплату, под 5% для системообразующих предприятий.
По собственной инициативе Сбербанк разработал расширенную программу кредитных каникул для заемщиков – представителей отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19. По малому и микробизнесу было принято решение об упрощенном механизме реструктуризации кредитов и предоставлении отсрочки клиентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации.
Кроме того, Сбербанк снизил ставки по интернет-эквайрингу для предприятий, реализующих социально значимые товары и услуги через интернет – до 30 сентября комиссия для них будет составлять не более 1%. Также мы сократили до одного дня процесс принятия решения по банковской гарантии – в течение второго квартала этим актуальным предложением воспользовались уже более 400 клиентов ЦЧБ.
Был внедрен и целый ряд других решений, существенно упрощающих клиентам работу. Это сервис видеоконсультаций по ВЭД, удаленный сервис «Личный кабинет застройщика» в системе «Сбербанк Бизнес Онлайн» и др.
– А как банк поддержал частных клиентов?
– Что касается физических лиц, было принято беспрецедентное решение о продлении срока всех вкладов, заканчивающихся в период действия самоизоляции. Начисление процентов продолжилось по текущим ставкам до окончания нерабочего периода.
Нашим частным клиентам, доход которых снизился на 30% по сравнению с прошлогодним, мы предоставляли кредитные каникулы в соответствии с Федеральным законом № 106. Сбербанком была разработана и собственная программа реструктуризации на индивидуальных условиях, подразумевающая шестимесячную отсрочку по погашению кредитных обязательств.
В совокупности с конца марта мы одобрили около 10,7 тыс. заявок на реструктуризацию розничных кредитов на сумму 3,7 млрд рублей.
– Экономическая активность клиентов существенно снизилась или акценты сместились в сторону дистанционного обслуживания?
– Надо отметить, что пандемия стала и сложным испытанием, и временем возможностей для развития бизнеса – клиенты начали адаптироваться к новым условиям, и цифровые каналы стали как никогда актуальными. Мы отмечаем рост количества активных клиентов, дистанционного открытия счетов и регистрации. Во 2-м квартале 2020 года темп роста открытия счетов в корпоративном блоке составил 115% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Что касается вкладов физлиц, пандемия не вызвала оттока. На 1 июля 2020 года в Центрально-Черноземном банке у частных клиентов хранилось свыше 632,3 млрд рублей. Это на 12,8 млрд рублей больше, чем было на 1 апреля 2020 года, и на 62,8 млрд рублей больше, чем было в начале апреля прошлого года.
Сокращение потока за потребительскими кредитами в наших офисах ожидаемо наблюдалось в конце марта, но с первой декады мая ситуация начала меняться. При этом активность по потребкредитам в удаленных каналах всегда оставалась на стабильном уровне. За первое полугодие в совокупности мы выдали почти 230 тыс. потребительских кредитов на общую сумму около 45 млрд рублей.
– Растет ли в регионе спрос на ипотеку?
– Мы понимаем, что ипотека – это не только улучшение условий жизни населения, но и поддержание экономики целой отрасли. Поэтому банк постоянно работает над тем, чтобы условия кредитования становились более привлекательными, а процесс получения ипотеки – более простым.
Напомню, что недавно Сбербанк снизил процентные ставки по ипотечным кредитам и ставки на рефинансирование ипотеки других банков. Упростилось оформление кредитов с использованием материнского капитала в качестве первоначального взноса, были снижены ставки и увеличена сумма кредита по военной ипотеке.
Как результат, в первом и во втором кварталах 2020 года в Центрально-Черноземном банке продолжался рост выдачи жилищных кредитов. Так, с помощью Сбербанка в нашем регионе в первом полугодии новоселье отпраздновали более 15 тыс. семей.
– Какие своевременные инновационные решения бизнесу предлагает экосистема Сбербанка?
– Наши дочерние компании предоставляют целый ряд актуальных сервисов – по защите корпоративной сети и сотрудников на удаленном доступе, по электронному документообороту (ЭДО) и сдаче отчетности в госорганы и мн. др.
Но настоящий прорыв в области цифровизации нас ждет в АПК. Компания Cognitive Pilot, входящая в экосистему Сбербанка, «Диджитал Агро» и «Агросигнал» разрабатывают агроэкосистему для ускоренной цифровизации сельского хозяйства. Результатом станет уникальный продукт, сочетающий агро-ERP полного цикла и беспилотные технологии управления техникой.
Первые внедрения инновации планируются уже в этом году. Применение сервисов и решений «Диджитал Агро» помогут повысить эффективность АПК, снизить издержки и сократить потери урожая, увеличив скорость уборки.
– Какова доля сельского хозяйства в кредитном портфеле банка и какие новые ориентиры стоят перед стратегически важной для региона отраслью?
– Кредитный портфель Центрально-Черноземного банка по корпоративным клиентам на 1 июля 2020 года составил 474,1 млрд рублей. Кстати говоря, за второй квартал он вырос на 21,2 млрд рублей. И почти половина портфеля – 215 млрд рублей – приходится на агропромышленный комплекс региона.
Одно из самых актуальных и основных направлений национальной программы развития АПК – увеличение экспорта продукции отрасли до 45 млрд долларов к 2024 году. Крупные компании уже скорректировали свои стратегии с учетом этой нацпрограммы, в том числе и наши клиенты.
Центрально-Черноземный банк реализовал сделку финансирования экспортных контрактов ГК АПК АСТ с Государственным агентством по закупкам продовольствия Египта GASC в сумме 170 млн долларов. Одобренный лимит полностью покрывает потребность в финансировании на увеличение объемов экспорта в Арабскую Республику Египет в 1,5 раза относительно предыдущего года.
– Есть ли еще какие-то яркие проекты, реализованные на территории Черноземья за последнее время?
– Центрально-Черноземный банк заключил самую крупную в системе Сбербанка сделку по реализации сервиса «Работа.ру» с группой компаний «АГРОЭКО». Уникальный сервис экосистемы банка позволил клиенту повысить эффективность HR-процессов в долгосрочной перспективе.
В ходе стратегического диалога с ГК «Орелстрой» во втором квартале 2020 года достигнута договоренность о рассмотрении финансирования с применением счетов эскроу двух проектов по строительству многоквартирных жилых домов. Сейчас еще три проекта находятся на стадии рассмотрения и согласования.
Дочерняя компания Сбербанка «Расчетные решения» внедряет в ОГУП «Липецкоблводоканал» новую систему по расчету платы за ЖКХ – это современная биллинговая расчетно-информационная система (БРИС ЖКХ), в рамках которой абонентам доступны мобильное приложение и личный кабинет. Впечатляет скорость расчетов в БРИС: время формирования платежных документов по 100 тыс. лицевых счетов – 5-10 минут.
– Сбербанк реализует цифровые проекты не только в бизнесе, но и в социальной сфере. Какой из них сейчас наиболее актуален?
– Пандемия стала мощным триггером инноваций. Один из самых ярких примеров – Школьная цифровая платформа, разработанная Сбербанком. Пилот был запущен осенью 2019 года. Планировалось развивать его не спеша, но доработка платформы с учетом обстоятельств резко ускорилась – в результате за рекордные две недели с начала самоизоляции ее внедрили более чем в 2 тыс. школ 23 регионов России. Это позволило ребятам по всей стране не просто быстро вернуться к обучению, а получить доступ к контенту высокого качества.
Кроме того, по инициативе Сбербанка на территории России созданы летние Сберкампусы – это различные образовательные и творческие активности для детей рядом с домом. Программа уже успешно работает в Тамбовской, Белгородской, Воронежской и Липецкой областях.