Воронеж. 04.08.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – В июне этого года департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области возглавила Наталья Ветер, которая до этого руководила управлением экологии города. Надо отметить, что пост достался ей в непростое время – прошло всего полгода после старта в регионе полномасштабной реализации мусорной реформы, и этот процесс не обходится без сложностей. Однако сама Наталья Ветер уверена – все проблемы возможно решить, если сначала их глубоко изучить. О том, какие изменения нас ожидают в скором будущем в связи с реформой, какие сложности есть на пути запуска раздельного сбора отходов, а также почему в лесах лежат кучи мусора, выяснил «Абирег».
– Насколько, на ваш взгляд, население было готово к мусорной реформе?
– Мы давно готовились к нововведениям. Изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» были внесены еще в 2014 году, Но отдельные нормы вступили в силу только с начала прошлого года. На мой взгляд, как жителя города и как руководителя департамента, этот закон опоздал. Даже если бы он полностью вступил в силу шесть лет назад – это было бы отставанием. В самом Воронеже положение нельзя назвать запущенным, а вот на территории районов всё гораздо серьезнее. Сложная ситуация с замусоренностью пригородных лесов, с территориями, которые по той или иной причине оказались не востребованы ни у населения, ни у представителей бизнеса. Войдите в любую лесопосадку в радиусе 50 км от Воронежа – везде увидите одну и ту же картину. А всё дело в том, что система обращения с отходами, по моему мнению, должна была быть реформирована гораздо раньше 2014-го года.
– Вопрос повышения оплаты за вывоз ТКО можно назвать самым болезненным из тех, что возникли с начала реализации реформы. Сейчас некоторые региональные операторы начинают обращаться с исками в суды на злостных неплательщиков, а жители районов области, в свою очередь, утверждают, что свой мусор они утилизируют в хозяйстве и не нуждаются в услугах вывоза ТКО. Как вы относитесь к этому спору?
– В сельской местности отходы, которые невозможно скормить скоту, сжигают, но это чрезвычайно опасно, так как многие отходы выделяют токсичные и загрязняющие окружающую среду вещества. Да, я согласна – люди во многих отдаленных поселках привыкли именно таким образом поступать, но рано или поздно придется всё менять, ведь это неграмотный подход. И позиция населения в этих вопросах зависит напрямую от органов власти. Необходима методичная разъяснительная работа. Штрафные санкции применять еще рано, но надо идти по пути цивилизованных стран, перенимать опыт тех регионов, где уже давно существует система раздельного сбора мусора, и внедрять удачные решения.
– Ожидается ли строительство мусоросортировочных комплексов на территории области в ближайшие годы?
– У нас очень большие планы на этот счет. Уже заключены контракты на проектирование ряда таких объектов, причем это не только мусоросортировочные комплексы, но и современные полигоны для захоронения ТКО в нескольких районах. Сейчас проектирование ведется в Поворинском, Калачеевском, Грибановском, Бутурлиновском, Россошанском и Бобровском районах. Все эти объекты планируется запустить до 2023 года, и их работа (с учетом уже введенных в эксплуатацию МСК в Россошанском, Семилукском, Новоусманском, Поворинском районах) на 20-30% позволит снизить количество отходов, захораниваемых без переработки. С учетом того, что параллельно будет запущен раздельный сбор, то в целом, по предварительным расчетам, произойдет снижение антропогенной нагрузки на 40%.
– Какие вы видите слабые стороны у утвержденной территориальной схемы, которая сейчас является основным документом, регулирующим деятельность региональных операторов?
– Я считаю, что необходимо вносить изменения и сокращать транспортное плечо перевозки ТКО для операторов. В этом случае будет снижаться и тариф для населения. Также нужно прорабатывать этот вопрос за счет увеличения числа современных полигонов. Кроме этого, мы используем представленную законодательством возможность размещения ТКО на объектах, которые в свое время не были узаконены, но по согласованию с Минприроды России могут использоваться до 2023 года. Сейчас мы готовы к использованию таких объектов на территории Таловского и Калачеевского районов. Почему люди, проживающие на территории Павловского района, должны принимать на себя антропогенную нагрузку с другого района? Я прекрасно понимаю возмущение населения. Поэтому сейчас крайне важно стремиться организовать работу таким образом, чтобы никому не было за нее стыдно.
Наши планы позволят достичь некоторого «социального» равенства. Всего будет построено 22 новых полигона и 20 современных мусоросортировочных комплексов. Мы понимаем, что существующими мощностями объектов обращения с отходами мы обойтись не сможем, поэтому строим новые.
– Есть информация, что существующие полигоны значительно преувеличивают свою загруженность, согласны ли вы с этой оценкой?
– Я лично проинспектировала часть полигонов, администрация которых заявляла о переполненности. И был выявлен ряд нарушений. Отмечу, что есть установленные законом системы контроля наполняемости полигона. К примеру, один из них – весовой, однако не везде его осуществляют. Более того, на некоторых полигонах была обнаружена ненадлежащая эксплуатация, а также отсутствие уплотнения ТКО. Вы можете представить это на простом примере: возьмите пластиковую бутылку, если ее не сжать, то она займет одну десятую часть в мусорном ведре. Но насколько ситуация изменится, если ее сжать?
– Сейчас свалки, которые не смогли получить лицензию и работать в качестве полигонов, должны быть закрыты. Какая работа для этого была проведена?
– Все они на данный момент закрыты. Органы местного самоуправления обязаны их со временем ликвидировать. Однако сейчас Министерство природных ресурсов разрешило в рамках работы по подготовке и организации полигонов продолжать эксплуатацию свалок до 2023 года, но при соблюдении ряда условий: это наличие ограждения, освещения, шлагбаума, и мониторинговых скважин для контроля их состояния. Несколько районов в Воронежской области уже подали заявки. В случае положительного заключения Минприроды эти свалки будут внесены в территориальную схему, и мы сможем пересмотреть тарифы регоператора.
– Как вы считаете, почему в лесах и прибрежных зонах Воронежской области так много мусора?
– Это результат отсутствия воспитания у населения. Многие жители считают допустимым выбросить свой мусор в близлежащей лесополосе.
– Есть ли планы по организации дополнительных площадок для сбора ТКО на берегах водоемов, где много отдыхающих?
– Организация мест (площадок) накопления отходов лежит полностью на органах местного самоуправления. Что касается рек и других водоемов – есть места санкционированного отдыха у воды, они определены актами. На территории городского округа их девять. Практически в каждом райцентре, где есть водоем, организуют пляж с площадкой для сбора отходов.
– Как происходит уборка места незаконного скопления мусора?
– Как только региональный оператор выявляет незаконные свалки, он обращается с просьбой их устранить к собственнику земельного участка, а если это земля, собственность на которую не разграничена, – в органы местного самоуправления. Если в течение месяца этого не происходит, оператор обязан сделать это самостоятельно и выставить собственнику или органу местного самоуправления счет для оплаты понесенных затрат. Поэтому в интересах собственников земельных участков и органов местного самоуправления убрать свалку самостоятельно. В противном случае они должны будут оплатить услуги регионального оператора. Я думаю, это неплохой механизм.
– Как продвигается работа по раздельному сбору мусора?
– Я считаю, что люди готовы к раздельному сбору отходов. За первый месяц работы на новом посту я побывала в различных районах области, пообщалась с главами районов, и они подтвердили мое мнение на этот счет. Поэтому нет смысла тянуть. Мы планируем организовать раздельный сбор и отделять различные фракции – не только пластик. И нужно стремиться к тому, чтобы процесс и важность раздельного сбора были доступны и понятны каждому жителю. Кроме того, нужна система мотивации, чтобы подтолкнуть население к качественным изменениям. Но пока конкретные предложения по этому вопросу находятся в стадии разработки.
У нас уже есть опыт введения раздельного сбора на территория городского округа, и он произошел в инициативном порядке. Проект сбора фракций пластика в Воронеже исходил от общественного объединения, и изначально было установлено небольшое количество сеток для сбора. Однако на сегодняшний день порядка 80% всех контейнерных площадок города уже оснащены местами сбора пластика. Первое время туда бросали всё подряд, но постепенно, благодаря разъяснительной работе, жители научились пользоваться ими по назначению.
Я уверена, что и в районах области население готово, но у них просто нет возможности. Ведь раздельные отходы можно собирать только тогда, когда вам такую возможность предоставили в шаговой доступности. Сейчас нужно организовать подобные места и проводить серьезную разъяснительную работу, начиная с детских садов, для понимания маркировок на пластиковой таре и формирования привычки. Многие студенты нашего пединститута совместно с ВРОО «Центр экологической политики» участвуют в этом процессе. Уже было разработано огромное количество обучающих и образовательных программ.
– Можно ли сказать, что реформа движется «со скрипом»?
– Никому первые шаги не даются легко. Та титаническая работа, которая была проведена департаментом в части разработки территориальной схемы, заслуживает уважения. И неудивительно, что после запуска в ходе работы выявляются какие-то белые пятна. Не ошибается тот, кто ничего не делает.