Старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов специально для «Известий» – о стабильных результатах «Роснефти» на фоне мирового кризиса.
На фоне пандемии COVID-19 компания «Роснефть» показала высокую финансовую устойчивость и свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям, активно развивая наиболее перспективные направления производственной деятельности.
Несмотря на беспрецедентное падение спроса на нефть на мировом рынке и снижение нефтяных котировок, «Роснефть» по итогам I полугодия зафиксировала чистую прибыль в размере 43 млрд рублей (0,7 млрд долларов). Причем по итогам II-го квартала показатель чистой прибыли «Роснефти» оказался одним из самых высоких в отрасли. Большинство мировых мейджоров не смогли справиться с грузом навалившихся проблем и ушли в минус. К примеру, ВР получила убыток в 16,8 млрд долларов, ExxonMobil – 1,1 млрд, Chevron – 8,3 млрд, Shell – 18,1 млрд, Total – 8,4 млрд долларов. Ряд компаний, такие как ExxonMobil и Chevron, и вовсе установили собственные финансовые «антирекорды», продемонстрировав громадные убытки.
Более того, объем чистой прибыли «Роснефти» во II квартале в четыре с половиной раза превысил ожидания рынка. Так, согласно консенсус-прогнозу агентства «Интерфакс», чистая прибыль «Роснефти» за январь-июнь ожидалась на уровне 10,6 млрд рублей,а по факту она, напомню, достигла 43 млрд.
Аналогичную картину мы видим и по объему свободного денежного потока (СДП), который по итогам января-июня достиг 206 млрд рублей (3,4 млрд долларов). Здесь показатели «Роснефти» также оказались лучше, чем у конкурентов. Многие мейджоры, в отличие от «Роснефти», продемонстрировали отрицательные значения данного показателя. Более того, в абсолютном выражении СДП «Роснефти» по итогам июня превысил аналогичные показатели многих мировых лидеров отрасли: ExxonMobil, Chevron, BP, Equinor, Eni, Total.
Генерирование денежного потока позволило компании даже в таких непростых условиях своевременно и в полном объеме обслуживать свои долговые обязательства. В I полугодии сумма финансового долга и торговых обязательств сократилась на 4,3 млрд долларов или 5,3%. Объем доступных кредитных линий и ликвидных финансовых активов превышает сумму краткосрочного долга на 28%. В то же время у многих международных конкурентов долг существенно увеличился по сравнению с началом 2020 года. Среди таких компаний – Exxon (рост на 48,2%), Chevron (на 26,3%), Equinor (на 27,9%), Total (на 24,1%), Eni (на 17,2%), BP (на 10,1%).
Встает закономерный вопрос: за счет каких факторов «Роснефти» удалось добиться таких успехов, несмотря на крайне неблагоприятную внешнюю среду? Следует признать: результаты «Роснефти» на фоне пандемии полностью опровергают миф о якобы неэффективности ведущей российской нефтегазовой компании. В тяжелейших условиях компания продемонстрировала чрезвычайную гибкость и устойчивость, что можно объяснить лишь наличием крайне эффективной системы управления и разумной инвестиционной политики.
Во-первых, компания минимизировала неизбежные убытки, связанные с вынужденным сокращением добычи в рамках выполнения соглашения ОПЕК+. Для этого «Роснефть» использовала инструменты, успешно зарекомендовавшие себя в предыдущие периоды сокращения добычи: эффективное управление фондом скважин (включая ограничение дебитов без консервации скважин), оптимизация программы геолого-технических мероприятий на действующем фонде и т.д.
Во-вторых, компания сосредоточила свои усилия на новых проектах (так называемых гринфилдах), обещающих рост производственных и финансовых показателей в средне- и долгосрочной перспективе. Так, по итогам I полугодия компания на 9% увеличила добычу жидких углеводородов в рамках своих новых крупных проектов относительно аналогичного уровня 2019 года – до 9,67 млн тонн (393 тыс. барр. в сутки). При этом во II квартале добыча составила 4,61 млн тонн (375 тыс. барр. в сутки).
К примеру, в I полугодии добыча на месторождениях Эргинского кластера (Кондинское и Западно-Эргинское) была увеличена на 6% год к году и достигла 1,4 млн тонн. В ходе опытно-промышленной разработки Лодочного и Северо-Комсомольского месторождений добыча на них увеличилась на 65% по сравнению с уровнем I полугодия 2019 года, до 0,7 млн тонн.
В-третьих, компания традиционно делает ставку на новые эффективные технологии. В частности, приоритетом «Роснефти» является строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин, которые обеспечивают более эффективную разработку залежей и повышение нефтеотдачи пласта по сравнению с бурением наклонно-направленных скважин. В компании также создан сервис по комплексному выполнению транспортных услуг для проведения гидроразрыва пласта, что позволит снизить среднюю стоимость одной операции по подготовке скважины к ГРП на 7%. Подобные решения – прямой путь к повышению финансовой эффективности компании.
Очень важно подчеркнуть, что «Роснефть», вопреки крайне тяжелым внешним обстоятельствам (где к суровым климатическим условиям и инфраструктурным ограничениям добавился глобальный экономический кризис, вызванный пандемией) продолжает реализацию эпохального и крайне важного для всей страны проекта «Восток ойл». Напомню, он объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы и новые месторождения в Красноярском крае. Ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл» – более 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал поставки нефти с месторождений проекта оценивается году в 25 млн тонн в 2024 году, в 50 млн тонн 2027 году и в 115 млн тонн в 2030-м.
«Восток Ойл» может стать драйвером роста экономики России. По подсчетам Института прогнозирования РАН, ожидаемый экономический эффект проекта составляет 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций. Реализация проекта даст дополнительно 2% увеличения ВВП ежегодно.
В мае Игорь Сечин доложил президенту России о бурении поисково-разведочной скважины на Западно-Иркинском лицензионном участке проекта «Восток Ойл». И это, подчеркну, на фоне глобального кризиса в отрасли, когда большинство мейджоров вынуждены думать в основном о выживании в текущем моменте, а не о реализации перспективных высокоэффективных проектов.
Таким образом, результаты «Роснефти» по итогам I полугодия свидетельствуют как о финансовой и производственной устойчивости компании, так и о наличии у нее больших перспектив для дальнейшего развития.
Автор – старший аналитик WMT Consult.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Валерий Андрианов
Газета «Известия», 12:32, 14.08.2020