Количество бумажных денег выросло на фоне пандемии коронавируса, пишут «Известия».
Количество пятитысячных купюр в первом полугодии 2020-го увеличилось почти на 320 млн штук – это порядка 1,6 трлн рублей, показали расчеты «Известий» на основании данных ЦБ. Как сообщила пресс-служба регулятора, в целом объем дополнительного выпуска бумажных денег за шесть месяцев этого года составил 460 млн купюр. При этом в прошлом году было зафиксировано снижение количества банкнот на 100 млн. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, коронавирусный кризис, повышенный спрос бизнеса на наличность и отток средств со счетов граждан заставили ЦБ «допечатать» денег, чтобы стимулировать потребительский спрос. Однако в том, что большая часть эмиссии пришлась на пятитысячные купюры, которые традиционно воспринимаются как средство наличного накопления, специалисты видят определенный риск. Важно, подчеркивают они, чтобы население не перешло к забытому было способу хранения денег «под матрасами».
Спасительная печать
Коронавирусный кризис кардинально отличается от предыдущего финансового катаклизма. Касается это, в том числе, и наличного обращения. Для примера, в 2015 году, когда наблюдалось изъятие из оборота наличности на 317,1 млрд рублей, количество банкнот сократилось на 400 млн штук. В Центробанке тогда объясняли этот факт сокращением реальных располагаемых доходов населения и снижением потребительского спроса, что в итоге привело к изменению потребности в наличности.
В нынешнем году произошел обратный процесс. В первой половине 2020-го Центробанк допечатал 460 млн купюр, сообщили в пресс-службе регулятора. Причем, по расчетам «Известий», большая часть эмиссии – 320 млн штук – пришлась на самую крупную купюру в 5 тыс. рублей (около 1,6 трлн рублей). В связи с этим доля пятитысячной купюры в общем количестве бумажных денег выросла с 26% до 29%, а по сумме – с 77% до 78%.
Как показывают данные ЦБ, тенденция к сокращению количества бумажных денег в обращении, которая возобновилась в 2019-м после двухлетнего перерыва, прервалась в нынешнем году. Так, в 2019-м количество банкнот снизилось на 100 млн штук.
В Центробанке необходимость дополнительной эмиссии объясняют потребностями экономики, а также повышенным спросом на наличность со стороны бизнеса и граждан.
– Сейчас Банк России счел возможным увеличить долю наличных в обращении, чтобы стимулировать кредитование. Но, думается, что беспрецедентное квартальное сокращение экономики, риск возникновения нового банковского кризиса вынудили малый бизнес и граждан перейти на расчеты наличными, – полагает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.
Действительно, в первом полугодии 2020-го, по предварительной оценке Росстата, падение ВВП составило 8,5%. По мнению Константина Ордова, повышение спроса на наличность в такой ситуации может быть связан и с опасениями предпринимателей относительно роста «серой экономики».
Инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин также считает, что бизнесу наличные потребовались, в том числе, для «оптимизации». Другое дело – население, которое, начиная с марта снимало деньги, чтобы иметь их под рукой на период самоизоляции.
– Люди также тревожились, что их депозиты попадут под действие налога на доход, – уточнил он.
Разницу в спросе на наличность в 2015 году и сейчас во многом определило поведение населения в отношении вкладов, полагает доцент кафедры математических методов в экономике РЭУ им. Г.В. Плеханова Никита Моисеев.
– Тогда ставки были выше инфляции и было выгодно класть деньги на депозиты, – пояснил он. – Сейчас обещанная доходность в большинстве банков (у крупных кредитных организаций ставки опустились уже ниже 4%. – «Известия») не компенсирует даже инфляцию. И на фоне пандемии и введения налогов на депозиты произошел отток вкладов населения вследствие паники. Новые депозиты люди открывать не спешат.
Это подтверждается и статистикой ЦБ. Так, в июне средства населения на счетах увеличились на 585 млрд рублей (или на 1,9%), однако большая часть прироста была обусловлена «детскими» выплатами и остатками на счетах эскроу.
Как полагает Константин Ордов, время обратного движения денег на депозиты пока не пришло:
– Подобного режима изоляции в истории России не было еще, и многие перестраховываются на случай второй волны, чтобы иметь возможность обеспечить себя товарами первой необходимости не зависимо от работоспособности банков и их сервисов.
Мимо кассы
Именно в увеличении объема наличных на фоне осторожного инвестиционного поведения населения эксперты и видят определенный риск. Новая эмиссия, по их мнению, может осесть «под матрасами». Особенно с учетом того, что большая часть дополнительного выпуска пришлась именно на пятитысячные банкноты, которые традиционно рассматривались в качестве удобного средства для «домашнего хранения». А, значит, есть вероятность, что эти деньги не будут стимулировать спрос и восстановление экономики.
С учетом роста доли безналичных платежей вряд ли люди запасали купюры такого высокого номинала, чтобы расплачиваться, отметил Александр Бахтин. По его словам, хранение дома нельзя назвать разумным инвестиционным поведением.
– Если граждан не устраивают ставки по депозитам, то можно подумать о других финансовых инструментах, – предложил представитель «БКС Премьер».
Никита Моисеев из университета Плеханова считает, что часть денег, конечно, могла осесть в домах граждан, но помимо этого они еще и начали активнее вкладываться в фондовый рынок.
– Вероятно, что уже в ближайшее месяцы мы опять увидим снижение наличных денег в обороте, плюс фондовый рынок покажет уверенный рост, поскольку в условиях беспрецедентно низких процентных ставок люди будут искать другие инструменты получения дохода с капитала, – прогнозирует эксперт.
По мнению Константина Ордова, объем наличных снизится по мере восстановления экономики и доверия к банковскому сектору.
– У ЦБ РФ есть эффективные инструменты для управления ликвидностью в экономике, но главная задача сейчас – создать благоприятные условия для выхода из кризиса, – считает он. – В этой связи эмиссия наличных может немного снять напряжение в малом бизнесе и простимулировать оживление сферы потребительских услуг.
Но как только фискальная функция государства снова станет приоритетной, доля наличных станет очень быстро сокращаться, уточнил эксперт.
Анна Каледина
Газета «Известия», 00:01, 17.08.2020