В кредитных организациях считают, что реабилитировать клиентов из черных списков можно в два раза быстрее – за 15 дней, пишут «Известия».
Центробанк прорабатывает вопрос ощутимого ускорения реабилитации клиентов – исключения из черных списков и разблокировки их счетов, замороженных по «антиотмывочному» закону. Об этом «Известиям» рассказали в регуляторе. Процедуру можно провести как минимум в два раза быстрее – за 15 рабочих дней вместо 30 без потерь эффективности, заявили «Известиям» в крупных банках. Их представители пояснили, что для бизнеса каждый день простоя несет убытки, а физлицам могут начисляться штрафы и пени за неоплаченные вовремя кредиты. В то же время чрезмерное сокращение максимальных сроков на разблокировку может привести к повторному поспешному отказу банков.
Двукратное ускорение
Банк России планирует сократить максимальные сроки реабилитации клиентов, попавших в так называемый черный список, – этот вопрос сейчас прорабатывается совместно с заинтересованными госорганами, уточнили в ЦБ. Включение в число неблагонадежных пользователей накладывает ограничения на их доступ к финансовым услугам, в том числе блокировку счета.
В регуляторе, впрочем, отметили, что важно сохранить эффективность уже действующего механизма «обеления» – фактически признания клиентов невиновными и восстановления их в доступе к банковским услугам. С момента запуска опции по реабилитации банки аннулировали свыше 53 тыс. отказов, а из блэклиста были исключены более 24 тыс. клиентов, уточнили в ЦБ.
Статистику по нарушениям «антиотмывочного» законодательства ведет Росфинмониторинг. В службе оперативно не ответили на запрос «Известий» о числе блокировок и отказов в обслуживании в 2020 году. По последней доступной информации, с этим столкнулось не менее 750 тыс. предпринимателей. В сентябре 2019-го об этом сообщало Минэкономразвития.
Не переборщить
Кредитная организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы и сведения об обжаловании отказа банка в течение 10 дней, напомнили в ЦБ. После этого финансовое учреждение должно или сообщить клиенту об устранении оснований, по которым ранее был вынесен отказ, или о невозможности их устранения.
– Впоследствии клиент может обратиться по этому вопросу в межведомственную комиссию при Банке России. Общий срок рассмотрения заявления, документов и сведений на этом этапе не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения клиента, – подчеркнули в Банке России.
Время рассмотрения запроса на разблокировку операции или опротестование отказа в заключении договора следует сократить в два раза – до 15 рабочих дней, заявили «Известиям» в БКС Банке. Организация уже подготовила такое предложение для рассмотрения в Центральном банке. Установленные сейчас сроки слишком долгие и не пересматривались со времени ввода процедуры реабилитации, напомнили в БКС Банке. В кредитной организации добавили: для бизнеса каждый день простоя может нести колоссальные убытки, а физлицам могут начисляться пени и штрафы за просрочку платежей.
Банк «Зенит» поддерживает инициативу сокращения сроков разблокировки счетов, заявила «Известиям» начальник департамента финансового мониторинга кредитной организации Людмила Соколова. Она отметила, что задержка платежа, даже в один час, негативно сказывается на деятельности клиента. По мнению Людмилы Соколовой, время анализа предоставленных гражданами сведений можно сократить и до трех дней.
Три рабочих дня в среднем длится углубленная проверка при апелляциях клиента. Если необходимо запрашивать дополнительные документы, то процедура займет пять рабочих дней, оценили в Промсвязьбанке. Там подчеркнули, что законодательное уменьшение сроков в два раза повысит эффективность существующего процесса.
– В то же время еще большее сокращение отведенного времени может привести к снижению качества углубленных проверок. Установление же пятидневного срока анализа материалов в межведомственной комиссии также может обернуться ухудшением ситуации, – опасаются в Промсвязьбанке.
Необоснованно короткое время на рассмотрение документов способно привести к формальным отказам из-за невозможности качественно проанализировать предоставленную информацию, согласны в Альфа-Банке.
Пока каждая финансовая организация сама устанавливает внутренние правила по реабилитации. С точки зрения важности этого момента для клиентов банка сокращение любых сроков может быть элементом конкурентного преимущества тех или иных кредитных организаций, считает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
В «антиотмывочном» законе используются очень обтекаемые формулировки, согласно которым «подозрительной» может показаться практически любая операция, отметил ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. Он уточнил, что к ним относятся абсолютно все трансакции свыше 600 тыс. рублей, сделки с недвижимостью более чем на 3 млн рублей, а также поступления из-за границы, превышающие 100 тыс. рублей.
– У банков есть право блокировать и более мелкие операции, если они не типичны для рода деятельности организации или если характер трансакций не предполагает очевидной финансовой выгоды. А также в законе есть самая расплывчатая формулировка из всех возможных: «операция содержит иные признаки, дающие основание полагать, что она связана с терроризмом, отмыванием доходов», – отметил Павел Уткин.
По его словам, часто банки, боясь штрафов от регулятора, на всякий случай блокируют всё, а потом уже начинают разбираться с теми клиентами, которые предъявляют претензии.
Справка
При открытии счета новому клиенту банки обязаны проверять граждан и их операции на соответствие «антиотмывочному» закону. При возникновении подозрений россиянам отказывают в обслуживании или блокируют отдельные операции. Тогда данные о гражданине отправляются в Банк России и вносятся в черный список. Для исключения из него и получения финансовой услуги клиенту нужно пройти процедуру реабилитации.
Наталья Ильина
Газета «Известия», 00:01, 20.08.2020