Речь о смартфонах, косметике и нижнем белье без брака, пишут «Известия».
Бизнес хочет запретить россиянам возвращать в семидневный срок купленные через интернет товары. Речь идет о смартфонах, косметике, нижнем белье и сложной бытовой технике без брака и изъянов. Сейчас подобный запрет действует только для стационарной розницы. Онлайн просит Минпромторг уравнять правила продажи товаров в интернете с нормами, актуальными для обычных магазинов, рассказали «Известиям» в комитете Торгово-промышленной палаты (ТПП) по электронной коммерции. Министерство уже готовит новый нормативный акт, который определит отношения между потребителем и продавцом в сети, работа идет в рамках «регуляторной гильотины». По мнению экспертов, покупатели не имеют возможности увидеть товар вживую при покупке в интернете, поэтому у них должно сохраниться право вернуть то, что не подошло.
Раз и навсегда
С 1 января 2021 года утратят силу «Правила продажи товаров дистанционным способом». На замену им Минпромторг разрабатывает новый нормативно-правовой акт, который определит отношения между покупателем и реализатором. Ведомство разослало онлайн-рознице и профильным объединениям письмо с просьбой высказать свои предложения, отмечено в документе Минпромторга, с которым ознакомились «Известия».
Как рассказали «Известиям» в комитете ТПП по электронной коммерции, онлайн-торговля выступает за то, чтобы уравнять ее в правах со стационарной розницей. То есть запретить гражданам сдавать товары, которые признаны невозвратными для обычной торговли. Речь идет о продукции без изъяна и брака: мобильных телефонах, нижнем белье, парфюмерно-косметических товарах, предметах личной гигиены и бытовой химии. Перечень утвержден специальным постановлением правительства. Комитет в ближайшие дни направит свои предложения в Минпромторг в официальном порядке, уточнил его председатель Алексей Федоров.
Он напомнил, что сейчас покупатель имеет право вернуть продавцу бракованный товар в течение семи дней, сказано в законе о защите прав потребителей. Также продукцию можно обменять на аналогичную, если она не подошла по фасону, размерам, габаритам – на это отводится 14 дней. Хотя эта норма касается не всех товаров, есть уже названные исключения. Качественные мобильные телефоны, нижнее белье, парфюмерию, косметику, предметы личной гигиены и бытовую химию можно купить раз и навсегда – без права возврата.
Но такие условия актуальны лишь для стационарной розницы – «Правила продажи товаров дистанционным способом» не предусматривают никаких исключений для сдачи покупок без брака. Юридически потребители могут возвращать онлайн-продавцу все наименования продукции (если это не лекарственные препараты, которые допустили к реализации в 2020 году) в течение семи дней при сохранении товарного вида. Например, можно отказаться от уже купленного шампуня, при этом ритейлер не имеет права продать его снова – по сути, он уже был в употреблении, рассказал «Известиям» источник в одной из компаний. Аналогичная ситуация и в случае с нижним бельем, которое покупатели возвращают – его уже невозможно реализовать, уточнили «Известиям» в комитете ТПП.
В Роспотребнадзоре «Известиям» сказали, что проект нормативного акта в службу официально не поступал. В пресс-службе Минпромторга уточнили, что не получали обращения бизнеса. В Ассоциации компаний интернет-торговли отказались от комментариев.
Преимущество интернета
В Wildberries осуществляют возврат согласно действующему законодательству, сказали «Известиям» в пресс-службе компании. Плюс к этому платформа по своей инициативе увеличила срок для сдачи товаров до 21 дня.
Коммерческий директор онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок» Елена Матвеева сказала «Известиям», что компания принимает непродовольственные товары надлежащего качества в течение семи дней с момента покупки, не требуя объяснения причин, при соблюдении нескольких стандартных условий. Например, когда товар не был в употреблении, сохранен его первоначальный вид, ярлыки, кассовый или товарный чек, если комплектация и упаковка не повреждены, а также если он не относится к исключениям.
В пресс-службе «Утконос-онлайн» отметили, что в практике сети единичные случаи возврата непродовольственных товаров надлежащего качества.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ подчеркнул «Известиям», что действующее регулирование дает право возвратить товары надлежащего качества только тем потребителям, которые купили их в онлайне.
– Такая привилегия была установлена законодателем еще 28 лет назад, чтобы стимулировать дистанционные продажи. Тогда они осуществлялись в основном после ознакомления покупателей с каталогами, проспектами и буклетами, а также посредством телевизионных «магазинов на диване», – сказал он. – Тем самым снижалась нагрузка на традиционную торговлю, мощности которой в то время заметно отставали от потребительского спроса.
Остальные покупатели вправе лишь обменять товар, не подошедший им по размеру, расцветке, габаритам, форме или комплектации, на аналогичный, более им подходящий. И не всё можно сдать, подчеркнул он. Петр Шелищ считает, что предложение ТПП противоречит установленному законодательству и интересам всей отрасли интернет-торговли: легкость оперативного возврата способствует ее бурному росту.
Кроме того, он отметил, что, приобретая товар в интернете, покупатели не имеют возможности его увидеть вживую, поэтому у них должно сохраниться право вернуть то, что не подошло.
Впрочем, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов поддерживает инициативу коллег: отсутствие перечня невозвратных товаров надлежащего качества в онлайн-торговле – актуальная проблема.
– Покупатель открыл книгу, и уже после этого она фактически потеряла товарный вид, но ритейлер всё равно должен принять обратно продукцию у потребителя и попытаться ее перепродать, – сказал он. – В целом у компаний небольшой процент возврата, в зависимости от категорий он колеблется от 3 до 15%.
Эксперт подчеркнул, что онлайн-торговля в результате такого положения не несет дополнительных убытков: возможные потери компании «зашивают» в цену продукции. Но в итоге ее стоимость сопоставима с аналогичной в обычной рознице, хотя операционные процессы и расходы у ритейлеров разные.
Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:01, 27.08.2020