Тамбов. 11.09.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Новые экономические реалии 2020 года, вызванные пандемией, закрытием границ и снижением активности в ряде отраслей, не помешали тамбовским экспортерам увеличить объемы поставок на внешний рынок. Вопреки вирусным катаклизмам и непредсказуемости экономики предприятия региона в разы превысили показатели по сравнению с прошлым годом. Подробнее о том, как им это удалось, в материале «Абирега».
По данным администрации Тамбовской области, в 2019 году внешнеторговый оборот региона составил порядка 465 млн долларов США. Это на 10% больше, чем в 2018 году. А за последние полгода показатели превысили аналогичный период 2019-го. В частности, экспорт в I полугодии текущего года вырос в 2,2 раза, а рост внешнеторгового оборота составил 148%. Для примера: за весь 2019 год товарооборот составил 465,1 млн долларов, а экспорт – 226,1 млн долларов. В 2020 году по итогам 6 месяцев товарооборот вышел уже на 314,0 млн долларов, а экспорт – на 212,6 млн долларов
Специалисты управления регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности области объясняют столь существенное увеличение стоимостных объемов экспорта возросшими объемами экспортных поставок по товарной группе «Продовольственные товары и сырье» – на 122,1 млн долларов США. Согласно таможенной статистике, Тамбовская область, а точнее тамбовские предприятия, сейчас ведут внешнюю торговлю с 80 странами мира.
Экспорт по нацпроекту
Увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме внешней торговли – одна из главных задач не только для региона, но и для страны в целом, поскольку это позволяет активно развиваться экономике, ее отдельным отраслям и приносить маржинальность бизнесу и более значительные доходы в бюджеты.
О необходимости создания благоприятных условий для экспортно ориентированных компаний неоднократно говорил президент Владимир Путин. И именно увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности и АПК закреплено в качестве ключевой цели национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который реализуется в стране. Нацпроект призван удвоить к 2024 году показатели несырьевого экспорта из России до 250 млрд долларов США, а экспорт услуг нарастить до 100 млрд долларов.
Похоже, что Тамбовская область успешно выполняет поставленную главой государства задачу. По итогам первого полугодия 2020 года доля несырьевых товаров в экспорте региона составила более 99,9%. В областной администрации также подчеркивают, что доля региона в российском экспорте увеличилась в три раза по сравнению с прошлогодними показателями.
По данным управления регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности, за шесть месяцев текущего года доходы от реализации за рубеж продовольственных товаров и неэнергетического сырья составили 183,8 млн долларов США. 15,2 млн долларов поступили от реализации продукции химической промышленности и каучука. 5,2 млн долларов принесла машиностроительная продукция и 6,4 млн долларов – прочие товары. При этом наибольшая доля экспорта региона приходится на продукцию таких компаний, как ПАО «Пигмент», АО «Тамбовская индейка», ООО «Тамбовский бекон» АО «Избердеевский элеватор», ООО «Русагро-Тамбов», ООО «Кристалл», АО «ТАМАК».
Испытания пандемией
Весной текущего года экспортеры оказались в сложных условиях, которые были вызваны пандемией и ее экономическими последствиями. В результате введения карантина в целом ряде государств произошел разрыв внешнеторговых цепочек. В частности, предприниматели столкнулись с односторонними отказами иностранных партнеров от заключения контрактов, перебоями поставок импортного сырья и материалов из-за закрытия границ, отменой авиаперевозок, значительным ростом цен на автомобильный транспорт, а также отменой запланированных международных мероприятий, которые позволяют экспортерам презентовать свою продукцию, находить новых партнеров и заключать экспортные контракты.
Чтобы предприятия, работающие на внешнем рынке, не оказались со своими проблемами один на один, Российский экспортный центр весной создал Антикризисный штаб, который постоянно мониторит ситуацию и оказывает необходимые консультации и поддержку бизнесу. В Тамбовской области такую функцию взяли на себя Центр поддержки экспорта и Управление регионального развития. Региональные кураторы экспортной деятельности подчеркивают, что слаженная антикризисная коммуникация с местным бизнес-сообществом помогает оперативно решать возникающие проблемы экспортеров. Специалисты заявляют, что наиболее острые вопросы уже сняты, а бизнес адаптировался к текущим реалиям.
Ставка на МСП
Как подчеркивают в администрации Тамбовской области, крупный бизнес априори активно участвует во внешнеэкономической деятельности и пользуется услугами Российского центра поддержки экспорта, поэтому основными драйверами роста регионального экспорта призваны стать субъекты малого и среднего бизнеса. Именно они являются основными получателями услуг Центра поддержки экспорта Тамбовской области (ЦПЭ). Центр был создан в 2017 году по инициативе губернатора Александра Никитина для оказания всестороннего содействия субъектам МСП в части экспортной деятельности. Сейчас ЦПЭ оказывает более 50 различных услуг для бизнеса.
Так, в I полугодии, несмотря на сложную ситуацию, связанную с пандемией, сотрудниками ЦПЭ было организовано участие предпринимателей в международных бизнес-миссиях – в Монголию и Азербайджан, а также участие в международных выставках, таких как СНОСОА в Нидерландах, CJF – Детская мода – 2020 и Премьера моды в Москве – 2020, Продэкспо – 2020 и др.
По данным регионального Центра поддержки экспорта, за 6 месяцев текущего года ЦПЭ оказал поддержку 77 субъектам МСП Тамбовской области. В частности, благодаря содействию ЦПЭ экспортные контракты с иностранными контрагентами заключили семь тамбовских предпринимателей, из них два – посредством размещения на электронных торговых площадках. С развитием дистанционных продаж такой формат внешней торговли становится всё более эффективным. Для примера: 12 субъектов МСП размещены на электронных торговых площадках Alibaba, All.biz, eBay.com, Etsy (ИТСИ), Europages.
Кроме того, тамбовский Центр поддержки экспорта выступает в качестве регионального оператора образовательных программ Школы экспорта РЭЦ, организует обучение основам экспортной деятельности для субъектов из числа малого и среднего предпринимательства.
На данный момент результатом деятельности ЦПЭ в регионе является солидный список реализованных мероприятий, учитывая, что центр создан всего 3 года назад. В их числе – 55 обученных субъектов МСП по программе «Школа экспорта АО РЭЦ», поддержка 152 предпринимателей, организация четырех международных бизнес-миссий, привлечение сторонних отраслевых экспертов по тематике внешнеэкономической деятельности для 20 тамбовских экспортеров, подготовка и перевод презентационных материалов на иностранные языки семи субъектам МСП. В результате комплексной работы бизнеса с ЦПЭ 16 малых и средних предприятий области заключили 27 экспортных контрактов с иностранными контрагентами.
Для наращивания экспортного потенциала региона Центром поддержки экспорта и Тамбовской областной торгово-промышленной палатой второй год подряд издается каталог экспортно ориентированных предприятий области. В этом году в него вошли 130 тамбовских товаропроизводителей. Издание призвано информировать потенциальных партнеров за рубежом о представителях тамбовского бизнеса, в частности, в ходе проведения бизнес-миссий, презентаций российских компаний и т.д. Такая деятельность позволяет иностранным предприятиям быстрее находить партнеров среди тамбовских экспортеров и заключать контракты.
Стандарт на экспорт
В июле текущего года федеральный проектный комитет Российского экспортного центра утвердил обновленную версию Регионального экспортного стандарта 2.0, который помогает органам власти и институтам развития бизнеса наладить работу с предприятиями-экспортерами и обеспечить их успешный выход на международный рынок. Цель Регионального экспортного стандарта – организация региональной политики в части поддержки развития экспортной деятельности и, как результат, увеличение числа экспортеров, а также объема экспортной продукции.
В Тамбовской области Региональный экспортный стандарт 2.0 будет внедрен в 2021 году. В результате его внедрения и реализации к 2024 году регион намерен обеспечить прирост компаний-экспортеров на 100%. В администрации области подчеркивают, что ряд положений стандарта в регионе уже внедрен – создан Центр поддержки экспорта, сформирована и актуализируется база экспортеров и база потенциальных экспортеров, обеспечен доступ к необходимым мерам поддержки экспортной деятельности, проводится обучение субъектов предпринимательства основам экспортной деятельности и т. д. А развитие экспорта, в том числе экспорта услуг, закреплено в документах стратегического планирования в качестве приоритетных направлений экономической политики Тамбовской области.
Амбициозные планы
Стратегические планы администрации региона соответствуют федеральным профильным нацпроектам и программам. В частности, для достижения показателей нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» тамбовскими специалистами разработаны и утверждены паспорта четырех региональных проектов: «Промышленного экспорта», «Экспорта продукции АПК», «Экспорта услуг» и «Системных мер развития международной кооперации и экспорта». Согласно этим документам, реализация запланированных мероприятий к 2024 году увеличит объем тамбовского экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров до уровня 108 млн долларов США. Рост экспорта продукции АПК будет доведен до 252 млн долларов США, объем экспорта услуг поднимется до 20,5 млн долларов США, а также в два раза увеличится количество предприятий-экспортеров из числа МСП.
В приоритете региональной экспортной политики также значатся популяризация экспортной деятельности и расширение географии присутствия Тамбовской области на зарубежных рынках. Судя по достигнутым регионом результатам, можно не сомневаться, что эти амбициозные планы с успехом претворятся в жизнь.