WorldClass

22 сентября 2024, 05:03
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

В ЗАСАДЕ.РУ // «Барыги» и «тамоШенники» против интернет-торговли

26.03.2010 11:52
Скандальная ситуация, связанная с массовыми задержками на российской таможне купленных из-за рубежа через интернет товаров для частных лиц продолжает развиваться. Из-за неожиданного маниакального обострения бдительности российских таможенников, буквально за последний месяц, Россия выставила себя на посмешище в глазах зарубежных магазинов и аукционов, осуществляющих торговлю через интернет. Иван кивает на Фому Проблемы с международными посылками возникли примерно после нового года, и достигли своего пика в конце февраля – начале марта.

Скандальная ситуация, связанная с массовыми задержками на российской таможне купленных из-за рубежа через интернет товаров для частных лиц продолжает развиваться. Из-за неожиданного маниакального обострения бдительности российских таможенников, буквально за последний месяц, Россия выставила себя на посмешище в глазах зарубежных магазинов и аукционов, осуществляющих торговлю через интернет.

Иван кивает на Фому

Проблемы с международными посылками возникли примерно после нового года, и достигли своего пика в конце февраля – начале марта. В настоящее время на таможне скопилось около сотни тысяч посылок. Все участники этого процесса – Федеральная таможенная служба, ФГУП «Почта России», службы быстрой доставки – обвиняют в сложившейся ситуации друг друга, обещают в ближайшее время договориться на «самом высоком уровне», однако пока все остается на своих местах.
Из-за российской таможенной неразберихи некоторые популярные зарубежные интернет-магазины стали отказываться отправлять товары в Россию. Дело в том, что по условиям интернет-торговли, продавец обязан вернуть покупателю деньги, если последний не получит товар в течение 45 дней. Для многих, скопившихся на таможенных терминалах посылок, этот срок уже превышен в полтора раза. Дело дошло до того, что недавно российское отделение службы быстрой доставки DHL приостановило прием грузов, которые требуют таможенного оформления в Москве.

Сотрудники DHL сообщили редакции «В ЗАСАДЕ.РУ», что задержки посылок связаны с усилением контроля со стороны таможни и с изменением условий прохождений низкостоимостных товаров. При этом просьба сослаться на какой-то официальный таможенный документ вызвала в DHL растерянность. Оказалось, что все требования таможни носят устный характер и какими-либо изменениями в таможенном законодательстве не сопровождаются. Здесь как всегда сказался привычный российский страх перед фискальными органами. Даже представители международных компаний вместо того, чтобы решать проблемы цивилизованным юридическим путем (то есть, через суд), в России пытаются «договариваться». «Восток – дело тонкое».

Таможня не отдает добро

Чтобы разбираться дальше, для начала надо пояснить фразу об «условиях прохождения низкостоимостных товаров». Дело в том, что согласно законодательству, товары из-за рубежа, декларированная стоимость которых не превышает 10 тыс. рублей при доставке через «Почту России», и 5 тыс. рублей при доставке через экспресс-перевозчиков типа DHL и UPS, проходят таможню без оформления документов и уплаты таможенной пошлины. Согласно информации, полученной нами от DHL Express, в середине февраля Центральное таможенное управление стало проявлять повышенное внимание к таким посылкам и без всякого законного на то основания, требовать их полного таможенного оформления. И, хотя при этом таможенная пошлина с таких посылок все равно не взыскивается, сроки их прохождения через таможню увеличились на порядок (sic!).

Все это прибавило проблем не только получателям посылок, но и самим службам экспресс-доставки. Дело в том, что обычно при прохождении товаров без таможенного оформления, услуг таможенных брокеров не требуется. Теперь же каждый получатель низкостоимостной посылки должен заключать с таможенным брокером – сотрудником службы экспресс-доставки – отдельный договор. Такая работа брокера должна оплачиваться. Но пикантность ситуации в том, что те же DHL не имеют права брать деньги за таможенное оформление, если стоимость посылки не превышает 5 тыс. рублей. Отдельные попытки «диэйчелевцев» в конце февраля – начале марта нарушить это правило, привели к такому взрыву негодования у получателей, что руководство российского отделения DHL поторопилось немедленно «отыграть назад», и заявило, что в таких случаях таможенный брокер будет проводить оформление бесплатно. С точки зрения получателей посылок это правильно. Однако оплачивать работу брокеру кто-то должен. Эта обязанность легла на плечи служб экспресс-доставки, что сильно увеличило их затраты. Как стало известно редакции «В ЗАСАДЕ.РУ», некоторые таможенные брокеры, работающие в штате DHL, в связи с создавшейся ситуацией поспешили либо уволиться, либо перевестись в другие отделы фирмы.

«Почта России», на которую таможня в самом начале пыталась свалить вину за создавшуюся ситуацию, оправдывается тем, что «за первые два месяца 2010 г. число международных посылок и пакетов, принятых «Почтой», выросло на 70-90% по сравнению с прошлым годом». Действительно, в 2009 году, несмотря на кризис, оборот интернет-торговли в России вырос на 20 процентов и оценивался в абсолютных суммах в 150 миллиардов рублей. Однако экспресс-перевозчики утверждают, что объемы в 2010 году выше, чем в прошлом, но не выше, чем в позапрошлом – 2008 году. Так что, на самом деле все это выглядит как отговорки.

Наиболее слабыми и подозрительными во всем этом выглядят позиции таможенников. Почему слабыми? Ну, во-первых, потому что официально дающие комментарии сотрудники российских таможенных органов просто не знают своих собственных законов. Например, давая комментарий радиостанции «Бизнес ФМ», начальник отдела ФТС Олег Ашурков, курирующий вопросы защиты интеллектуальной собственности, заявил буквально следующее: «Если товаров ввезено на сумму более 100 долларов, то надо платить пошлину». То есть, из слов таможенника создается впечатление, что доллар теперь в России стоит 50, а то и 100 рублей. Другой вариант – г-н Ашурков просто не в курсе минимальных «беспошлинных» норм в 5000 и, соответственно, в 10000 рублей. То есть, возможно, ему нужно подарить Таможенный Кодекс и научить читать. Во-вторых, подобное резкое усиление пристрастности таможенников к товарам, купленным частными лицами через интернет, уже пару лет назад было. Тогда это совпало с громкими жалобами отечественных ритейлеров на то, что интернет-торговля сильно ударила по их карману. Суммы убытков назывались огромные. Например, за 2007 год – аж 5 млрд. долларов США.

Джинсовая бухгалтерия

И вот тут возникает интересный вопрос. Если весь рынок интернет-торговли в России оценивается в 150 млрд. рублей, откуда взялись убытки, подозрительно совпадающие с этой суммой (сравните – 5 млрд. долларов и 150 млрд. рублей)? Получается, что российские торговые сети в принципе выступают против интернет-торговли с зарубежными магазинами? Вопрос риторический. Потому что ответ очевиден: да, выступают. Потому что любому человеку, хоть раз покупавшему товары за рубежом, понятно, что российские торговцы завышают эти цены в два, а то и в три раза. Даже стоимость экспресс-доставки из зарубежных магазинов российскому покупателю максимум увеличивает каталожную стоимость этих товаров на 50%, а то и меньше.

Яркий пример – магазины, расположенные в недавно выстроенном гламурном воронежском торгово-развлекательном центре «Галерея Чижова». Джинсы, стоимость которых в Европе не превышает 50 евро, а, например, в американском интернет-магазине Sheplers - 40 долларов, в бутиках, расположенных в «Галерее Чижова», стоят от 4 до 6 тысяч рублей. Расчет элементарен. Джинсы Levi’s американского производства в интернет-магазине стоят 40 долларов. Посылка с четырьмя парами джинсов (ну, например, две пары женских, две мужских) будет стоить 160 долларов плюс примерно 70 долларов за саму экспресс-доставку. Таможенной пошлиной такая посылка не должна облагаться. Итого – 4 пары джинсов за 230 долларов (менее 7 тысяч рублей). Сколько потеряет русский ритейлер, если вы купите эти джинсы не у него, а в интернет-магазине? То-то!

«Крокодиловы слезы» русских торговцев

Так вот, как это было два года назад, так и сейчас, возникает четкое ощущение, что действия таможни подозрительно согласованы с «плачем Ярославны» русских торговых сетей. Нет, мы, конечно, не ловили за руку таможенников, получающих взятки от отечественных зажравшихся ритейлеров. Но в том, что какое-то лоббирование происходит, у нас никаких сомнений нет. По всей видимости, навязшая в зубах «поддержка отечественного производителя» плавно перекинулась и на «поддержку отечественного барыги». Почему «барыги», а не торговца? Да все просто. Потому что 100-200% прибыль по сравнению с цивилизованной 10-20% - это как раз и есть «барышничество» по сравнению с цивилизованным бизнесом. Так что, получается, что таможня стала просто-напросто орудием охамевших в своей жадности российских торговцев.

... А тем временем, назначенный на 16 марта официальный запуск российской версии крупнейшего в мире интернет-аукциона eBay, был осуществлен только 25 марта. Российские СМИ приводят многочисленные высказывания экспертов, полагающих, что при пролонгации негативных тенденций на российской таможне, eBay вообще откажутся от сотрудничества с Россией. Это, конечно, не может не радовать руководителей российских торговых сетей.

Отдел расследований "В ЗАСАДЕ.РУ", 26.03.2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0