На решение регулятора повлияли курс валют и финансовое поведение граждан, пишут «Известия».
В пятницу совет директоров Банка России решил сохранить ключевую ставку на действующем уровне – 4,25%, тем самым прервав длительный раунд по смягчению денежно-кредитной политики. Однако этот шаг не означает переломный этап перед переходом на жесткую ДКП, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Просто темпы роста цен оказались выше ожидаемых из-за существенного ослабления рубля и восстановления потребительского спроса со стороны населения. Кроме того, граждане на фоне снижения ставок разочаровались в депозитах, предпочитая наличные или инструменты финансового рынка. Все эти факторы заставили ЦБ притормозить, взять паузу и более глубоко изучить влияние своих предыдущих решений на цены.
Пропустили ход
Решение Центробанка о сохранении ставки не стало сюрпризом для экспертов. Чуть более недели назад на презентации основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) представители ЦБ прямо говорили о возвращении в перспективе к уровню нейтральной ставки (5-6%). Таким образом, регулятор непрозрачно намекал, что мягкая политика имеет свои пределы, за которые он не собирается переходить. Тем более что и падение экономики оказалось не таким сильным, как ожидалось.
Кроме того, регулятор пояснил свое решение тем, что темпы роста цен в последние месяцы оказались несколько выше ожиданий, это связано с восстановлением потребительского спроса после периода самоизоляции, а также с ослаблением рубля.
Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что ЦБ проявил излишнюю осторожность, взяв паузу в череде снижения ставок. По их мнению, регулятор слишком сконцентрировал свои усилия на инфляции.
– Центробанк сохраняет восприятие инфляции как главного зла, что противоречит современным трендам, например, политике Федрезерва США, – полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
С ним согласен управляющий активами БКС Андрей Русецкий, который отметил, что сохраняет ожидания по снижению ставки на 0,25% до конца года.
– Экономике объективно нужен стимул для дальнейшего восстановления, и ЦБ может отойти от ортодоксальной политики по таргетированию инфляции и сосредоточиться на безработице и экономическом росте, – пояснил свою позицию эксперт.
Он также ссылается на то, что инфляция в мировом масштабе остается подавленной. Например, по десяти крупнейшим развивающимся экономикам она составляет 3,2%, что значительно ниже уровня (4%) за последние восемь лет.
– В развитых странах инфляция также остается подавленной и находится на уровнях ниже целевых. Таким образом, мировая политика центробанков нацелена на смягчение и стимулирование роста занятости. Исходя из данных условий, ЦБ имеет возможность еще снизить ключевую ставку, – уточнил эксперт.
Чего в принципе регулятор не отрицает. В пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что пока нет точного ориентира по времени начала ужесточения ДКП. Она также сказала, отвечая на вопрос «Известий», что все центробанки стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП, таргетируют ценовую стабильность, хотя некоторые имеют двойной мандат, например, и на уровень занятости.
Ставка курс бережет
Если решение по ставке ожидалось, то заявление Центробанка по его поводу содержало много любопытных моментов. Например, акцент в том числе был сделан на ослаблении курса рубля в результате, как отмечается в релизе регулятора, «общего повышения волатильности на мировых рынках и усиления геополитических рисков». Хотя на стоимость национальной валюты влияют и другие факторы, без которых, как оценили в БКС, курс, исходя из цены на нефть, должен находиться на отметке 69 рублей за доллар.
– Основные причины не снижать ставку – движения курса рубля на фоне роста санкционных рисков и событий в Белоруссии. Обычно после девальвации возникает риск роста цен на товары внутри страны, – отметил управляющий активами БКС Андрей Русецкий.
Поэтому для достижения своей цели по инфляции регулятор предпочел взять паузу в снижении стоимости заемных средств, чтобы понаблюдать за курсом рубля и ценами, уверены эксперты.
Еще один любопытный момент, который отметил регулятор в комментарии, – необходимость «дать время для подстройки сберегательных моделей, в том числе возможного перераспределения средств между различными инструментами финансового рынка, без создания рисков для граждан, предприятий и финансовых организаций».
Сквозь эту официальную формулировку просматривается беспокойство ЦБ относительно поведения вкладчиков, которые в период пандемии увеличили спрос на наличные, причем во многом за счет банковских депозитов. Кроме того, частные инвесторы всё больше склоняются в сторону инструментов финансового рынка. Что создает риск оттока денег с вкладов, а значит, и устойчивости кредитных организаций, ликвидность которых снижается в течение всего кризиса.
Помимо факторов, непосредственно влияющих на инфляцию, а также неопределенности дальнейших перспектив, есть и другие причины, по которым регулятор решил взять паузу, подтвердила гендиректор Национального рейтингового агентства (НРА) Алина Розенцвет.
– В частности, это резко снизившаяся доходность банковских депозитов, ставящих под риск сохранение ресурсной базы банков, и исчерпание потенциала снижения кредитных ставок под влиянием возрастающего уровня риска и необходимости доформировать резервы после периода регуляторных послаблений и реструктуризаций, – пояснила она.
Впрочем, специалисты видят и положительные стороны паузы ЦБ в отношении снижения ставок.
– На фоне фактического обещания ФРС держать ставки на нуле до 2024 года радикализм нашего ЦБ выглядит благоприятным для рубля, – полагает Антон Табах.
По его прогнозу, если рынки успокоятся и доминировать будут фундаментальные факторы, то к концу года курс может упасть ниже 70 рублей за доллар. По мнению эксперта, движения ниже 70 можно будет увидеть и осенью. А по оценке Андрея Русецкого, до конца этого года курс может формироваться в пределах 73,5-76 рублей за доллар.
Анна Каледина
Газета «Известия», 18:17, 18.09.2020