Воронеж. 15.10.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Именно на этот вопрос предстояло ответить участникам организованного «Абирегом» в конце сентября круглого стола. Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами стартовала в регионе с начала прошлого года, однако достигнутые на данный момент результаты до сих пор спорны. Попытаемся выяснить, какую стадию реализации сейчас проходит реформа и какие шаги на ее пути должны быть следующими.
Не все оказались готовы к новой услуге
Комплексная схема обращения с отходами была разработана в рамках нацпроекта «Экология». Основная ее задача – создать единую территориальную схему, учитывающую нюансы накопления, в том числе раздельного сбора, транспортировки, утилизации и переработки отходов для региональных операторов, органов власти и жителей. Однако не все оказались готовы платить за услугу, которая для многих стала новой. Это касается как физических, так и юридических лиц. Население и организации стали искать лазейки, чтобы уйти от оплаты.
По словам руководителя регионального департамента ЖКХ и энергетики Максима Зацепина, население продолжает отказываться от заключения договоров на вывоз ТКО. Предлоги разные: кто-то хочет, чтобы представитель оператора пришел к нему домой сам, кто-то утверждает, что якобы не производит бытового мусора, что, естественно, является неправдой. Сказывается нехватка квалифицированных кадров, способных провести работу с гражданами. Тем не менее руководитель департамента уверен – так, как раньше, уже не будет, за утилизацию мусора будут платить все. А вот того, что результата удастся достигнуть быстро, чиновник не обещает.
«Мы были в Германии с целью заимствования европейского опыта в этой сфере. Немцы 50 лет ведут эту реформу. При этом они признались нам, что до сих пор не могут добиться стопроцентной сортировки мусора и [не знают], правильным ли путем они идут. Но у них есть план, и они идут к намеченной цели», – привел пример Максим Зацепин.
Руководитель жилищно-коммунального департамента признает, что работа идет «в ручном режиме, по мере поступления проблем». Специалистов по утилизации ТБО не хватает не только регоператорам, но и самому департаменту. Из-за того что сфера деятельности довольно нова, можно сказать, что специалистов высокого класса нет во всей стране в принципе.
Надзор за соблюдением законности в сфере обращения с ТКО ведут сразу несколько госструктур: Росприроднадзор, региональный экологический надзор, природоохранная прокуратура. Как пояснил замруководителя Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора Вячеслав Перегудов, вопрос контроля возникновения несанкционированных свалок находится в компетенции региональных властей, куда Росприроднадзор и направляет свои предписания по итогам рейдов и рассмотрения обращений граждан. По закону, при выявлении несанкционированных свалок жители обязаны обращаться к региональному оператору, работающему на их территории. Ликвидировать свалку должен собственник земельного участка. Если он не может этого сделать, уборкой должен заняться регоператор и выставить за это счет собственнику. Однако практика показала, что реализовать данную схему не всегда возможно.
В муниципалитетах не хватает контейнеров
В разных районах области плата за сбор ТКО составляет от 65 до 128 рублей с человека. При этом, как отмечает Максим Зацепин, ее размер не зависит от логистики. Каждый полигон показывает свои расходы, и в зависимости от их величины, регион устанавливает им тариф. Городское население, и раньше пользовавшееся услугой вывоза ТБО, практически не почувствовало на своем кошельке изменений со стартом «мусорной» реформы. По словам главы Поворинского района Александра Леонова, плата регоператору в муниципалитете составляет 108 рублей с человека против 100 рублей до вступления в силу нового закона. В Поворино пока нет раздельного сбора мусора, но весь он идет на сортировку. При этом 42% от его объема составляют полезные фракции: картон, стекло, жестяные банки и пластик. Пластик после переработки идет на изготовление упаковочных лент, мешков для мусора и т. п.
Опытом реализации мусорной реформы поделился также руководитель отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Калачеевского района Александр Ярцев. Муниципалитет закупил 1,5 тыс. новых контейнеров более чем на 8 млн рублей. До этого их в районе практически не было. Сбор мусора в «дореформенное» время был налажен только в райцентре и трех селах. Трудности начались в 13 сельских поселениях, где население утверждало, что в услуге сбора ТКО не нуждается, поскольку попросту сжигает мусор.
«1 января к новой системе район был не в полной мере готов. Контейнеров было около 80. Естественно, когда регоператор поехал по району собирать мусор, то население было настроено негативно: они оплачивают услугу, но она не соответствует требованиям. <…> Практически на каждом сходе граждан мы слышали: «У нас мусора нет, мы его сжигаем», – описывает ситуацию чиновник из Калача.
Несмотря на это, в администрации уверены: когда новые контейнеры будут стоять везде, население воспримет перемены положительно. Однако покупка контейнеров – это еще не все затраты. Необходимо обустройство площадок сбора ТКО, и здесь муниципальные власти рассчитывают на поддержку регионального бюджета. Нередки случаи, когда главы поселений предъявляют требования регоператору по установке контейнеров и оборудованию площадок. Но ответственность оператора начинается только с момента погрузки ТКО в мусоровоз.
Лицензированных полигонов не хватает
В Росприроднадзоре обращают внимание на недостаточное количество лицензированных полигонов для утилизации ТКО – их 17 на всю область. Согласно действующей схеме обращения с отходами, нужно еще 20 полигонов, 18 из которых должны быть с мусоросортировочными комплексами. Отметим, что ситуация с мусорными полигонами в Воронежской области отнюдь не уникальная, а скорее типичная для регионов. Власти придерживаются мнения, что в каждом муниципальном районе должен быть один полигон ТБО, оснащенный сортировочным комплексом. Выполнить это положение планируется только в 2028 году. Тем районам, у которых нет оборудованного полигона, например Бобровскому, предстоит сделать временный.
Сейчас на территории региона находится более полутора сотен свалок, которые функционировали официально, но должны были прекратить свою работу с 1 января 2020 года. По данным контролирующих органов большинство из них не эксплуатируется, но имеются и факты незаконного вывоза туда отходов. Росприроднадзор в связи с пандемией исключил из плана проверок значительное число полигонов. И точное количество продолжающих сбор мусора несанкционированных свалок, судя по всему, мы узнаем не раньше 2021 года.
Что же касается лицензированных полигонов, то ресурс их заполняемости близок к исчерпанию. Полигоны в Лисках, Павловске, Верхнем Мамоне, Богучаре и Подгоренском заполнены уже более чем на 80%. Самая напряженная ситуация во входящих в один кластер Калачеевском, Воробьевском и Петропавловском районах. Там пока вообще отсутствуют лицензированные полигоны. При этом наличие лицензии у полигона не является гарантией от нарушений. На объектах ООО «Полигон» в Аннинском и ООО «Жилсервис» в Верхнемамонском районе зафиксированы факты горения. Причем произошло это в самый пожароопасный период. Практически на всей территории области отмечаются факты несанкционированных свалок, подлежащих рекультивации. Такие случаи выявлены в Бобровском, Воробьевском, Калачеевском, Таловском, Аннинском, Терновском, Петропавловском и Панинском районах.
Потребителей услуг трудно сосчитать
В компании-регоператоре ООО «Вега», обслуживающей Аннинский кластер, отмечают, что платит за вывоз ТБО на сегодняшний день около 50% населения, причем по районам этот процент сильно разнится: например, в Павловском районе это 70%, а в Панинском – лишь 30%. Главное сейчас – с помощью властей установить, сколько людей фактически проживает в том или ином населенном пункте.
«И «мертвые души» были, и люди считали, что мы сами должны находить это всё. Я объяснял, что у нас заявительный порядок – пока нам не скажут, что человек умер или родился, мы не можем знать об этом. Законодательство в этом направлении нам не помогает. Работали с поселениями, уточняли, работа в этом направлении ведется и сейчас», – объясняет генеральный директор регоператора ООО «Экотехнологии», работающего в Воронежском кластере с января 2019 года, Михаил Батищев.
Еще одна проблема – садоводческие товарищества. Организовывать места сбора ТКО они не торопятся. Например, население Рамонского района летом за счет дачников вырастает в два раза. Однако собственники участков полагают, что вывоз и утилизацию их мусора должно оплачивать «коренное население». Юрлицо может быть зарегистрировано в одном районе области, а деятельность вести в другом. Заставить его оплачивать сбор мусора в таком случает тоже очень проблематично. Регоператорам необходимо получить доступ к персональным данным, чтобы понимать, кто фактически проживает на обслуживаемой территории. В департаменте признают: решение – в создании единой базы с помощью УФМС, органов ЗАГС и местного самоуправления. Выдача предписаний о ликвидации свалок оказалась малоэффективной. Поэтому регоператор намеревается бороться с нарушителями, подавая судебные иски.
Юрлица уходят от заключения договора
Директор ООО «Вега» Оксана Сомова сообщила, что из полутора тысяч зарегистрированных в Аннинском районе юрлиц по своей инициативе заключили договоры всего семь. Всё меняется лишь после того, как поступает судебный иск. Представители юрлиц сразу приходят к регоператору и решают проблему в досудебном порядке. «Вега» на семь районов закупила в этом году почти 1,8 тыс. евроконтейнеров. В компании отмечают положительные тенденции в виде поддержки со стороны районных и областных властей. В месяц на территории кластера появляется 1-2 новых контейнерных площадки.
«С периодичностью раз в месяц мы обращается к главам администраций: доносите информацию до юрлиц, которые зарегистрированы у вас на территории, говорите им, что необходимо в срочном порядке заключить договор с региональным оператором. Там, где идет активнее работа, процент заключивших договор выше, но это всё равно не более 10%. Там, где не ведется, – ниже 2-3% от общего числа юрлиц», – говорит Оксана Сомова.
Михаил Батищев отмечает, что обязанность заключения договора с регоператором в законе присутствует, а вот ответственность за его незаключение – нет. Пока не будут применяться штрафы, юрлица будут стараться избегать заключения договора. Но получить информацию о юрлицах и ИП, работающих на территории кластера, не проще, чем о населении. Регоператорам самим приходится добывать эти данные. При обнаружении несанкционированной свалки оператор в течение пяти дней должен направить предписание собственнику участка, но установить его часто бывает непросто.
Руководитель департамента ЖКХ отмечает, что суд в любом случае станет на сторону оператора, который оказывает услугу, но не получает за это денег. Еще одна проблема – владельцы мусоровозов, которые вывозят ТКО нелегально. Многие юрлица до сих пор предпочитают пользоваться их услугами, что называется «по старой памяти». Пресечение деятельности таких нелегальных операторов – тоже важное условие успеха реформы обращения с ТКО.
Люди не верят в раздельный сбор
Сейчас в Воронеже работают две тестовые площадки по раздельному сбору мусора. Результаты их работы пока неутешительные. Люди продолжают выбрасывать мусор, не разделяя его. Во многом так происходит еще и из-за того, что никто доступно не объяснил им, что относить к «сухим», а что к «мокрым» отходам. Однако полученный с начала реформы опыт регоператоров свидетельствует, что ситуацию, хоть и медленно, но можно переломить.
«Люди мусор даже на крышке оставляли. Откручивают колеса у контейнеров. Мы провели с ними определенную работу, и только к лету они стали нормально выбрасывать мусор. Сейчас стали перерабатывать бумагу, делаем из нее вату, сорбент и мульчу», – отмечает Оксана Сомова.
Примером муниципалитета, где налажен полный цикл переработки, является Поворинский район, там давно работает сортировочная линия. Но в скором времени наладить такую схему по всему региону не получится. Воронежская область не попала в список 10 регионов, вошедших в пилотный проект Минприроды.
«Чтобы реализовать эту программу, нужны два условия. Первое – экопросвещение. Люди должны понимать, зачем это делать. Они должны видеть прозрачность системы – нужно приглашать активистов, как пригласили в Поворино на сортировочную линию. Мы проводим подобную работу, приглашаем людей, показываем, что есть заводы по переработке макулатуры, картона, пластика, полиэтилена. И у них сразу повышается доверие, – говорит координатор воронежского отделения общественной организации «РазДельный сбор» Анна Слепокурова. – Если люди увидели, что весь мусор поехал в одной машине, они сразу перестают разделять мусор».
Вторым условием экоактивист называет доступную инфраструктуру сбора. Пока гражданам трудно понять, куда сдать батарейки, сломанную технику, опасные или крупногабаритные отходы.
Чего ждать в ближайшей перспективе
Потребность в мусорных контейнерах в регионе составляет 33 тыс. штук, отмечает Максим Зацепин. При этом федеральной властью ставится задача – достичь охвата 85-90% по централизованному сбору ТКО. Не факт, что области удастся получить федеральное финансирование на эти цели. Руководитель департамента обращает внимание регоператоров, что покупка контейнеров им выгодна. Чем больше их установлено, тем больше охват населения и, соответственно, выручка. Раздельный сбор дает управляющим компаниям преимущество оплаты по факту. Сейчас же операторы работают по нормативу и обязаны вывозить контейнеры, даже если они наполовину пусты.
На внедрение схемы обращения с ТКО в Воронежской области в этом году выделено 600 млн рублей из бюджетов разных уровней. По словам Максима Зацепина, на эти деньги планируется модернизировать около 500 площадок в Воронеже и 82 – в Семилукском районе. Площадки будут увеличенной площади – для раздельного сбора мусора: сухих и мокрых отходов, а также пластика и, возможно, стекла. Контейнеры заменят более вместительными, к площадкам подведут подъездные пути. В рамках федерального проекта «Комфортная городская среда» идет проектирование новых площадок с подъездными путями. В Воронеже появится около 20 единиц новой техники, которая будет работать в Ленинском и Центральном районах. Полностью на раздельный сбор Воронеж должен перейти к концу 2021 года, а область – еще через два года. Подводя итоги круглого стола, руководитель регионального департамента ЖКХ выразил уверенность, что реформа обращения с ТКО будет реализована в нашей стране быстрее, чем в Германии.
По итогам круглого стола были определены основные направления работы, чтобы «мусорная» реформа в регионе достигла успеха. Первое – совместная разъяснительная работа с населением администраций совместно с регоператорами. Второе – закрытие несанкционированных свалок и ускорение их рекультивации. Третье – ужесточение контроля за работой лицензированных полигонов. И четвертое – введение раздельного сбора мусора с параллельной работой по повышению культуры среди населения.