WorldClass

20 сентября 2024, 03:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Председатель Ассоциации операторов рынка алкогольной продукции Воронежской области «Знак качества» Владимир Меркулов: При поддержке региональных властей, наша Ассоциация добьется стабильности на воронежском рынке

30.03.2010 14:27
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Итогом прошлого года на рынке алкоголя стало принятие новых законов о минимальной цене на водку и ограничения продажи спиртных напитков после 23 часов. Более того, законодатели продолжают закручивать гайки в алкогольной теме. К тому же кризисный год оказался не простым с экономической точки зрения: некоторые «игроки» были вынуждены уйти с рынка.

Воронеж. 30.03.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Итогом прошлого года на рынке алкоголя стало принятие новых законов о минимальной цене на водку и ограничения продажи спиртных напитков после 23 часов. Более того, законодатели продолжают закручивать гайки в алкогольной теме. К тому же кризисный год оказался не простым с экономической точки зрения: некоторые «игроки» были вынуждены уйти с рынка. Ужесточение законов и эффективность их действия в Воронежской области в интервью «Абирегу» проанализировал председатель Ассоциации операторов рынка алкогольной продукции «Знак качества» Владимир Меркулов.

Справка:
Ассоциация операторов рынка алкогольной продукции «Знак качества» создана 30 апреля 2009 года в целях стабилизации рынка Воронежской области, обеспечения населения области качественной и легально произведенной продукцией. Учредители Ассоциации ОАО «Ликеро-водочный завод «Висант», ОАО Ликеро-водочный завод «Бутурлиновский», ООО «ЦентрОптТорг» и ГУП ВО «Воронежкачество». В состав Ассоциации вошли крупнейшие оптовые компании, зарегистрированные как налогоплательщики в Воронежской области и имеющие опыт работы на алкогольном рынке Воронежской области не менее 5 лет, а именно: ООО Торговый дом «Висант», ООО «Алко Асс», ООО «Яблоко-2000», ЗАО «Воронежснаб», ООО «Вендор», ООО «Алко Резерв».

- Прошлый год был достаточно непростым для многих региональных предприятий. Как складывалась ситуация на алкогольном рынке Воронежской области?

- Прежде всего, ухудшилось финансовое положение предприятий. Так, в 2009 году ощущалась нехватка оборотных средств из-за того, что большинство «игроков» рынка активно использовали кредитные ресурсы, которые банки в разгар кризиса «обрезали». Кроме того, системой стали взаимные неплатежи, из-за чего у компаний значительно увеличилась дебиторская задолженность. Одним словом, проблемы у всех были примерно одинаковые. И, к сожалению, не все смогли пережить кризис. При этом, несмотря на финансовые проблемы участников рынка, объем продаж алкогольной продукции не упал. Наоборот, эксперты отметили увеличение продаж по сравнению с 2008 годом (по данным Облстата, объем продаж вырос в 2009 году почти на 1 млрд рублей (до 8 млрд рублей) – «Абирег»). Отсюда можно сделать вывод – в регионе потребность в алкогольной продукции остается на высоком уровне.

- Последним громким событием на алкогольном рынке области стало банкротство торгового дома «Графская слобода». К каким последствиям оно привело?

- Банкротство торгового дома прошло для рынка безболезненно. У компании «Графская слобода» не было эксклюзивных контрактов, поэтому их доля на региональном рынке - 15% - распределилась между другими крупными компаниями, которые получили дополнительно по 5-7%. В будущем, мы надеемся, подобных обрушений на рынке не будет. Члены нашей Ассоциации – крепкие компании.

- Согласно исследованиям Управления Роспотребнадзора по Воронежской области, в 2009 году из оборота было изъято свыше 500 литров некачественной алкогольной продукции, что в три раза меньше, чем в 2008 году. С чем, по-вашему, связана такая статистика?

- С одной стороны, возможно, при покупке спиртного потребители стали больше уделять внимания его качеству, а не ориентироваться лишь на стоимость продукта. С другой стороны, все члены Ассоциации операторов рынка алкогольной продукции «Знак качества», еще в июле прошлого года подписали меморандум «О минимальной цене», согласно которому взяли на себя обязательства не брать на реализацию водку, пол литровая бутылка которой в рознице выходит меньше 85 рублей. Обратите внимание, мы проработали данный документ задолго до того, как соответствующий федеральный приказ вступил в силу.

В то время как Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка только разрабатывала законопроект, мы проводили разъяснительную работу среди потребителей, говорили о том, из чего складывается минимальная цена продукта, о том, что качественное спиртное не может быть дешевым. Благодаря появлению «минимальной цены», потребители стали разборчивее, а поставщики начали чаще обращаться к дистрибьюторам за качественным товаром.

- Значит приказ «О минимальной цене на водку» работает? В СМИ было много споров о его эффективности. Есть ли результат в Воронежской области?

- Однозначно могу говорить о позитивном действии нововведения. Однако, приказ оказался сырым: в нем не учли горькие настойки крепостью до 38 градусов. В результате нелегальные производители нашли лазейку: переформатировали свою деятельность с продажи дешевой водки на настойки, которые на полке стоят по цене от 50 рублей. Естественно, этот напиток продается с неоплаченными налогами и является незаконным. Государство опять несет убытки.

Кроме того, посудите сами: водка – это спирт, вода, комплектующие, затраты производства, акциз, НДС. Горькая настойка – те же самые составляющие плюс добавки. Как при этом настойка может стоить дешевле? Это нонсенс. У потребителя возникает закономерный вопрос: а что это за добавки? Они элементарно могут быть опасными для здоровья. Фактически, перед людьми стоит выбор – либо соблазнится привлекательной ценой, либо подумать о своем здоровье и жизни.

До принятия закона о минимальной цене присутствие настойки на рынке не превышало 5-7%. На сегодняшний день их доля заметно выросла. Поставляют крепкий напиток те же регионы, которые были замечены за распространением нелегальной водки: Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Подмосковье. На мой взгляд, при принятии приказа о минимальной цене целесообразно было бы учесть в нем весь алкоголь в диапазоне от 25 до 56 градусов.
Что касается нашей Ассоциации, то ее члены приняли решение не поставлять на рынок алкоголь, который находится в заниженном ценовом диапазоне и вызывает пусть даже малейшие сомнения по своему качеству. Также мы обращаем внимание органов власти на сложившуюся проблему и ведем разъяснительную работу в СМИ.

- В феврале был выявлен факт нарушения требований приказа «О минимальной цене на водку» сетью «Линия» корпорации «Гринн». Встал даже вопрос об аннулировании лицензии на продажу спиртного…

- Данный случай показывает, что некоторые крупные компании, работающие в Воронеже, чувствовали себя слишком самоуверенно. Однако закон для всех один, что и показала региональная администрация, проявив волю и решимость в наведении порядка на воронежском алкогольном рынке. Радует то, что в нашей области приказ о минимальной цене одинаково применяется и к мелким магазинам, и к серьезным торговым сетям. Позитивные результаты этой работы во многом являются заслугой нашей Ассоциации.

- А насколько эффективным оказался механизм ограничения продажи крепкого алкоголя после 23 часов?

- Как показывает практика, запретами в нашей стране немногого добьешься. Крепкий алкоголь по-прежнему можно купить в ночное время, правда, нелегально: его «из-под полы» продают в киосках и павильонах, бутылочку беленькой можно приобрести у некоторых таксистов. Только теперь, покупатель рискует своим здоровьем и прибыль от продажи спиртного оседает в карманах недобросовестных предпринимателей.
Кроме того, данный закон поставил в неравные условия производителей алкоголя. Продажу крепкого спиртного по времени ограничили, а пиво и коктейли также можно купить 24 часа в сутки. При этом, ни для кого не секрет, что к алкоголизму, особенно в молодежной среде, приводит как раз систематическое употребление слабоалкогольных напитков.
На мой взгляд, самое разумное – определить по одному специализированному магазину в каждом районе города, где можно легально купить качественный алкоголь в любое время суток. Возможно, в ночное время, по более высокой, чем днем, цене.

- Какие, по вашему мнению, перспективы ждут алкогольную отрасль в 2010 году? И какие задачи ставят перед собой члены Ассоциации?

- В масштабах страны, скорее всего, станет меньше ликеро-водочных заводов: на рынке останутся лишь крупные «игроки». Что касается нашего региона, то продукция местных производителей достаточно конкурентоспособна и продажи спиртного в Воронежской области вряд ли существенно упадут.
А задача Ассоциации – не допустить появления в регионе сомнительных компаний, продвигающим дешевый некачественный алкоголь. Ведь от этого страдают и покупатели, и экономика региона в целом. При поддержке региональных властей, уверен, наша Ассоциация добьется стабильности на воронежском рынке.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0