WorldClass

22 сентября 2024, 02:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ЭЖ-Черноземье // Людмила БЕРЕЖНАЯ, руководитель УФК по Воронежской области: «Органы Федерального казначейства являются гарантом целевого использования средств»

31.03.2010 11:51
Воронежское казначейство всеми мерами поддерживает решения руководства страны и области, направленные на реализацию антикризисных мероприятий и максимальное сохранение социальных расходов бюджетов Управление Федерального казначейства по Воронежской области является ценнейшим «поставщиком» информации, на основании которой принимаются решения о качестве и своевременности уплаты налогов, сборов, штрафов, составляются прогнозы и анализы бюджетных доходов.

Воронежское казначейство всеми мерами поддерживает решения руководства страны и области, направленные на реализацию антикризисных мероприятий и максимальное сохранение социальных расходов бюджетов

Управление Федерального казначейства по Воронежской области является ценнейшим «поставщиком» информации, на основании которой принимаются решения о качестве и своевременности уплаты налогов, сборов, штрафов, составляются прогнозы и анализы бюджетных доходов. Руководитель УФК по Воронежской области Людмила Бережная рассказала «ЭЖ-Черноземье» о том, как сегодня осуществляется работа казначейства, каким образом решаются задачи по управлению бюджетными потоками, а также о прогрессивных технологиях и комплексе мер, которые позволяют укрепить финансовую дисциплину и экономнее расходовать бюджетные средства.

Сконцентрировать усилия на ведущих направлениях совершенствования механизмов управления государственными финансами

– Каковы основные направления деятельности Федерального казначейства по Воронежской области?

– На Коллегии Федерального казначейства 25 февраля 2009 года была определена главная концептуальная цель – систематизировать казначейскую работу, сконцентрировать усилия на ведущих направлениях совершенствования механизмов управления государственными финансами. В докладе руководителя Федерального казначейства Романа Артюхина в соответствии с новыми положениями бюджетного законодательства были выделены 12 главных стратегических «дел» Казначейства на ближайшие три года. Это совершенствование системы бюджетных платежей, прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов, «Электронное казначейство», кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов, завершение проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации, разработка и внедрение Концепции безопасности Казначейства России, эффективная кадровая политика с акцентом на проведение антикоррупционных мероприятий в нашей стране. В условиях постоянно меняющегося бюджетного законодательства возникла необходимость более интенсивного юридического обеспечения казначейской деятельности. В настоящее время в области плодотворно работают 8 Центров правового сопровождения работы отделений Федерального казначейства. Это позволяет оперативно и квалифицированно решать возникающие юридические вопросы. Только в I полугодии 2009 года юридическая служба Управления Федерального казначейства по Воронежской области представляла интересы Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и его территориальных органов в судебных органах г. Воронежа и Воронежской области в 390 делах на общую сумму 252,35 млн. рублей. Это, как правило, иски граждан о взыскании ущерба, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; иски граждан о возмещении ущерба в порядке реабилитации; иски о компенсации морального вреда; иски граждан о выплате денежных средств, причитающихся гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
В обязанность казначейства вменена такая важная государственная функция, как исполнение судебных актов. Только в первом полугодии этого года в казначейство Воронежской области предъявлено 1128 исполнительных листов на сумму около 42,5 млн рублей. Мы понимаем, что за каждым исполнительным листом – человек с его болью, его горем, и быть равнодушными к нему мы не имеем морального права. Но, помимо честных и искренних «обращенцев», есть и нечистоплотные люди. Поэтому мы строго придерживаемся правила: неукоснительно соблюдать действующее законодательство с целью гарантировать правовую защиту интересов казны, но не ущемлять и интересов взыскателей.
Позиция сложная, противоречивая, но от этого никуда не уйти.

Работа по защите интересов казны РФ

– Принимает ли казначейство участие в финансировании федеральных и муниципальных программ?

– Да, и эта сфера занимает особое место в казначейской практике. Так, в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», в 2008 году осуществлялось финансирование 15 федеральных целевых программ (далее – ФЦП), бюджетные инвестиции которые составили 4,9 млрд рублей. Среди них – ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» – подпрограмма «Автомобильные дороги»; ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»; ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы» подпрограммы «Здоровое поколение» и «Дети и семья» и другие.
По-прежнему приоритетными направлениями бюджетных расходов остаются расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (26,9%), образование (22,1%), национальную экономику (14,8%). Особое внимание Управление Федерального казначейства уделяло реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».
В настоящее время из 534 самостоятельных бюджетов муниципальных образований бюджеты 468 муниципальных образований, или 88%, обслуживаются по варианту с открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов распорядителям и получателям средств бюджетов муниципальных образований.
Бюджеты 66 муниципальных образований: 3 городских округов, 29 муниципальных районов и 34 поселений – обслуживаются по варианту с открытием и ведением лицевого счета финансового органа муниципального образования. Доля этих бюджетов невысока – всего 12%, но тем не менее у нас есть над чем работать. Управление Федерального казначейства проводит и в дальнейшем будет проводить работу по разъяснению преимуществ полного кассового исполнения местных бюджетов органами Федерального казначейства. Особенно это актуально в нынешних условиях ограниченности ресурсов на муниципальном уровне.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе?

– В области еще не в достаточной степени применяются современные технологии выплаты заработной платы с использованием банковских карт.
За 9 месяцев 2009 года объем перечислений средств для выплаты сотрудникам федеральных бюджетных учреждений составил 5,9 млрд рублей, из них на банковские карты – 2,65 млрд рублей, или 45%. Основная причина этого – психологическая неготовность к нововведениям как руководителей бюджетных учреждений, так и их сотрудников. Управление Федерального казначейства разъясняет преимущества зарплатного проекта, позволяющего сократить работу с наличностью и, соответственно, сократить издержки и риски по выплате зарплаты сотрудникам. В своей работе по защите интересов казны Российской Федерации специалисты юридического отдела зачастую сталкиваются с проблемой, когда истцами отождествляются термины «казна», «казначейство», «федеральный бюджет», и нет четкого понимания роли и функций Казначейства как федерального государственного органа исполнительной власти.
Граждане и юридические лица, обращающиеся в суды за возмещением убытков из казны Российской Федерации, долгов по обязательствам Российской Федерации, возвратом денежных средств из бюджетов бюджетной системы различных уровней, считают, что Казначейство – это орган, который должен им выплатить деньги по долгам государства и который вправе распоряжаться казной.
Однако бюджетное законодательство не наделило органы Федерального казначейства такими полномочиями. По искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию отвечают Минфин РФ, финансовые органы субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
По искам, связанным с деятельностью бюджетных учреждений, отвечают сами бюджетные учреждения и – в порядке субсидиарной ответственности – главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых они находятся.
Конечно, при рассмотрении исков о возмещении вреда возникает много разных судебных коллизий. Они зачастую являются следствием несовершенства действующего законодательства. Например, как правило, моральный или материальный вред наносится гражданину, юридическому лицу конкретным чиновником, который нередко сознательно нарушает закон. Но за его действия отвечает рублем казна, не получая возмещения. Чиновник наносит убыток государству и уходит от ответственности. И этот элемент явной несправедливости казначеям исправить не под силу.

Внедрение и развитие системы электронного документооборота

– Используются ли в казначейской работе новые технологии?

– В современных условиях и в перспективе на будущее решение казначейских задач невозможно без освоения прогрессивных технологий управления бюджетным процессом.
Все возрастающие объемы передаваемой и принимаемой информации, увеличение потребления расходных материалов, необходимость сокращения сроков подготовки и обработки данных о движении государственных денежных средств потребовали значительной перестройки работников финансовой сферы и в технологиях информационного взаимодействия. Не случайно в обиход входят такие понятия, как «электронное казначейство» и «электронное правительство».
Внедрение этих систем уже осуществляется на основе программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», которая принята на уровне Правительства Российской Федерации и одобрена Государственной Думой.
Главной задачей на сегодняшний день считается внедрение и развитие системы электронного документооборота (СЭД) с распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внебюджетными фондами. Причем это касается клиентов не только федерального уровня, но и областного и местного уровней.
Внедрение системы СЭД не только выводит обслуживание клиентов на качественно новый уровень, но и существенно сокращает трудозатраты на исполнение целого ряда ежедневных типовых операций, ускоряет рабочий процесс и позволяет уменьшить число ошибок. В настоящее время система электронного документооборота Федерального казначейства поддерживает более 100 различных видов документов, включая бюджетные и платежные документы, справочники, отчетные формы, а также документы по ведению реестра государственных контрактов.
Наиболее сложной задачей на начальном этапе внедрения СЭД оказалось донести смысл и принципы электронного документооборота и электронной цифровой подписи до всех участников бюджетного процесса. Существовали и проблемы, препятствовавшие развитию безбумажной технологии обмена данными, а именно – отсутствие стабильных каналов связи у получателей, соответствующего технического обеспечения, квалифицированного персонала. Были и сомнения, дойдет ли документ куда следует, не перепутают ли его с другим, не возникнет ли просрочки в исполнении. Следует отметить, что органы Федерального казначейства обеспечивают установку и сопровождение СЭД ФК у клиентов на безвозмездной основе.
В настоящее время взаимодействие с Управлением Федерального казначейства в электронном виде для многих организаций – участников бюджетного процесса является востребованным, а в некоторых случаях – просто необходимым. Уже в обозримом будущем каждый гражданин или организация смогут направить или получить любой требуемый документ из любого государственного органа в электронном виде.

Подготовила Александра АРХИПОВА
«Экономика и жизнь - Черноземье», № 6 от 27 марта -9 апреля 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0