Как считают эксперты, собранные на бирже деньги помогут компании увеличить долю на российском рынке электронной коммерции, пишут «Известия».
Ozon, объявивший о планах провести IPO на американской бирже NASDAQ, может разместиться по верхней ценовой границе, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Капитализация компании оценивается в $4,5-5,5 млрд. Ozon объявил о планах привлечь почти $1 млрд в ходе IPO. Цена за акцию может составить от $22,5 до $27,5. Всего планирует разместить 34,5 млн акций. Полученные на бирже деньги помогут Ozon увеличить долю на российском рынке электронной коммерции, активно развиваться в СНГ, а также получить подушку безопасности, которая позволит сохранить бизнес-планы и перейти к новой модели развития – от онлайн-ритейлера к маркетплейсу.
В свободном плавании
Ozon собирается привлечь от $776,25 млн до $948,75 млн в ходе первичного публичного размещения акций (IPO). За одну американскую депозитарную акцию (ADS) установлен коридор цены от $22,5 до $27,5. Всего компания планирует разместить 34,5 млн акций. Это следует из документов Ozon, которые онлайн-ритейлер опубликовал для проведения IPO. Компания собирается провести размещение на американской бирже NASDAQ. Все необходимые документы представлены комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Акционеры Ozon – Baring Vostok и АФК «Система» – подписали соглашение, по которому приобретут акции компании по цене размещения в ходе IPO на сумму $67,5 млн каждый, говорится в инвестиционном проспекте. Количество акций, которое купят компании, будет зависеть от цены размещения. Таким образом, при частном размещении акций в пользу этих структур Ozon может получить еще $135 млн.
Основные акционеры Ozon – Baring Vostok (45,1%, 66,46 млн акций) и АФК «Система» бизнесмена Владимира Евтушенкова (45,2%, 66,58 млн акций). После размещения у АФК «Система» будет 69,28 млн акций, у Baring Vostok – 69,16 млн. Но в процентном отношении доли каждого из этих акционеров сократятся до 37,9%. Сбор заявок на IPO может начаться 18 ноября, сообщал Forbes со ссылкой на источники. Само размещение может пройти 25 ноября.
В июне 2020 года среднемесячная аудитория Ozon составила 42 млн уникальных пользователей приложения и сайта. На площадке представлено больше 6 млн наименований товаров в 24 категориях: от книг и одежды до продуктов питания и товаров для здоровья.
По верхней границе
У Ozon есть отличные шансы разместиться по верхней ценовой границе, считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, основными инвесторами станут фонды, потому что бизнес компании интересен с долгосрочной, а не со спекулятивной точки зрения.
Ozon привлечет $948 млн по максимальной цене размещения за акцию, соглашается с коллегой аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Диапазон стоимости компании, рассчитанный на основании методики чистых активов, составляет 30–60 млрд рублей, добавил он. Однако это консервативная оценка, в нее нельзя заложить будущих ожиданий или показателей оценочных мультипликаторов стоимости к финансовым показателям.
«Финам» также не исключает привлечения максимально возможной суммы в рамках IPO, учитывая высокий спрос, который наблюдается на фоне всеобщего интереса к электронной коммерции, говорит аналитик компании Наталия Аседова. Более того, Ozon – пока единственная компания из e-commerce на рынке России, которая выходит на IPO.
При этом, даже если размещение пройдет по нижней границе диапазона – $22,5, вся компания будет оцениваться в $4,6 млрд, говорит Евгений Миронюк. Это выше нижней границы стоимости компании по версии The Wall Street Journal – $3 млрд и Sberbank CIB – $4 млрд, но ниже минимальной оценки VTB Capital – $4,7 млрд и Goldman Sachs – $6 млрд.
По оценкам «Финама», рыночная капитализация компании может составить порядка $4,5-5,5 млрд.
Альтернативой для развития Ozon была продажа миноритарного пакета Сбербанку, отметил Евгений Миронюк. Очевидно, этот вариант давал бы меньше возможностей докапитализировать компанию, говорит аналитик. В то же время в проспекте указано, что Ozon выплатит Сбербанку 1 млрд рублей в рамках подписанного между сторонами мирового соглашения. Выплата напрямую связана с расторжением договора, заключенного банком и Ozon в июне 2020 года. Однако подробности организации держат в секрете.
В Ozon не ответили на дополнительные вопросы «Известий».
Спрос на маркетплейсы
Благодаря IPO Ozon сможет привлечь средства на реализацию своих стратегических планов развития и дальнейшую разработку линейки услуг и глубины цифровизации, говорит гендиректор Eastway Capital Александр Волчков. Полученные на бирже деньги помогут ритейлеру увеличить долю на российском рынке электронной коммерции, активно развиваться в СНГ или открывать новые горизонты.
Средства, привлеченные в результате IPO, могут быть использованы для улучшения логистической инфраструктуры и увеличения доли рынка за счет сделок M&A (слияния и поглощения), считает Евгений Миронюк. Если Ozon удастся реализовать эти планы, то компания сможет приблизить скорость доставки и уровень сервиса к конкурентам на международном рынке.
В России сегодня большой спрос на услуги маркетплейсов, тут есть куда двигаться, отметила Анна Бодрова. Например, нужны финансы на развитие платформы, разработку и внедрение интеллектуальных алгоритмов, увеличение производительности площадки и более «земные» вещи. Всё это сыграет в пользу компании и позволит расширить пул лояльных клиентов, считает Анна Бодрова.
Благодаря IPO у компании появятся дополнительные средства для масштабной экспансии, особенно в регионах, где пока недостаточно логистической инфраструктуры, говорит Наталия Аседова. По итогам 2019 года из-за ускоренного развития ритейлер нарастил убыток до 16 млрд рублей, а собственный капитал стал отрицательным, добавила она.
Несмотря на то что за первое полугодие 2020-го Ozon вырос на 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, бизнес компании остается убыточным, отметил Александр Волчков. Рост при отрицательном денежном потоке несет риск для существующих акционеров. Поэтому не исключено, что они не захотят вкладывать средства дальше, а предпочтут выход на IPO, отметил он.
Привлечение денег на открытом рынке даст компании своего рода подушку безопасности, которая позволит сохранить в текущей обстановке бизнес-планы и перейти к новой модели развития – от онлайн-ритейлера к маркетплейсу, уточнил Александр Волчков.
Исторически российский высокотехнологичный сектор предпочитал размещения в США, напомнил эксперт. «Вымпелком» провел IPO в 1996 году, МТС – в 2000-м, «Яндекс» – в 2011 году, Qiwi – в 2013-м. В мае 2019 года на биржу в США вышел рекрутинговый сервис HeadHunter. Рассматривает IPO на американской бирже и онлайн-кинотеатр ivi, писало агентство Reuters со ссылкой на свои источники. В компании пока воздерживаются от комментариев.
Анна Устинова
Газета «Известия», 00:01, 19.11.2020