Воронеж. 01.12.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Компании сегмента среднего бизнеса – одна из основ экономики региона, особенно в тех районах Воронежской области, где отсутствуют крупные предприятия. Более того, в отличие от малого бизнеса, сегмент мидмаркета уже способен стать в местном масштабе градообразующим, обеспечивая рабочими местами большое количество людей и создавая определенную стабильность. О его самочувствии в период возобновления деятельности после снятия ограничительных мер «Абирег» поговорил с заместителем регионального директора ПАО «Промсвязьбанк» в Воронеже Александром Губиным.
– О среднем бизнесе традиционно было принято говорить в одной связке с малым. Почему в последнее время о нем стали говорить как о самостоятельном сегменте? И правда ли, что средний бизнес в ситуации с пандемией оказался наиболее пострадавшим?
– Формально бизнес сегментируется по выручке компании, количеству сотрудников и другим показателям. Средний бизнес для ПСБ – это предприятия с годовым оборотом от 300 млн до 7,5 млрд рублей и с численностью сотрудников от 100 до 250 человек. Часто крупная компания состоит из нескольких юрлиц, имеющих суммарный оборот. Мы группируем такие компании и также сегментируем их как средний бизнес.
Выделение его в отдельное направление связано с желанием найти индивидуальный подход к этому быстрорастущему сегменту. Несмотря на то, что продукты во многом схожи и с малым, и с крупным бизнесом, у него есть своя специфика, требующая особого отношения и прицельной работы. Во время непростого периода пандемии федеральное правительство приняло ряд мер поддержки, которые коснулись в том числе и сегмента среднего бизнеса. Государство через банки безвозмездно выдает средства на выплату зарплат и восстановление бизнеса.
– Какие банковские услуги были наиболее востребованы в период действия ограничительных мер?
– Те, которые оказывались в рамках мер поддержки малого и среднего бизнеса. Например, кредит на выплату зарплат на полгода по нулевой ставке. Очень востребованными оказались кредиты на восстановление бизнеса. Работая с предпринимателями в этот период, мы оперативно принимали решения, интегрируя меры поддержки в линейку продуктов, и использовали IT-возможности.
Услуги банка соответствовали главному тренду этого периода – удаленности. Мы быстро наладили оформление таких кредитов онлайн, полностью исключив визиты в отделение банка и уменьшив необходимый комплект документов. В результате срок принятия решений сократился до трех дней или даже до одних суток в зависимости от вида поддержки. Вообще в это время мы отметили востребованность быстрых продуктов. Например, приобрел популярность онлайн-факторинг. Решения по нему принимаются за три часа, получить финансирование можно в течение дня всего по двум документам.
– С какими трудностями столкнулся сам банк в этот период и как их удалось преодолеть?
– Особое внимание начало уделяться залогу, мы изменили некоторые подходы к оценке финансового состояния компаний, стали более внимательными. Оперативные решения позволили воронежскому оперофису ПСБ преодолеть все негативные тенденции. Благодаря качественной работе кредитных специалистов и наших сотрудников, в целом нам удалось отработать довольно успешно в этот период. Мы ощущали напряжение, но не негатив.
– Стала ли, на ваш взгляд, именно пандемия переломным моментом в плане диджитализации банковских услуг, были ли препятствия на этом пути?
– Все понимали, что на месте никто стоять не будет. Но последние события, начиная с марта, показали, что те, кто не развивается в этом направлении, вряд ли будут успешными. Это касается любой отрасли – будь то ресторанный бизнес или банковская сфера. Люди среагировали и продолжают сохранять доходность своего бизнеса, переключившись на реализацию продуктов с использованием IT-технологий.
– Можно ли сказать, что стремительный переход в онлайн позволил безболезненно перейти к предоставлению большего количества услуг?
– Скорее да, многое зависит и от отрасли, в некоторых случаях без подключения кредитного специалиста просто не обойтись. Возможность задавать вопросы и получать ответы от компетентного сотрудника всегда будет сохранять свою ценность.
– ПСБ сегодня – опорный банк для оборонно-промышленного комплекса страны. Однако компании среднего бизнеса – это совсем другое направление.
– Действительно, став опорным банком ОПК, мы существенно расширили круг своей деятельности. Вместе с тем сохранилась и наша универсальность, поэтому мы по-прежнему ориентируемся и на коммерческие компании.
– Средний бизнес массово использует торговый эквайринг. Насколько увеличился спрос на услугу и чего можно ожидать от этого рынка?
– По сравнению с июлем 2019 года оборот эквайринга увеличился примерно на четверть. В период пандемии наблюдалось некоторое падение оборота – многие компании не работали, а у физлиц не было возможности оплачивать покупки картой. Сейчас доля безналичной денежной массы, которая оборачивается посредством пластиковых карт, вернулась на докоронакризисный уровень.
– Часто ли банки применяют процедуру реструктуризации долга в отношении своих клиентов?
– Всплеск обращений был после выхода постановления правительства в части малого бизнеса. В среднем сегменте особого роста не наблюдалось. Сделки были долгосрочные, и у клиентов не возникало такой необходимости.
– Как чувствует себя воронежский бизнес сейчас?
– Ежемесячно вместе с «Опорой России» мы проводим исследование бизнес-настроений компаний сегмента малого и среднего бизнеса – индекс RSBI. Результаты опроса, организованного по итогам третьего квартала среди воронежских предпринимателей, показали, что деловая активность в нашем регионе сопоставима с Москвой и Санкт-Петербургом. Да, влияние пандемии, несмотря на произошедшее на рынке оживление, по-прежнему ощущается, но по уровню выручки показатель 3-го квартала лучше, чем по итогам второго. О росте выручки заявили 6% участников опроса.
В регионе становится всё больше предпринимателей, планирующих увеличивать штат в конце года – о таких намерениях заявили 17%, также по итогам 3-го квартала улучшилась доступность кредитов, и этот показатель в Воронеже лучше, чем по стране.
На конец года воронежские предприниматели настроены достаточно оптимистично – 33% опрошенных заявили о планах нарастить инвестиции в бизнес, что значительно выше общероссийского показателя.
У нас в области широко развито сельское хозяйство – много агрокомпаний и переработчиков, которые относятся именно к среднему бизнесу. Работа в этих отраслях шла бесперебойно.
Также сильное влияние на рынок оказало постановление правительства, которое позволило финансировать компании по ставке до 8,5% годовых. Эти средства предоставлялись бизнесу на рефинансирование кредитов, инвестиции, оборотные средства. Таким образом, нам удалось оказать поддержку максимальному числу клиентов, избежав временного лага от принятия решения до его исполнения.