В производственных и инвестиционных планах наметился осторожный оптимизм, пишут «Известия».
В последний месяц осени российские промышленники увидели рост спроса на их продукцию и в целом стали более положительно оценивать будущие показатели по производственным планам, найму новых сотрудников и расширению инвестиционных планов. «Известия» разобрались в настроениях промышленников и выяснили, как государство может их поддержать.
Долгожданный оптимизм
Спрос на промышленную продукцию в ноябре показал положительную динамику после паузы, имевшей место в первые два месяца осени, когда предприятия наблюдали за действиями российского правительства в рамках очередного роста заболеваемости коронавирусом.
Причем баланс продаж промпредприятий после апрельского провала вышел на предкризисный уровень еще в июле, но в ноябре прогноз по спросу вырос на 12 пунктов. Эксперты Института экономической политики Гайдара, которые провели соответствующий конъюнктурный опрос (есть в распоряжении «Известий»), отмечают, что такого оптимизма не наблюдалось с начала 2013 года.
Сейчас вместе с ростом продаж наблюдается и снижение оценок запасов готовой продукции – всё больше промышленников отмечают, что объем продукции на складах находится ниже нормы. Фактически это означает, что уже накопленные объемы продукции отстают от растущего спроса, а значит, заводы и фабрики снова будут наращивать выпуск. Это подтверждается планами выпуска за октябрь-ноябрь, по которым оценки предприятий вернулись на предкризисный уровень оптимизма, утраченный в период с февраля по май этого года.
Разумеется, предприятия не смогут наращивать выпуск продукции без квалифицированных кадров, и по данным опроса Института Гайдара, их руководители прекрасно это понимают: после апрельского провала (баланс изменения занятости тогда оценивался в минус 36 пунктов), в сентябре-октябре он вырос на плюс пять пунктов. На данный момент планы по набору квалифицированных сотрудников выросли до плюс восьми пунктов, обновив 10-летний максимум.
В беседе с «Известиями» доцент Института финансов и устойчивого развития (ИФУР) РАНХиГС Олег Филиппов отметил, что рост продаж промышленных предприятий, возможно, объясняется эффектом отложенного спроса в связи с отсутствием продаж за последние полгода и может относиться только к нескольким отдельным отраслям. Поэтому, считает эксперт, говорить о глобальных изменениях в российской промышленности пока рано.
Вместе с тем собеседник «Известий» отметил, что в текущей ситуации государство должно взять на себя функцию покупателя, особенно если речь идет о промышленной продукции. Хорошей мерой, по его мнению, являются выдача льготных кредитов или снижение зарплатных налогов, что означает частичное финансирование оплаты труда сотрудников за счет государства.
«В целом я против серьезного вмешательства государства в экономику, но в нынешней ситуации это сделать необходимо посредством госзакупок, – говорит Олег Филиппов. – По крайней мере, это более действенно, чем просто печатать деньги и раздавать их гражданам и предприятиям».
Покупай отечественное
Отвечая на вопросы «Известий», эксперт сервиса «Актион Госзаказ» (входит в медиагруппу «Актион-МЦФЭР») Ирина Склярова согласилась с тем, что наращивание госзакупок может помочь российским промышленникам дополнительно реализовать свою продукцию. Особенно после того, как в первые месяцы режима самоизоляции промышленность фактически столкнулась с их «веерной» отменой.
Аналитики сервиса недавно подсчитали, что в марте было отменено 2884 закупочных процедуры, а в апреле – еще 1453. Хотя по отраслям это больше всего коснулось строительных работ и услуг в непроизводственной сфере – развлечений, горячего и готового питания, летнего оздоровления, услуг по уборке помещений, товаров для спортивных мероприятий, а также закупок товаров для факультативных занятий со школьниками. Всё это произошло из-за необходимости перераспределить средства на другие цели.
При этом вполне естественно, что главным бенефициаром этого перераспределения стала медицинская отрасль, считает Олег Филиппов из РАНХиГС.
«Значительный рост наблюдался в закупках медтехники и лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты. В первую волну пандемии резко возросло количество закупок дезинфекционной обработки. По отдельным продуктам питания также был значительный подъем закупок», – подтверждает Ирина Склярова.
Она добавила, что во вторую волну роста заболеваемости коронавирусом значительный рост также наблюдается в закупках антивирусных лекарственных препаратов, защитной одежды и головных уборов, что непосредственно связано с профилактикой и борьбой с пандемией и ее последствиями.
Впрочем, до конца года госзакупки все же могут добавить дополнительного спроса на продукцию российских промышленников, считает Ирина Склярова. По ее словам, уже в ноябре замечен рост порядка 30% и по количеству, и по суммам процедур. Это объясняется типичной для России «сезонностью» госзакупок.
«Ноябрь и декабрь – традиционно самые активные месяцы в контрактной сфере, поскольку заказчикам нужно освоить остатки выделенных лимитов, – объясняет эксперт. – Рост конкурентных закупочных процедур обусловлен еще и тем, что в конце года заказчикам выделяют средства на новый, 2021 год. Многие заказчики уже разместили план-график 2021 и проводят закупки на 2021 год, так как товары, услуги либо работы нужны им с 1 января».
Мыслить стратегически
Впрочем, не все согласны с тем, что поддержка промышленности должна осуществляться за счет наращивания госзакупок. В беседе с «Известиями» председатель совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росспецмаш» Константин Бабкин удивляется: «Ведь «государство» не кушает хлеб, не ездит на автомобилях. Это может быть лишь временная мера, кардинально ситуация не изменится».
По мнению эксперта, помочь предприятиям может только общее изменение правил, по которым они функционируют.
«Необходимо снизить ключевую ставку ЦБ РФ, снизить налоги, активнее поддерживать экспорт, вот эти меры улучшат ситуацию для российских производителей. Необходимо уменьшить цену на электричество, металл, транспорт – всё это в руках государства, вот это бы повысило покупательскую способность населения», – уверяет Константин Бабкин.
В целом можно отметить, что сами промышленники тоже рассуждают подобным образом. В том же конъюнктурном опросе Института Гайдара указано, что в ноябре банки продолжили ужесточение условий кредитования российских предприятий: доля сообщений о нормальной доступности кредитов снизилась с 66% до 60% в ноябре. Хотя процентная ставка при этом неуклонно снижалась – с 10,7% в апреле до 8,9%, то есть до минимума за последние 19 лет.
Александр Лесных
Газета «Известия», 00:02, 06.12.2020