Почему стоимость моторного топлива в этом году радует потребителей, но не всегда нравится нефтяникам – в материале «Известий».
День энергетика, который каждый год отмечается 22 декабря, традиционно не обошелся без внимания президента. Принимать поздравления и в первую очередь отчитываться за весь ТЭК к Владимиру Путину отправился новоиспеченный вице-премьер Александр Новак. Рассказав про успехи отрасли, бывший министр энергетики не смог не отметить, что на внутреннем рынке цены на топливо – в том числе на бензин, дизтопливо и авиакеросин – не росли быстрее инфляции.
Вице-премьер подчеркнул, что держать цены на нефтепродукты на таком уровне позволяет демпферный механизм по сглаживанию эффектов влияния мировых цен, разработанный по поручению президента.
Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Проще говоря, действует он следующим образом: при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они, соответственно, делятся с бюджетом.
Если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны. Как напомнил Новак, уровень, когда баланс нулевой, – примерно $50-55 за баррель. По разным оценкам, речь идет о том, что нефтяники обязаны будут выплатить в бюджет несколько сотен миллиардов рублей. Безусловно, при низких ценах на нефть радовать их это не может. Но – ничего не поделаешь.
В свое время злую шутку с ними уже сыграли обстоятельства, сложившиеся в 2018 году, когда в России разразился самый большой топливный кризис последнего десятилетия. Во-первых, резко подорожала нефть (с $67 за баррель в январе до $80 в мае). Во-вторых, не менее резко подешевел к доллару рубль. Эти два фактора можно назвать основными, так как только из-за их сочетания в течение весны 2018-го черное золото рекордно подорожало – до 5 тыс. рублей за баррель. Напомним, до этого несколько лет подряд нефть стоила в среднем 3 тыс. рублей. Рост рублевых цен на нефть привёл к стремительному увеличению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А он занимает одно из ведущих мест в структуре цены нефтепродуктов в нашей стране.
Повторный виток кризиса пришелся на октябрь того же года – черное золото вновь подскочило в цене и достигло отметки в $85 за баррель. Масла в огонь подлил и слабый рубль, благодаря которому в национальной валюте нефть и вовсе достигла рекордного со времен деноминации показателя – 5,5 тыс. рублей за баррель. Долгосрочного ценового кризиса удалось избежать благодаря резкому обвалу нефтяных котировок. К тому же тогда был придуман и демпферный механизм.
Говоря о нем, Александр Новак отметил, что сегодня стоимость авиационного керосина практически на 19–20% ниже по сравнению с 2019 годом. А цены на дизельное топливо в 2020-м стоят на месте, и общий рост с начала года составил всего 1,7%. Стоит добавить, что и бензин с начала года подорожал в среднем на 2,6%. При этом эксперты ожидали подорожания топлива в пределах инфляции минус 1,5 п.п., то есть около 2,5%. Однако один ли только демпфер «виноват» в хорошем настроении чиновников в кабинетах и потребителей на заправках?
Тут стоит напомнить, что до 2018 года, когда из-за кризиса стоимость топлива в среднем выросла на 10%, этот самый рост всегда находился в пределах инфляции и был не выше 4%. Даже в 2019-м средний рост составил порядка 3%. Что, согласитесь, не многим больше, чем в текущем. Тем более 2020 год сам по себе внес существенные коррективы в нашу жизнь, которая уже никогда не будет прежней.
Охватившая мир пандемия коронавируса, заперев жителей планеты по домам, обрушила нефтяной рынок. В конце апреле мы наблюдали, как американская нефть WTI торговалась в отрицательных значениях. Но в России в середине июня произошло то, чего, наверное, никто не ожидал.
Биржевой индекс бензина АИ-95 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) превысил 56 тыс. рублей за тонну. Это был рекорд, самый крупный показатель за весь период наблюдений на СПбМТСБ. Но и на этом рост не остановился. Уже 18 июня была зафиксирована пиковая отметка – 57,3 тыс. рублей за тонну, а 3 июля цена достигла следующего пика – 59,6 тыс. рублей. Для полноты картины – сейчас этот показатель примерно соответствует 45,7 рубля за литр.
Причиной такого роста стали ажиотаж и отмена карантинных ограничений. В ряде регионов некоторые рыночные игроки, столкнувшись с увеличившейся потребительской активностью, создали ажиотажный спрос. Кроме того, сыграло свою роль и ограничение выезда за рубеж. Многие решили провести отпуск внутри страны, отдав предпочтение автотуризму. При всех прочих сложностях это привело к тому, что потребление моторного топлива, резко обвалившееся весной, в июле приблизилось к показателям прошлого года.
Постепенно ценники на АЗС нормализовались. А осенью мы и вовсе наблюдали снижение стоимости моторного топлива. Эксперты это связали с завершением сезона повышенного спроса, ремонтными работами на НПЗ и желанием владельцев АЗС за счет увеличения объемов компенсировать снижение стоимости. Что же касается авиационного керосина, чья стоимость упала на 20%, о каком демпфере можно говорить, если российский рынок авиаперевозок в 2020-м «просел» на треть?
Автор – обозреватель «Известий», главный редактор журнала «Нефтегазовая вертикаль».
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Валерия Нодельман
Газета «Известия», 08:00, 23.12.2020