В редакцию «Курских известий» один из общественников прислал открытое письмо к губернатору Роману Старовойту. Его подписали 20 жителей города. Ниже приводим текст обращения:
«Уважаемый Роман Владимирович!
В городе Курске сложилась критическая ситуация с общественным транспортом города, о чем можно судить по многочисленным публикациям в СМИ и социальных сетях. Информация о планируемом повышении цен на проезд у частных перевозчиков явилась последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей города по отношению к полной деградации муниципального транспорта. Данное повышение цен под эгидой инфляции и роста эксплуатационных транспортных расходов происходит на фоне крайне низкого качества предоставления услуг населению.
Не имея альтернативы частным перевозчикам в виде муниципального транспорта, жители города вынуждены пользоваться услугами, качество предоставления которых не выдерживает критики. При этом перевозчики регулярно увеличивают цену на проезд. Они, имея фактически монополию в городских пассажирских перевозках, начали диктовать условия пассажирских перевозок. Городские власти идут у них на поводу в части выполнения этих условий. Уже не выходят на линию около 100 единиц подвижного состава, прекращено движение по 8 маршрутам обслуживаемым частными перевозчиками.
Действия частных перевозчиков носят явно манипулятивный характер, как в отношении городских властей, так и в отношении жителей города. Муниципалитет, вместо того чтобы применить, определенные законом и контрактом, санкции к нарушителям, практически не обращает внимания на этот шантаж. Мало того, наоборот, солидаризируется с требованиями частных перевозчиков и оправдывает их действия.
Мнение городских общественных деятелей и активистов, экспертов по транспорту систематически игнорируется, предложения не находят отклика. Это в который раз наглядно показала встреча в ЮЗГУ, проходившая год назад по вопросу сохранения 3 маршрута трамвая, где подавляющее большинство присутствующих жителей высказалось за сохранение и развитие 3 маршрута трамвая, в то время как представители администрации были против, не взирая на весомые аргументы в пользу сохранения. Активисты, учитывая тяжелую финансовую ситуацию и ситуацию с подвижным составом, высказали идеи переброски вагонов с других нерентабельных маршрутов на маршрут №3. Несмотря на очевидную пользу такого решения, это и другие предложения так и не были услышаны, в результате чего городом были созданы условия для дальнейшей деградации трамвайной сети.
Также фактически игнорированы идеи развития 3 маршрута трамвая на портале «Действуем вместе», за которые высказалось жителей, в размере троекратно превышающим минимальный порог голосов для прохождения на рассмотрение. История с 3 маршрутом трамвая является наглядным примером игнорирования муниципалитетом мнений и предложений жителей Курска.
Наряду с 3 маршрутом трамвая, обслуживающим Сеймский округ города, в прошедшем 2020 году до номинального минимума в 2-3 ед. был сокращен выпуск подвижного состава на троллейбусные маршруты, следующие в Сеймский округ. В результате этого временные интервалы между машинами на данных маршрутах увеличились и достигли получаса и более, и это при том, что фактического наличия исправного подвижного состава троллейбусов достаточно для обеспечения интервала в 10-15 минут. Таким образом, с 2020 года Сеймский округ остался обеспечен электротранспортом лишь только номинально. Рассчитывать на него жители с такими длинными интервалами не могут, поэтому им приходится пересаживаться на маршруты частных перевозчиков. Последним это, естественно, выгодно и сокращение электротранспорта как конкурента полностью в их интересах. Таким образом, вольно или невольно, власти города сокращая электротранспорт, не модернизируя и не развивая годами инфраструктуру электротранспорта, а также вводя маршруты для частных перевозчиков, дублирующие маршруты электротранспорта, действуют в интересах частников и в ущерб муниципальному электротранспорту, ухудшая качество жизни города Курска.
Не смотря на многочисленные обещания городской администрации, кардинально улучшить плачевную ситуацию с городским общественным транспортом не получается. Муниципальный автобусный парк фактически прекратил свое существование. Номинально он существует, но вся инфраструктура в аренде у частных перевозчиков, срок которой к настоящему времени истек.
Ситуация с инфраструктурой электротранспорта еще более плачевная. Путевое хозяйство и контактная сеть сильно изношены, их ремонт если и осуществляется, то только на локальных участках, о капитальном ремонте, а тем более развитии речь даже не идет. На эти цели из года в год даже не закладываются средства в бюджет. Подвижной состав, особенно трамвая, также деградирует без каких либо надежд на улучшение ситуации в будущем. Так или иначе, но ситуация с фактическим уничтожением электротранспорта при новой администрации приобрела еще более очевидный характер, чем это было при прежней администрации.
Весной 2020 года была заключена договоренность о поставках из Москвы 60 единиц автобусов и троллейбусов, призванных улучшить транспортную ситуацию в городе. Непонятно по каким причинам, но сроки поставки подвижного состава постоянно сдвигаются. При закрытии в Москве троллейбусного движения общественниками многократно предлагалось помимо подвижного состава попросить у Москвы и элементы инфраструктуры, однако эти предложения по нашей информации так же остались без продвижения со стороны комитета транспорта. Также можно увидеть массу проблем, связанных с работой частных перевозчиков. Это глобальное несоблюдение графика перевозок, особенно в вечернее время и проблема с невыходом на маршрут.
Существуют проблемы и с работой вновь внедренных терминалов оплаты, они установлены уже много месяцев, но их использование и по сей день является головной болью.
Хамство водителей и грязь в салонах – это также «портрет» наших частных перевозчиков. Налицо полная некомпетентность действий городской администрации по вопросам улучшения состояния муниципального транспорта и неэффективное управление этой сферой. Также хорошо заметна неприкрытая поддержка муниципалитетом частных перевозчиков в ущерб своему же муниципальному транспорту.
Закономерным итогом всех этих действий является массовый отказ жителей города от поездок на общественном транспорте в пользу личного автотранспорта, что в свою очередь несет дополнительную необязательную нагрузку на уличную сеть города, создавая множественные пробки не только в часы пик. Курск в том числе несет огромные имиджевые потери, имея настолько архаичную систему общественного транспорта в отличие от соседних регионов России, что не лучшим образом сказывается на привлечении инвестиций, развитии туризма и вызывает один лишь негатив, ухудшая индекс счастья курян. В данной сфере Курск находится в числе отстающих областных центров России, и, что усугубляет положение, некоторые решения, прописанные во вновь разработанной и защищенной специалистами НИИАТ КСОДД, не дают надежды на существенное улучшение ситуации в обозримом будущем.
Речь идет о планах, сокращения практически вдвое, трамвайной сети города Курска. Это решение вероятно негативно будет воспринято жителями города, а также скорее всего не позволит рассчитывать на получение в 2022 году федеральных средств на приобретение нового подвижного состава общественного транспорта. Поскольку, одним из главных критериев для положительного решения в пользу выделения средств, является увеличение сети электротранспорта в городе. В нашем случае планируется увеличение сети троллейбуса, да и то незначительное. А с учетом того, что минимизация частных перевозок в пользу муниципальных не выполняется, то можно констатировать, что новая КСОДД вряд ли сумеет переломить существующую модель перевозок, и, как следствие, делает призрачными шансы на выделение федеральных средств для закупки подвижного состава в 2022 году.
Роман Владимирович! Жители города чувствуют себя уставшими и не защищенными от действий властей города вкупе с частными перевозчиками. Нас сделали заложниками коммерческих интересов, лишили нормального общественного транспорта и загнали в тесные и неудобные ПАЗики, Форды, Хендаи и Газели. Нас фактически лишили такого вида транспорта как трамвай, на протяжении более чем 100 лет являвшегося символом Курского транспорта. Очень приятно выезжать в другие регионы и видеть просторный и комфортабельный городской транспорт, но в еще большей степени не приятно возвращаться в Курск и видеть все то, что у нас сделали с муниципальным транспортом. Курск словно находится в стране 3го мира. Пожалуйста, вмешайтесь в ситуацию!
В связи с выше обозначенным просим:
1. Отменить решение об увеличении стоимости проезда до введения новой двухуровневой маршрутной схемы и до появления комфортабельного подвижного состава, в том числе из Москвы.
2. Создать в городе Единую транспортную муниципальную компанию наподобие Белгородской ЕТК или Мосгортранса, возможно под патронажем областных властей. Муниципальными на первом этапе должны быть электротранспорт и как минимум первый уровень магистральных маршрутов автобусов новой двухуровневой схемы. Также помимо магистральных маршрутов муниципальными необходимо сделать автобусные, не имеющие альтернативы в виде электротранспорта в отдельно взятом транспортном коридоре.
3. Ввести и прописать в НПА строгую ответственность как должностных лиц, так и частных перевозчиков в случае несоблюдения обязательств по договору/контракту. Создать реестр на транспортные пассажирские перевозки с опубликованием в открытом доступе сведений для профилактики нарушений сторонами положений и норм данных договоров/контрактов.
4. В связи с массовым обновлением трамвайного парка Москвы провести переговоры по вопросу приобретения б/у вагонов для пополнения трамвайного парка Курска.
5. Заключить соглашение с РЖД о безвозмездных поставках б/у взаимозаменяемых рельс, шпал и других элементов РШР для ремонта существующей трамвайной сети города.
6. Обнародовать материалы новой КСОДД в ближайшее время для возможного детального изучения жителями города и определить срок не менее 1 месяца для возможности внесения предложений. Обсудить возможность внесения предложений жителей в новую КСОДД на открытой платформе с присутствием представителей от жителей города, общественников и специалистов по транспорту от общественности.
7. Внести изменения и дополнения в новую КСОДД, предусматривающие отмену демонтажа трамвайной сети по всему 3 маршруту от Волокно до Автовокзала путем временной консервации путей для последующей через определенное время реконструкции под скоростное движение (скоростной трамвай).
8. Внести изменения и дополнения в новую КСОДД, предусматривающие: Увеличение количества магистральных автобусных маршрутов 1 уровня до 10-15 маршрутов для более полного охвата данным видом транспорта городской территории по примеру Белгорода, где вариант с гораздо большим чем у нас количеством магистральных маршрутов хорошо зарекомендовал себя уже сейчас.
9. Собрать из числа жителей города группу общественников и специалистов по транспорту, делегированную от жителей, которая сможет предлагать инициативы и изменения, будет согласовывать решения и дальнейшие изменения в сфере общественного транспорта города Курска на постоянной основе».
Авторы письма также попросили жителей города в комментариях написать свое мнение об их предложениях.